Изменчивость и постоянство научной школы, или Гармонизация прерванной идентичности

57

Аннотация

Раскрывается связь между становлением Санкт-Петербургской, Петроградской и Ленинградской научных психологических школ и социальной ситуацией развития науки в России. Показывается роль университетских кафедр, лабораторий, журналов и научных обществ в формировании проблематики и оппонентного круга российской психологии. Соединение двух линий в развитии психологии в Санкт-Петербургском университете — гуманитарной, историко-филологической и естественно-научной, с самого начала было связано с именами первых профессоров психологического факультета — М. И. Владиславлева и А. И. Введенского. При этом связующей нитью между концепциями этих ученых был приоритет научно обоснованного и объективного знания и научной честности самих ученых. Эта линия в последующих работах психологов Петербургской-Ленинградской школы осталась основополагающей, что и стало фундаментом, на котором в дальнейшем строились теории, развиваемые в различных парадигмах в ХХ в. Показываются связь Н. Н. Ланге и Н. Я. Грота, окончивших университет в С.-Петербурге, с традициями университета и их роль в качестве ведущих персон оппонентного круга профессоров Санкт-Петербургской психологической школы — А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, М. Я. Басова. Раскрывается специфика подхода к активности и деятельности в работах М. Я. Басова. Анализируется значение теоретической и практической психологии, заложенное в трудах А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. М. Бехтерева, для развития психологической науки в России. Раскрывается значение В. М. Бехтерева для создания «лица необщего выражения» именно Петербургской школы, продолжения и развития его идей в трудах В. Н. Мясищева и Б. Г. Ананьева. Доказывается, что, несмотря на кризисные моменты в истории становления и развития Ленинградской психологической школы, ученым удалось сохранить свою научную идентичность, сочетая исследования отношения и мотивации, поведения и деятельности, а также активности. Так соединились постоянство ценностных ориентаций школы и традиций, заложенных ее основателями, с необходимой для современности изменчивостью и трансформацией научных приоритетов и методологических и методических оснований.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа, методология, психологический эксперимент, рефлексология, отношения, деятельность

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.101

Финансирование. Исследование выполнено в рамках госзадания FNRE-2021-0001.

Получена: 20.05.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Марцинковская Т.Д. Изменчивость и постоянство научной школы, или Гармонизация прерванной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 8–18. DOI: 10.21638/spbu16.2022.101

Литература

Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.

Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.

Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. СПб.: Изд. книжного склада М. М. Стасюлевича, 1917.

Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. СПб.: Польза, 1912.

Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Блиц, 1994.

Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.

Ярошевский М. Г. Историческая психология. СПб.: Изд-во Международного фонда истории науки, 1995.

Информация об авторах

Марцинковская Татьяна Давыдовна, доктор психологических наук, профессор, директор института, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2810-2554, e-mail: tdmartsin@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 124
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 57
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2