Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 1. С. 29–45
doi:10.21638/spbu16.2022.103
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы Б.Г. Ананьев: ученый, опередивший свое время
Аннотация
Статья посвящена основателю Ленинградской / Санкт-Петербургской психологической школы академику Борису Герасимовичу Ананьеву. С самого начала своего формирования как ученого Ананьев проявлял интерес к фундаментальным проблемам психологии, ее междисциплинарным связям, положению в системе наук. К ведущим направлениям его научной деятельности относятся исследования сенсорно-перцептивной и психомоторной организации человека в контексте определения ресурсов и резервов человеческого развития, рассмотрение сенсорно-перцептивной организации как основы развития человека как личности и субъекта деятельности, проблема индивидуальности человека. Дается характеристика научной концепции Б. Г. Ананьева, его вклада в различные отрасли психологии, прежде всего в психологию развития и дифференциальную психологию. Важнейшим результатом научной работы Ананьева стала разработка методологии и методов комплексного изучения человека. На этой основе под его руководством были реализованы эмпирические исследования, включавшие комплекс параметров развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности в различные периоды онтогенеза, при этом особенно пристальное внимание уделялось периодам взрослости. Благодаря этим исследованиям были сформулированы представления о целостности индивидуального развития человека, были описаны его потенциалы, введено понятие жизнеспособности. Ананьев создал учение о психологической структуре человека, развивал идеи о непрерывности психического развития человека на всем протяжении онтогенеза, о необходимости сближения психологии развития и дифференциальной психологии, методологически и методически обосновал необходимость использования комплексного подхода при изучении такой сложной структуры, какой является человек, заложил основы междисциплинарных исследований. В идеях и разработках Ананьева был заложен огромный потенциал дальнейшего научного развития, на десятилетия определивший направления работы психологической школы Ленинградского / Санкт-Петербургского государственного университета. Этот потенциал далеко не исчерпан и сегодня.
Общая информация
Ключевые слова: онтопсихология, индивидуальное развитие, период взрослости, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность
Рубрика издания: История психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.103
Получена: 01.12.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Головей Л.А. Основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы Б.Г. Ананьев: ученый, опередивший свое время // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 29–45. DOI: 10.21638/spbu16.2022.103
Литература
Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Лен. гос. ун-т, 1977.
Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Лен. гос. ун-т, 1965
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. (Труды Ин-та по изучению мозга им. В. М.Бехтерева. Т.IV).
Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: Лен. гос. ун-т, 1955.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Лен. гос. ун-т, 1961.
Ананьев Б.Г. Предисловие // Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Лен. гос. ун-т, 1965. С. 3–7.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Лен. гос. ун-т, 1968.
Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / под ред. А.А.Бодалева. Л.: Лен. гос. ун-т, 1976. С. 13–35.
Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977a. С. 211–229.
Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977б. С. 187–275.
Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959.
Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.
Веккер Л.М., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении // Ученые записки ЛГУ. Сер. психологических наук. Вып. 3. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Лен. гос. ун-т, 1971. С. 61–66.
Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология. 2009. No 4. С. 31–39.
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Головей. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2003.
Кулешова Л.Н. Сенсорно-перцептивная организация в структуре психологических характеристик человека // Известия Академии педагогических и социальных наук. 1997. Вып. 2. С. 50–55.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б.Г.Ананьева и Е. И.Степановой. М.: Педагогика, 1972.
Розе-Грищенко Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Лен. гос. ун-т, 1970.
Рыбалко Е.Ф. Взаимосвязь индивидных и личностных свойств в индивидуальном развитии человека // Онтопсихология / под ред. А.А.Крылова, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003.С. 198–211.
Сергиенко Е.А. Психогенетика и пересмотр психологических постулатов // Психология: Современные направления междисциплинарных исследований. М.: Ин-т психологии РАН, 2003. С. 258–269.
Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л.: Лен. гос. пед. ин-т им. А. И.Герцена, 1981.
Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.
Феномен и категория зрелости в психологии / под. ред. А.Л.Журавлева, Е. А.Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 345
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 767
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 28