Современные цифровые технологии как новые образовательные ресурсы педагога

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 17 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Современное общество отличается появлением новых внешних стимулов как вызовов, расширяющих горизонты, перспективы, ресурсы развития личности субъектов образования, и прежде всего педагога, от которого в значительной степени зависит будущее детей и молодежи страны. Цель. Теоретико-аналитическое обоснование и программное обеспечение освоения будущими педагогами цифровых технологий как новых образовательных ресурсов. Гипотеза. Освоение системы цифровых технологий является ресурсным средством личностно-профессионального развития будущих педагогов. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 90 студентов 4 курса педагогического вуза (M = 21,6, SD = 2,3, 78% девушек). Основу методической программы составили: методика оценки работы учителя (МОРУ) и авторские анкеты. Результаты. Показано, что участие будущих педагогов в комплексной программе повышает уровень их цифровой грамотности, профессиональной и личностной компетентности, что способствует созданию ими развивающей информационно-образовательной среды для учащихся. Выводы. Программа актуализации новых образовательных ресурсов детерминации личностно-профессионального развития будущих педагогов доказала эффективность в эксперименте, что позволяет рекомендовать ее в образовательный процесс школ, колледжей, вузов.

Общая информация

Ключевые слова: ресурсный подход, личностное развитие, кибернетическая концепция, учебная программа, цифровые технологии, цифровые технологии в образовании, цифровые образовательные ресурсы, информационные образовательные ресурсы, развивающая образовательная среда

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220207

Поступила в редакцию 18.05.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Митина, Л.М., Щелина, С.О. (2025). Современные цифровые технологии как новые образовательные ресурсы педагога. Вестник практической психологии образования, 22(2), 91–105. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220207

© Митина Л.М., Щелина С.О., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

В решении стратегической задачи развития страны центральное место принадлежит образованию, направленному на подготовку к вызовам времени молодых людей, стремящихся к максимальной реализации своих возможностей и талантов — благодаря педагогам, способным вдохновить и вовлечь их интеллект и эмоции в творческий процесс созидания будущего. А для этого сам педагог должен быть личностью, обладающей знаниями, опытом и потенциалом (резервами и ресурсами) для адекватной оценки и анализа ситуации, конструктивного разрешения возникающих проблем и внутриличностных противоречий, прогнозирования будущего в соответствии со своими ценностями, смыслами и нравственными принципами.

В этом плане задачи психологической науки включают в себя выделение основных приоритетов (векторов развития системы непрерывного педагогического образования) и поиск и актуализацию ресурсов личностно-профессионального развития учителя.

Ресурсы для реализации включают личностные — резерв внутренних сил, для актуализации которых необходимо создание новых психологических технологий, и профессиональные ресурсы как конвергенцию национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных цифровых технологий.

Материалы и методы

Обеспечение опережающей подготовки будущих педагогов должно осуществляться посредством непрерывного обновления знаний и технологий, разработанных на основе ресурсно-прогностического подхода к развитию педагога как субъекта, выявления места и роли интегральных характеристик личности в общей системе психологических ресурсов и прогнозирования их качественных изменений в результате перехода на более высокую стадию профессионального развития личности: самоопределения, самовыражения, самореализации (Митина, 2025).

В концепции ресурсно-прогностической детерминации профессионального развития личности показано, что при переходе с одной стадии на другую интегральные личностные характеристики педагога — направленность, компетентность, гибкость — объединяются в профессионально значимые констелляции — ресурсы: конструктивное совладание, рефлексивное проектирование, эмоционально-ценностное вовлечение. Этот переход возможен в том случае, если педагог обладает средствами актуализации своих личностных ресурсов, осознает их и способен оперативно применить в нужный момент. Речь идет о новых образовательных ресурсах, прежде всего, о цифровых технологиях.

Проведенный нами анализ исследований цифровых технологий (табл.) показал, что исследования, как правило, относятся к изучению отдельных цифровых технологий, результаты которых получены на разных выборках испытуемых и с помощью разных методов проверки эффективности, отличаются недостаточной интеграцией указанных технологий и не соответствуют множественности реальных связей между предметами этих исследований (характеристиками компонентов). В то же время именно системная практика применения цифровых технологий необходима для освоения педагогами новых способов деятельности по созданию развивающей информационно-образовательной среды.

С целью преодоления подобных ограничений нами разработана программа ресурсно-прогностической детерминации личностно-профессионального развития педагогов, составной частью которой является овладение педагогами (будущими педагогами) системой цифровых образовательных технологий.

В основу программы положена психологическая технология профессионального развития личности педагога (Митина, 2024), которая состоит из четырех стадий: подготовки, осознания, переоценки, действия; включает процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие) и комплекс методов воздействия (традиционные и активные).

В программе принимали участие студенты 4 курса педагогического вуза (n = 90), экспериментальная группа (n = 45) и контрольная группа (n = 45).

До и после эксперимента проводилось тестирование по методике оценки работы учителя (МОРУ) и анкетирование (авторская методика).

Результаты

На первой стадии (подготовка) происходит вовлечение студентов в обозначенную тематику, проводится диагностика и анкетирование на знание цифровых образовательных технологий (табл.).

Таблица / Table

Современные образовательные цифровые технологии

Modern educational digital technologies

Название / Title

Описание / Description

Примеры цифровых сервисов для реализации / Examples of digital services to implement

В каких учреждениях могут применяться / In which institutions can they be used

Авторы исследова­ния / The authors of the study

Электронные журналы и дневники / Electronic journals and diaries

Онлайн-платформа для информирования участников образовательного процесса о расписании, оценках и домашних заданиях / An online platform for informing participants in the educational process about schedules, grades, and homework

dnevnik.ru, ballov.net, studyapps.ru, eljur.ru

1. Школы

2. СПО

3. Вузы /

1. School

2. Colleges

3. Universities

Султанова А.М. (2023); и др. / Sultanova A.M. (2023); and others

Цифровой класс / Digital Classroom

Комплекс цифровых инструментов и сервисов для организации обучения / A set of digital tools and services for organizing training

Google Classroom, AhaSlides,
Poll Everywhere

1. Школы

2. СПО /

1. School

2. Colleges

Бузни В.А. и др. (2023); и др. / Buzni V.A. et al. (2023); and others

Цифровые экосистемы / Digital ecosystems

Совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса / A set of information systems designed to provide various tasks of the educational process

Экосистемы «Яндекс» и др. / The Yandex ecosystem, etc.

1. Школы

2. Вузы /

1. School

2. Universities

Лысич И.В (2024); и др. / Lysych I.V. (2024); and others

Облачные сервисы / Cloud services

Онлайн-сервисы, которые позволяют организовать учебный процесс, сделать его более эффективным и доступным для обучающихся

Amazon, TheRackspace, Google, Microsoft, Joyent, GoGrid, Terremark, Savvis, Verizon, VK Cloud Solutions

1. Школы

2. СПО

3. Вузы /

1. School

2. Colleges

3. Universities

Лысич И.В (2024); и др. / Lysych I.V. (2024); and others.

МООК и другие онлайн-платформы / MOOCs and other online platforms

Веб-сайты и приложения, позволяющие педагогам и обучающимся взаимодействовать независимо от их местоположения / Websites and applications that allow educators and students to interact regardless of their location

Coursera, edX, Google Classroom, Udemy, Moodle, DreamBox, Knewton, Smart Sparrow, Miro, Quizlet, EdSurge

1. Школы

2. СПО

3. Вузы /

1. School

2. Colleges

3. Universities

Бредихин С.С. и др. (2023); и др. / Bredikhin S.S. et al. (2023); and others

Искусствен­ный интеллект / Artificial intelligence

Область компьютерной науки, разрабатывающая системы, имитирующие человеческий интеллект и выполняющие задачи, требующие умственных способностей / A field of computer science that develops systems that mimic human intelligence and perform tasks that require mental abilities

Cognii, Querium, Gradescope, Turnitin

1. Школы

2. СПО

3. Вузы

4. Дополнительное образование /

1. School

2. Colleges

3. Universities

4. Institutions of additional education

Салтанаева Е.А. и др. (2023); и др. / Saltanaeva E.A. et al. (2023); and others

Нейросети / Neural networks

Модели ИИ, обучающиеся анализировать данные и выявлять закономерности, технология автоматизации и повышения эффективности обучения / AI models, students analyzing data and identifying patterns, automation technology and improving learning efficiency

Kandinsky, ChatGPT

1. Школы

2. СПО

3. Вузы

4. Дополнительное образование /

1. School

2. Colleges

3. Universities

4. Institutions of additional education

Кетрова А.А. и др. (2024); и др. / Ketrova A.A. et al. (2024); and others

Цифровые ассистенты и чат-боты / Digital assistants and chatbots

Программные решения на базе ИИ, облегчающие работу студентам и преподавателям, упрощая управление и делая обучение удобнее / AI-based software solutions that facilitate the work of students and teachers, simplifying management and making learning more convenient

ALEKS, Thinkster Math, Carnegie Learning

1. Школы

2. СПО

3. Вузы

4. Дополнительное образование /

1. School

2. Colleges

3. Universities

4. Institutions of additional education

Круподерова Е.П. и др. (2023); и др. / Krupoderova E.P. et al. (2023); and others

Виртуальная и дополненная реальность / Virtual and AR

VR — цифровой мир для погружения через специальные шлемы. AR — технология, добавляющая цифровые объекты в реальность / VR is a digital world for immersion through special helmets. AR is a technology that adds digital objects to reality

Google Expeditions, Nearpod VR, Alchemy VR

1. Школы

2. Вузы

3. Дополнительное образование /

1. School

2. Universities

3. Institutions of additional education

Круподерова Е.П. и др. (2023); и др. / Krupoderova E.P. et al. (2023); and others

Виртуальные лаборатории / Virtual laboratories

Интерактивные научные симуляции, доступные учащимся онлайн через личные устройства / Interactive science simulations available to students online via personal devices

Teachmen.ru, VR Chemistry Lab, VR-labs.ru, ITMO.cLAB, ITMO.IoT’S

1. Школы

2. Вузы

3. Дополнительное образование /

1. School

2. Universities

3. Institutions of additional education

Габдулинова К.Г. и др. (2024); и др. / Gabdulinova K.G. et al. (2024); and others

Цифровые симуляторы и виртуальные тренажеры / Digital simulators and virtual simulators

Цифровые инструменты, которые используются для обучения и развития определенных навыков и знаний у пользователей / Digital tools that are used to teach and develop certain skills and knowledge among users

«Отличник», Модуль Varvara, «Инженер Аддитивных технологий», «Сноровка PRO», Second Life, «Управление корпорацией» и др. / "Excellent student", Varvara Module, "Engineer of Additive Technologies", "Knack PRO", Second Life, "Corporate Management", etc.

1. Школы

2. Вузы

3. Дополнительное образование /

1. School

2. Universities

3. Institutions of additional education

Шагиахметова М.Н. и др. (2022); и др. / Shagiakhmetova M.N. et al. (2022); and others

Инфографика / Infographics

Метод визуализации сложной информации для краткого, точного и достоверного представления больших данных без потери информативности / A method of visualizing complex information for a concise, accurate and reliable presentation of big data without loss of informativeness

Canvas, Supa, Saharok, Sellercard

1. Школы

2. СПО

3. Вузы /

1. School

2. Colleges

3. Universities

Алексеева Е.Е. (2023); и др. / Alekseeva E.E. (2023); and others

Блокчейн / The Blockchain

Технология, способная обеспечить безопасную и надежную аутентификацию обучающихся и подтверждение их достижений / A technology capable of providing secure and reliable authentication of students and confirmation of their achievements

-

Вузы / Universities

Жорабекова М.К. и др. (2024); и др. / Zhorabekova M.K. et al. (2024); and others

Стартап-проекты

Новые прорывные идеи, которые обычно реализуют малые группы (3–10 чел.) с целью создания востребованных в регионе товаров или услуг / New breakthrough ideas that are usually implemented by small groups (3-10 people) in order to create goods or services in demand in the region

startup-course.com, Projects, PRE.INC

1. Школы

2. Вузы /

1. School

2. Universities

Салтанаева Е.А. и др. (2023); и др. / Saltanaeva E.A. et al. (2023); and others.

Геймифи­кация / Gamification

Использование игровых элементов в обучении для повышения интереса, мотивации и интерактивности / Using game elements in learning to increase interest, motivation, and interactivity

Classcraft, Castle quiz, Spatial chat, Kahoot, Mentimeter

1. Школы

2. Вузы

3. Онлайн-школы и онлайн-курсы /

1. School

2. Universities

3. Online schools and online courses

Лапина М.А. и др. (2023); и др. / Lapina M.A. et al. (2023); and others

Цифровой сторителлинг / Digital storytelling

Метод передачи информации через истории с использованием мультимедийных технологий / A method of transmitting information through stories using multimedia technologies

Freepik, Sketchfab, Wordwall, Superkid, Learningapps.

1. Школы

2. Вузы /

1. School

2. Universities

Лапина М.А. и др. (2023); и др. / Lapina M.A. et al. (2023); and others

Подкасты / Podcasts

Учебные аудио- или видеофайлы, размещенные онлайн, позволяющие удобно и комфортно передавать информацию без отвлечения от дел / Educational audio or video files posted online, allowing you to conveniently and comfortably transfer information without distraction from business

Yandex.Music, VKontakte, SoundCloud, Apple Podcasts, Spotify, etc.

1. Школы

2. СПО

3. Вузы /

1. School

2. Colleges

3. Universities

Щелина С.О. и др. (2022); и др. / Shchelina S.O. et al. (2022); and others

Мобильные приложения / Mobile applications

Разработанные программы, обеспечивающие доступ к ресурсам и создающие комфортные условия для обучения вне учебного заведения / Developed programs that provide access to resources and create comfortable conditions for learning outside the educational institution

Duolingo, Lingualeo, мобильные приложения для подготовки к ЕГЭ, Oxford Dictionary, официальные мобильные приложения учебных заведений и др. / Duolingo, Lingualeo, mobile applications for exam preparation, Oxford Dictionary, official mobile applications of educational institutions, etc.

1. Школы

2. Вузы

3. Дополнительное образование /

1. School

2. Universities

3. Institutions of additional education

Шодмонов Д.А. (2023); и др. / Shodmonov D.A. (2023); and others

Робототехни­ка / Robotics

Дисциплина, занимающаяся созданием и программированием роботов / A discipline that creates and programs robots

MyRobot.ru, TRIK Studio, MUR IDE (Python)

1. Детские сады

2. Школы

3. Вузы

4. Кванториумы

5. Технопарки

6. Центры творчества детей и молодежи /

1. Kindergartens

2. Schools

3. Universities

4. Quanturiums

5. Technoparks

6. Creative centers for children and youth

Шодмонов Д.А. (2023); и др. / Shodmonov D.A. (2023); and others

Форсайт-проекты / Foresight projects

Цифровая реальность, требующая от учебных заведений готовить конкурентоспособных специалистов для устойчивого развития экономики / Digital reality, which requires educational institutions to train competitive specialists for sustainable economic development

vko.effektiko.ru, rcro.tomsk.ru, center edu.ssti.ru, child-forsight.ru

1. Школы

2. Образовательные центры ускоренного обучения /

1. Schools

2. Accelerated learning Educational Centers

Внуковский Н.И. и др. (2023); и др. / Vnukovsky N.I. et al. (2023); and others

 

На второй стадии (осознание) происходили, главным образом, когнитивные изменения — актуализация значимости умения применять цифровые технологии в различных педагогических ситуациях, прояснение этих ситуаций. Студенты начинали в большей степени рефлексировать свою профессиональную деятельность. На этой стадии использовались такие методы, как кооперативные методы обучения, мини-лекции, дискуссии, брейнсторминг.

На третьей стадии (переоценка) к когнитивным изменениям подключились еще и аффективные. В процессе ролевых, деловых игр, тренингов, проигрывания педагогических ситуаций студенты получали не только обратную связь, но и продумывали возможные варианты применения цифровых технологий в процессе создания развивающей информационно-образовательной среды для учащихся.

На четвертой стадии (действие) будущие педагоги получали возможность закрепления новых моделей поведения в педагогических ситуациях с использованием цифровых технологий в реальной педагогической деятельности. На данном этапе обсуждались итоги участия в программе, а также проводилась повторная диагностика с теми же методиками, что и на стадии подготовки.

Обсуждение результатов

Обследование студентов до и после эксперимента по методике оценки работы учителя (МОРУ) выявило статистически значимое повышение цифровой компетентности студентов в результате участия в развивающей программе. Полученные от студентов отзывы об участии в программе свидетельствуют о достаточно высоком уровне ее полезности и эффективности.

Заключение

Результаты проведенного исследования послужили для нас дополнительной доказательной базой разработки инновационного пути развития и обновления педагогического образования не только на целевом и содержательном, но и технологическом (цифровом) уровнях. Успешность решения учителем профессиональных проблем в будущем будет зависеть от доступности личностных ресурсов (открытие, осознание, прогнозирование) и новых образовательных ресурсов — цифровых технологий, что предопределит новые возможности для развития педагога.

Литература

  1. Алексеева, Е.Е. (2023). Визуализация информации в условиях цифровой образовательной среды. Самарский научный вестник, 12(2), 203—207. https://doi.org/10.55355/snv2023122301
    Alekseeva, E.E. (2023). Visualization of information in a digital educational environment. Samara Journal of Science, 12(2), 203—207. (In Russ.). https://doi.org/10.55355/snv2023122301
  2. Бредихин, С.С., Щетинина, Е.В., Салганова, Е.И. (2023). Оценка обучающимися профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного процесса как инструмент совершенствования цифровой образовательной среды. Инновационное развитие профессионального образования, 1(37), 78—86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50502180 (дата обращения: 15.05.2025).
    Bredikhin, S.S., Shchetinina, E.V., Salganova, E.I. (2023). Evaluation by students of professional educational organizations of the digital educational process as a tool for improving the digital educational environment. Innovative Development of Vocational Education, 1(37), 78—86. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50502180 (viewed: 15.05.2025)
  3. Бузни, В.А., Осипенко, С.Д. (2023). Понимание роли цифровых технологий в образовании. Проблемы современного педагогического образования, 79-2, 28—30. URL: https://elibrary.ru/esjedf (дата обращения: 15.05.2025).
    Buzni, V.A., Osipenko, S.D. (2023). Understanding the role of digital technologies in education. Problems of Modern Pedagogical Education, 79-2, 28—30. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/esjedf (viewed: 15.05.2025).
  4. Внуковский, Н.И., Внуковская, Т.Н. (2023). Форсайт как инструмент развития и интеграции образования на платформе инновационных цифровых технологий. Вестник экономики, управления и права, 16(3), 8—16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54736058 (дата обращения: 15.05.2025).
    Vnukovsky, N.I., Vnukovskaya, T.N. (2023). Foresight as a tool for the development and integration of education on the platform of innovative digital technologies. Bulletin of Economics, Management and Law, 16(3), 8—16. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54736058 (viewed: 15.05.2025).
  5. Габдулинова, К.Г., Коврова, М.А., Ильинская, И.В., Скрябина, Д.Ю. Влияние применения детской цифровой лаборатории на развитие у младших школьников представлений о воздухе и воде. Перспективы науки и образования, 6(72), 318—333. https://org/10.32744/pse.2024.6.20
    Gabdulinova, K.G., Kovrova, M.A., Ilyinskaya, I.V., Scriabina, D.Yu. The impact of using a children’s digital laboratory on the development of primary school students’ ideas of air and water. Perspectives of Science and Education, 6(72), 318—333. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.20
  6. Жорабекова, М.К., Амандык, А.А. (2024). Особенности применения цифровых технологий в образовании. Наука и реальность, 1(17), 25—30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63492894 (дата обращения: 15.05.2025).
    Zhorabekova, M.K., Amandyk, A.A. (2024). Features of the use of digital technologies in education. Science & Reality, 1(17), 25—30. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63492894 (viewed: 15.05.2025)
  7. Кетрова, А.А., Стефановская, Е.О. (2024). Применение новых цифровых технологий в профессиональном образовании. Universum: психология и образование, 7(121), 30—32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68487322 (дата обращения: 15.05.2025).
    Ketrova, A.A., Stefanovskaya, E.O. (2024). The use of new digital technologies in vocational education. Universum: Psychology and Education, 7(121), 30—32. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68487322 (viewed: 15.05.2025).
  8. Круподерова, Е.П., Круподёрова, К.Р., Попенко, А.Д. (2023). Освоение цифровых технологий в рамках школьного дополнительного образования. Проблемы современного педагогического образования, 79-2, 189—191. URL: https://elibrary.ru/TZXQBT (дата обращения: 15.05.2025).
    Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R., Popenko, A.D. (2023). Mastering digital technologies in the framework of school additional education. Problems of Modern Pedagogical Education, 79-2, 189—191. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/TZXQBT (viewed: 15.05.2025).
  9. Лапина, М.А., Кормакова, В.Н., Ирхин, В.Н., Макотрова, Г.В. (2023). Цифровые технологии вовлечения школьников в учебный процесс: геймификация и сторителлинг. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2), 280—289. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-280-289
    Lapina, M.A., Kormakova, V.N., Irkhin, V.N., Makotrova, G.V. (2023). Digital technologies for involving schoolchildren in the educational process: gamification and storytelling. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(2), 280—289. (In Russ.). https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-280-289
  10. Лысич, И.В. (2024). Облачные сервисы и цифровые технологии в учреждении среднего профессионального образования. Наука и практика в образовании: электронный научный журнал, 5(4), 138—143. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_138
    Lysych, I.V. (2024). Cloud services and digital technologies in secondary vocational education institutions. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal, 5(4), 138—143. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_138
  11. Митина, Л.М. (2025). Новый теоретико-методологический подход — ресурсно-прогностический исследования личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. Методология современной психологии, 25, 271—285. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80261922 (дата обращения: 15.05.2025).
    Mitina, L.M. (2025). A new theoretical and methodological approach is a resource-based predictive research of the personal and professional development of subjects of continuing education. Methodology of Modern Psychology, 25, 271—285. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80261922 (viewed: 15.05.2025).
  12. Митина, Л.М. (2024). Ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития педагога: научное обоснование и технологические решения. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(2), 13—33. https://doi.org/10.11621/TEP-24-09
    Mitina, L.M. (2024). Resource-prognostic determination of personal and professional development of a teacher: scientific substantiation and technological solutions. Theoretical and Experimental Psychology, 17(2), 13—33. (In Russ.). https://org/10.11621/TEP-24-09
  13. Салтанаева, Е.А., Эшелиоглу, Р.И., Логинова, И.М. (2023). Современные цифровые технологии — новая составляющая современной цифровой педагогики. Проблемы современного педагогического образования, 81-3, 278—281. URL: https://elibrary.ru/qwghhu (дата обращения: 15.05.2025).
    Saltanaeva, E.A., Eshelioglu, R.I., Loginova, I.M. (2023). Modern digital technologies are a new component of modern digital pedagogy. Problems of Modern Pedagogical Education, 81-3, 278—281. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/qwghhu (viewed: 15.05.2025).
  14. Султанова, А.М. (2023). Возможности цифровых технологий в образовании. Теория и практика современной науки, 11(101), 174—178. URL: https://elibrary.ru/cshzgc (дата обращения: 15.05.2025).
    Sultanova, A.M. (2023). Opportunities of digital technologies in education. Theory and Practice of Modern Science, 11(101), 174—178. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/cshzgc (viewed: 15.05.2025).
  15. Шодмонов, Д.А. (2023). Внедрение цифровых технологий в образование и новые информационные инструменты. Инновационная наука, 4-2, 156—159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50738846 (дата обращения: 15.05.2025).
    Shodmonov, D.A. (2023). Introduction of digital technologies in education and new information tools. Innovation Science, 4-2, 156—159. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50738846 (viewed: 15.05.2025).
  16. Шагиахметова, М.Н., Масалимова, А.Р. (2022). Цифровые симуляторы и виртуальные тренажеры как инструменты практической подготовки будущих учителей начальных классов. Казанский педагогический журнал, 3(152), 45— https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.005
    Shagiakhmetova, M.N., Masalimova, A.R. (2022) Digital simulators and virtual simulators as tools for practical training of future primary school teachers. Kazan Pedagogical Journal, 3(152), 45—51. (In Russ.). https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.005
  17. Щелина, С.О., Исаков, А.А. (2022). Исторические подкасты как перспективное направление развития туристического потенциала Нижегородской области (на примере еврейской общины). Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом: сборник статей участников Всероссийской научно- практической конференции с международным участием 27–28 сентября 2022 г. (с. 176—181). Арзамас: АФ ННГУ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50044365 (дата обращения:15.05.2025).
    Shchelina, S.O., Isakov, A.A. (2022). Historical podcasts as a promising direction for the development of the tourist potential of the Nizhny Novgorod region (on the example of the Jewish community). Modern problems and prospects of tourism and hospitality development in Russia and abroad: a collection of articles by participants of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation on September 27-28, 2022 (pp. 176—181). Arzamas: Arzamas branch of UNN (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50044365 (viewed:15.05.2025).

Информация об авторах

Лариса Максимовна Митина, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978, e-mail: mitinalm@mail.ru

Светлана Олеговна Щелина, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (ННГУ), доцент, кафедра общей и практической психологии, психолого-педагогический факультет, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2772-7520, e-mail: svetikol91@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 252
В прошлом месяце: 81
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 52
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 304
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 12