Введение
В решении стратегической задачи развития страны центральное место принадлежит образованию, направленному на подготовку к вызовам времени молодых людей, стремящихся к максимальной реализации своих возможностей и талантов — благодаря педагогам, способным вдохновить и вовлечь их интеллект и эмоции в творческий процесс созидания будущего. А для этого сам педагог должен быть личностью, обладающей знаниями, опытом и потенциалом (резервами и ресурсами) для адекватной оценки и анализа ситуации, конструктивного разрешения возникающих проблем и внутриличностных противоречий, прогнозирования будущего в соответствии со своими ценностями, смыслами и нравственными принципами.
В этом плане задачи психологической науки включают в себя выделение основных приоритетов (векторов развития системы непрерывного педагогического образования) и поиск и актуализацию ресурсов личностно-профессионального развития учителя.
Ресурсы для реализации включают личностные — резерв внутренних сил, для актуализации которых необходимо создание новых психологических технологий, и профессиональные ресурсы как конвергенцию национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных цифровых технологий.
Материалы и методы
Обеспечение опережающей подготовки будущих педагогов должно осуществляться посредством непрерывного обновления знаний и технологий, разработанных на основе ресурсно-прогностического подхода к развитию педагога как субъекта, выявления места и роли интегральных характеристик личности в общей системе психологических ресурсов и прогнозирования их качественных изменений в результате перехода на более высокую стадию профессионального развития личности: самоопределения, самовыражения, самореализации (Митина, 2025).
В концепции ресурсно-прогностической детерминации профессионального развития личности показано, что при переходе с одной стадии на другую интегральные личностные характеристики педагога — направленность, компетентность, гибкость — объединяются в профессионально значимые констелляции — ресурсы: конструктивное совладание, рефлексивное проектирование, эмоционально-ценностное вовлечение. Этот переход возможен в том случае, если педагог обладает средствами актуализации своих личностных ресурсов, осознает их и способен оперативно применить в нужный момент. Речь идет о новых образовательных ресурсах, прежде всего, о цифровых технологиях.
Проведенный нами анализ исследований цифровых технологий (табл.) показал, что исследования, как правило, относятся к изучению отдельных цифровых технологий, результаты которых получены на разных выборках испытуемых и с помощью разных методов проверки эффективности, отличаются недостаточной интеграцией указанных технологий и не соответствуют множественности реальных связей между предметами этих исследований (характеристиками компонентов). В то же время именно системная практика применения цифровых технологий необходима для освоения педагогами новых способов деятельности по созданию развивающей информационно-образовательной среды.
С целью преодоления подобных ограничений нами разработана программа ресурсно-прогностической детерминации личностно-профессионального развития педагогов, составной частью которой является овладение педагогами (будущими педагогами) системой цифровых образовательных технологий.
В основу программы положена психологическая технология профессионального развития личности педагога (Митина, 2024), которая состоит из четырех стадий: подготовки, осознания, переоценки, действия; включает процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие) и комплекс методов воздействия (традиционные и активные).
В программе принимали участие студенты 4 курса педагогического вуза (n = 90), экспериментальная группа (n = 45) и контрольная группа (n = 45).
До и после эксперимента проводилось тестирование по методике оценки работы учителя (МОРУ) и анкетирование (авторская методика).
Результаты
На первой стадии (подготовка) происходит вовлечение студентов в обозначенную тематику, проводится диагностика и анкетирование на знание цифровых образовательных технологий (табл.).
Таблица / Table
Современные образовательные цифровые технологии
Modern educational digital technologies
|
Название / Title |
Описание / Description |
Примеры цифровых сервисов для реализации / Examples of digital services to implement |
В каких учреждениях могут применяться / In which institutions can they be used |
Авторы исследования / The authors of the study |
|
Электронные журналы и дневники / Electronic journals and diaries |
Онлайн-платформа для информирования участников образовательного процесса о расписании, оценках и домашних заданиях / An online platform for informing participants in the educational process about schedules, grades, and homework |
dnevnik.ru, ballov.net, studyapps.ru, eljur.ru |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы / 1. School 2. Colleges 3. Universities |
Султанова А.М. (2023); и др. / Sultanova A.M. (2023); and others |
|
Цифровой класс / Digital Classroom |
Комплекс цифровых инструментов и сервисов для организации обучения / A set of digital tools and services for organizing training |
Google Classroom, AhaSlides, |
1. Школы 2. СПО / 1. School 2. Colleges |
Бузни В.А. и др. (2023); и др. / Buzni V.A. et al. (2023); and others |
|
Цифровые экосистемы / Digital ecosystems |
Совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса / A set of information systems designed to provide various tasks of the educational process |
Экосистемы «Яндекс» и др. / The Yandex ecosystem, etc. |
1. Школы 2. Вузы / 1. School 2. Universities |
Лысич И.В (2024); и др. / Lysych I.V. (2024); and others |
|
Облачные сервисы / Cloud services |
Онлайн-сервисы, которые позволяют организовать учебный процесс, сделать его более эффективным и доступным для обучающихся |
Amazon, TheRackspace, Google, Microsoft, Joyent, GoGrid, Terremark, Savvis, Verizon, VK Cloud Solutions |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы / 1. School 2. Colleges 3. Universities |
Лысич И.В (2024); и др. / Lysych I.V. (2024); and others. |
|
МООК и другие онлайн-платформы / MOOCs and other online platforms |
Веб-сайты и приложения, позволяющие педагогам и обучающимся взаимодействовать независимо от их местоположения / Websites and applications that allow educators and students to interact regardless of their location |
Coursera, edX, Google Classroom, Udemy, Moodle, DreamBox, Knewton, Smart Sparrow, Miro, Quizlet, EdSurge |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы / 1. School 2. Colleges 3. Universities |
Бредихин С.С. и др. (2023); и др. / Bredikhin S.S. et al. (2023); and others |
|
Искусственный интеллект / Artificial intelligence |
Область компьютерной науки, разрабатывающая системы, имитирующие человеческий интеллект и выполняющие задачи, требующие умственных способностей / A field of computer science that develops systems that mimic human intelligence and perform tasks that require mental abilities |
Cognii, Querium, Gradescope, Turnitin |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы 4. Дополнительное образование / 1. School 2. Colleges 3. Universities 4. Institutions of additional education |
Салтанаева Е.А. и др. (2023); и др. / Saltanaeva E.A. et al. (2023); and others |
|
Нейросети / Neural networks |
Модели ИИ, обучающиеся анализировать данные и выявлять закономерности, технология автоматизации и повышения эффективности обучения / AI models, students analyzing data and identifying patterns, automation technology and improving learning efficiency |
Kandinsky, ChatGPT |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы 4. Дополнительное образование / 1. School 2. Colleges 3. Universities 4. Institutions of additional education |
Кетрова А.А. и др. (2024); и др. / Ketrova A.A. et al. (2024); and others |
|
Цифровые ассистенты и чат-боты / Digital assistants and chatbots |
Программные решения на базе ИИ, облегчающие работу студентам и преподавателям, упрощая управление и делая обучение удобнее / AI-based software solutions that facilitate the work of students and teachers, simplifying management and making learning more convenient |
ALEKS, Thinkster Math, Carnegie Learning |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы 4. Дополнительное образование / 1. School 2. Colleges 3. Universities 4. Institutions of additional education |
Круподерова Е.П. и др. (2023); и др. / Krupoderova E.P. et al. (2023); and others |
|
Виртуальная и дополненная реальность / Virtual and AR |
VR — цифровой мир для погружения через специальные шлемы. AR — технология, добавляющая цифровые объекты в реальность / VR is a digital world for immersion through special helmets. AR is a technology that adds digital objects to reality |
Google Expeditions, Nearpod VR, Alchemy VR |
1. Школы 2. Вузы 3. Дополнительное образование / 1. School 2. Universities 3. Institutions of additional education |
Круподерова Е.П. и др. (2023); и др. / Krupoderova E.P. et al. (2023); and others |
|
Виртуальные лаборатории / Virtual laboratories |
Интерактивные научные симуляции, доступные учащимся онлайн через личные устройства / Interactive science simulations available to students online via personal devices |
Teachmen.ru, VR Chemistry Lab, VR-labs.ru, ITMO.cLAB, ITMO.IoT’S |
1. Школы 2. Вузы 3. Дополнительное образование / 1. School 2. Universities 3. Institutions of additional education |
Габдулинова К.Г. и др. (2024); и др. / Gabdulinova K.G. et al. (2024); and others |
|
Цифровые симуляторы и виртуальные тренажеры / Digital simulators and virtual simulators |
Цифровые инструменты, которые используются для обучения и развития определенных навыков и знаний у пользователей / Digital tools that are used to teach and develop certain skills and knowledge among users |
«Отличник», Модуль Varvara, «Инженер Аддитивных технологий», «Сноровка PRO», Second Life, «Управление корпорацией» и др. / "Excellent student", Varvara Module, "Engineer of Additive Technologies", "Knack PRO", Second Life, "Corporate Management", etc. |
1. Школы 2. Вузы 3. Дополнительное образование / 1. School 2. Universities 3. Institutions of additional education |
Шагиахметова М.Н. и др. (2022); и др. / Shagiakhmetova M.N. et al. (2022); and others |
|
Инфографика / Infographics |
Метод визуализации сложной информации для краткого, точного и достоверного представления больших данных без потери информативности / A method of visualizing complex information for a concise, accurate and reliable presentation of big data without loss of informativeness |
Canvas, Supa, Saharok, Sellercard |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы / 1. School 2. Colleges 3. Universities |
Алексеева Е.Е. (2023); и др. / Alekseeva E.E. (2023); and others |
|
Блокчейн / The Blockchain |
Технология, способная обеспечить безопасную и надежную аутентификацию обучающихся и подтверждение их достижений / A technology capable of providing secure and reliable authentication of students and confirmation of their achievements |
- |
Вузы / Universities |
Жорабекова М.К. и др. (2024); и др. / Zhorabekova M.K. et al. (2024); and others |
|
Стартап-проекты |
Новые прорывные идеи, которые обычно реализуют малые группы (3–10 чел.) с целью создания востребованных в регионе товаров или услуг / New breakthrough ideas that are usually implemented by small groups (3-10 people) in order to create goods or services in demand in the region |
startup-course.com, Projects, PRE.INC |
1. Школы 2. Вузы / 1. School 2. Universities |
Салтанаева Е.А. и др. (2023); и др. / Saltanaeva E.A. et al. (2023); and others. |
|
Геймификация / Gamification |
Использование игровых элементов в обучении для повышения интереса, мотивации и интерактивности / Using game elements in learning to increase interest, motivation, and interactivity |
Classcraft, Castle quiz, Spatial chat, Kahoot, Mentimeter |
1. Школы 2. Вузы 3. Онлайн-школы и онлайн-курсы / 1. School 2. Universities 3. Online schools and online courses |
Лапина М.А. и др. (2023); и др. / Lapina M.A. et al. (2023); and others |
|
Цифровой сторителлинг / Digital storytelling |
Метод передачи информации через истории с использованием мультимедийных технологий / A method of transmitting information through stories using multimedia technologies |
Freepik, Sketchfab, Wordwall, Superkid, Learningapps. |
1. Школы 2. Вузы / 1. School 2. Universities |
Лапина М.А. и др. (2023); и др. / Lapina M.A. et al. (2023); and others |
|
Подкасты / Podcasts |
Учебные аудио- или видеофайлы, размещенные онлайн, позволяющие удобно и комфортно передавать информацию без отвлечения от дел / Educational audio or video files posted online, allowing you to conveniently and comfortably transfer information without distraction from business |
Yandex.Music, VKontakte, SoundCloud, Apple Podcasts, Spotify, etc. |
1. Школы 2. СПО 3. Вузы / 1. School 2. Colleges 3. Universities |
Щелина С.О. и др. (2022); и др. / Shchelina S.O. et al. (2022); and others |
|
Мобильные приложения / Mobile applications |
Разработанные программы, обеспечивающие доступ к ресурсам и создающие комфортные условия для обучения вне учебного заведения / Developed programs that provide access to resources and create comfortable conditions for learning outside the educational institution |
Duolingo, Lingualeo, мобильные приложения для подготовки к ЕГЭ, Oxford Dictionary, официальные мобильные приложения учебных заведений и др. / Duolingo, Lingualeo, mobile applications for exam preparation, Oxford Dictionary, official mobile applications of educational institutions, etc. |
1. Школы 2. Вузы 3. Дополнительное образование / 1. School 2. Universities 3. Institutions of additional education |
Шодмонов Д.А. (2023); и др. / Shodmonov D.A. (2023); and others |
|
Робототехника / Robotics |
Дисциплина, занимающаяся созданием и программированием роботов / A discipline that creates and programs robots |
MyRobot.ru, TRIK Studio, MUR IDE (Python) |
1. Детские сады 2. Школы 3. Вузы 4. Кванториумы 5. Технопарки 6. Центры творчества детей и молодежи / 1. Kindergartens 2. Schools 3. Universities 4. Quanturiums 5. Technoparks 6. Creative centers for children and youth |
Шодмонов Д.А. (2023); и др. / Shodmonov D.A. (2023); and others |
|
Форсайт-проекты / Foresight projects |
Цифровая реальность, требующая от учебных заведений готовить конкурентоспособных специалистов для устойчивого развития экономики / Digital reality, which requires educational institutions to train competitive specialists for sustainable economic development |
vko.effektiko.ru, rcro.tomsk.ru, center edu.ssti.ru, child-forsight.ru |
1. Школы 2. Образовательные центры ускоренного обучения / 1. Schools 2. Accelerated learning Educational Centers |
Внуковский Н.И. и др. (2023); и др. / Vnukovsky N.I. et al. (2023); and others |
На второй стадии (осознание) происходили, главным образом, когнитивные изменения — актуализация значимости умения применять цифровые технологии в различных педагогических ситуациях, прояснение этих ситуаций. Студенты начинали в большей степени рефлексировать свою профессиональную деятельность. На этой стадии использовались такие методы, как кооперативные методы обучения, мини-лекции, дискуссии, брейнсторминг.
На третьей стадии (переоценка) к когнитивным изменениям подключились еще и аффективные. В процессе ролевых, деловых игр, тренингов, проигрывания педагогических ситуаций студенты получали не только обратную связь, но и продумывали возможные варианты применения цифровых технологий в процессе создания развивающей информационно-образовательной среды для учащихся.
На четвертой стадии (действие) будущие педагоги получали возможность закрепления новых моделей поведения в педагогических ситуациях с использованием цифровых технологий в реальной педагогической деятельности. На данном этапе обсуждались итоги участия в программе, а также проводилась повторная диагностика с теми же методиками, что и на стадии подготовки.
Обсуждение результатов
Обследование студентов до и после эксперимента по методике оценки работы учителя (МОРУ) выявило статистически значимое повышение цифровой компетентности студентов в результате участия в развивающей программе. Полученные от студентов отзывы об участии в программе свидетельствуют о достаточно высоком уровне ее полезности и эффективности.
Заключение
Результаты проведенного исследования послужили для нас дополнительной доказательной базой разработки инновационного пути развития и обновления педагогического образования не только на целевом и содержательном, но и технологическом (цифровом) уровнях. Успешность решения учителем профессиональных проблем в будущем будет зависеть от доступности личностных ресурсов (открытие, осознание, прогнозирование) и новых образовательных ресурсов — цифровых технологий, что предопределит новые возможности для развития педагога.