Consortium Psychiatricum
2025. Том 6. № 3. С. 23–34
doi:10.17816/CP15638
ISSN: 2712-7672 / 2713-2919 (online)
Сравнительные паттерны зрительного восприятия при расстройстве аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости: поперечное исследование
Резюме
ВВЕДЕНИЕ: Зрительное восприятие играет важнейшую роль в развитии когнитивных и поведенческих функций. У людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и легкой степенью умственной отсталости (УО) отмечаются различные паттерны обработки зрительной информации, которые влияют на их обучение и взаимодействие с окружающей средой.
ЦЕЛЬ: Целью настоящего исследования является сравнение способностей к зрительному восприятию у детей с РАС и детей с легкой степенью УО.
МЕТОДЫ: Исследование имело экспериментальный сравнительный дизайн. Для оценки зрительно-моторной интеграции, перцептивной организации и способности к пространственной обработке проводили зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. Он подразумевал оценку в баллах по стандартным качественным и количественным критериям. Группы сравнивали с использованием описательной статистики и межгрупповых паттернов выполнения теста.
РЕЗУЛЬТАТЫ: В исследовании приняли участие 15 детей (8 детей с РАС и 7 детей с легкой степенью УО) в возрасте от 7 до 12 лет. У детей с РАС отмечались лучшие пространственная организация и внимание к локальным деталям, в то время как у детей с легкой степенью УО наблюдались значительные трудности в восприятии, пространственном расположении и координации движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Исследование подчеркивает важность разработки индивидуальных стратегий вмешательства, направленных на различные стили перцептивной обработки, связанные с РАС и легкой степенью УО. Однако при интерпретации полученных результатов следует учитывать такие ограничения, как отсутствие подробных диагностических критериев, отсутствие дифференциации тяжести симптомов и отсутствие контроля возраста развития. Дальнейшие исследования должны быть направлены на преодоление этих ограничений путем включения стандартизированных диагностических мер, более крупной и разнообразной выборки, а также дополнительных инструментов оценки для более полного анализа.
Общая информация
Ключевые слова: зрительное восприятие, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, Бендер-тест, зрительно-моторная координация
Рубрика издания: Исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17816/CP15638
Поступила в редакцию 23.02.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Хаменехи, Н., Токарская, Л.В. (2025). Сравнительные паттерны зрительного восприятия при расстройстве аутистического спектра и легкой степени умственной отсталости: поперечное исследование. Consortium Psychiatricum, 6(3), 23–34. https://doi.org/10.17816/CP15638
Лицензия: Creative Commons NonCommercial-NonDerivates 4.0 International (CC BY-NC-ND 4.0)
Литература
- Boat TF, Wu JT, editors. Mental Disorders and Disabilities Among Low-Income Children. Washington, DC: National Academies Press; 2015. doi: 10.17226/21780
- Miller JS, Bilder D, Farley M, et al. Autism spectrum disorder reclassified: A second look at the 1980s utah/ucla autism epidemiologic study. J Autism Dev Dis. 2013;43(1):200–210. doi: 10.1007/s10803-012-1566-0
- Baio J, Wiggins L, Christensen DL, et al. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 Years — Autism and developmental disabilities monitoring network, 11 Sites, United States, 2014. MMWR Surveill Summ. 2018;67(6):1–23. doi: 10.15585/MMWR.SS6706a1
- Mpaka DM, Okitundu DL, Ndjukendi AO, et al. Prevalence and comorbidities of autism among children referred to the outpatient clinics for neurodevelopmental disorders. Pan Afr Med J. 2016;25:82. doi: 10.11604/pamj.2016.25.82.4151
- American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington, DC: APA; 2013. doi: 10.1176/appi.books.9780890425596
- Schalock RL, Luckasson R, Tassé MJ. Intellectual disability: definition, classification, and systems of supports. 12th ed. Washington, DC: American Association on Intellectual and Developmental Disabilities; 2021
- Moshkova OM. [The role of a child’s visual perception in learning to read]. Evrazijskij Sojuz Uchenyh. 2015;(3–1): 99–100. Russian.
- Warburg M. Visual impairment in adult people with intellectual disability: Literature review. J Intellect Disabil Res. 2001;45(Pt 5):424–438. doi: 10.1046/j.1365-2788.2001.00348.x
- Chang MY, Gandhi N, O’Hara M. Ophthalmologic disorders and risk factors in children with autism spectrum disorder. J AAPOS. 2013;23(6):337.e1–337.e6. doi: 10.1016/j.jaapos.2019.09.008
- Williams ZJ. Prevalence of Strabismus in Individuals on the Autism Spectrum: A Meta-analysis. MedRxiv [Preprint]. 2021 medRxiv [posted 2021 July 16; cited 2025 June 12]. Available from: https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2021.07.13.21260452v1.full.pdf+html doi: 10.1101/2021.07.13.21260452
- Wagemans J, Elder JH, Kubovy M, et al. A century of Gestalt psychology in visual perception: I. Perceptual grouping and figure-ground organization. Psychol Bull. 2012;138(6):1172–1217. doi: 10.1037/a0029333
- Petrova VG, Belyakova IV. [Psychology of mentally retarded schoolchildren: а textbook for university students studying in the specialty 031700 — Oligophrenopedagogy]. Moscow: Akademija; 2002. Russian.
- Kuznecova LV, Perelesni LI, Solnceva LI, et al. [Fundamentals of special psychology: a textbook for use in the educational process of educational institutions implementing secondary vocational education programs]. 7th ed. Kuznecova LV, editor. Moscow: Akademija; 2010. Russian.
- Kudrjavceva EM. [Changing the recognition of objects in the course of student development: dissertation… Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow; 1954. Russian.
- Evlahova EA. [Features of the reproduction of plot and entertainment images taught in a comprehensive school: abstract of the dissertation… Candidate of Pedagogical Sciences (in Psychology)]. Moscow; 1958. Russian.
- Shkljar NV. [Correction and development of the emotional sphere of mentally retarded primary school students]. Nachal’naja shkola. 2007;(8):71–73. Russian.
- Shif ZhI, editor. [Features of the mental development of secondary school students]. Moscow: Prosveshhenie; 1965. Russian.
- Rubinstejn SJa. [Psychology of a mentally retarded schoolboy: a textbook for pedagogical institutes specializing in No 2111 “Defectology”]. 3rd ed. Moscow: Prosveshchenie; 1986. Russian.
- Shirama A, Kanai C, Kato N, et al. Ocular Fixation Abnormality in Patients with Autism Spectrum Disorder. J Autism Dev Disord. 2016;46(5):1613–1622. doi: 10.1007/s10803-015-2688-y
- Manyakov NV, Bangerter A, Chatterjee M, et al. Visual Exploration in Autism Spectrum Disorder: Exploring Age Differences and Dynamic Features Using Recurrence Quantification Analysis. Autism Res. 2018;11(11):1554–1566. doi: 10.1002/aur.2021
- Lindly OJ, Chan J, Fenning RM, et al. Vision care among school-aged children with autism spectrum disorder in North America: Findings from the Autism Treatment Network Registry Call-Back Study. Autism. 2021;25(3):840–853. doi: 10.1177/1362361320942091
- Landry O, Parker A. A meta-analysis of visual orienting in autism. Front Hum Neurosci. 2013; 7:833. doi: 10.3389/fnhum.2013.00833
- Heaton TJ, Freeth M. Reduced visual exploration when viewing photographic scenes in individuals with autism spectrum disorder. J Abnorm Psychol. 2016;125(3):399–411. doi: 10.1037/abn0000145
- Goldberg MC, Mostow AJ, Vecera SP, et al. Evidence for impairments in using static line drawings of eye gaze cues to orient visual-spatial attention in children with high functioning autism. J Autism Dev Disord. 2008;38(8):1405–1413. doi: 10.1007/s10803-007-0506-x
- Zach S, King A. Wayfinding and spatial perception among adolescents with mild intellectual disability. J Intellect Disabil Res. 2022;66(12):1009–1022. doi: 10.1111/jir.12934
- Barendse EM, Schreuder LJ, Thoonen G, et al. Working memory network alterations in high-functioning adolescents with an autism spectrum disorder. Psychiatry Clin Neurosci. 2018;72(2):73–83. doi: 10.1111/pcn.12602
- Carmo JC, Souza C, Gonçalves F, et al. Effects of categorical representation on visuospatial working memory in autism spectrum disorder. J Clin Exp Neuropsychol. 2017;39(2):131–141. doi: 10.1080/13803395.2016.1207754
- Chung S, Son JW. Visual perception in autism spectrum disorder: A review of neuroimaging studies. Soa Chongsonyon Chongsin Uihak. 2020;31(3):105–120. doi: 10.5765/jkacap.200018
- Smith D, Ropar D, Allen HA. Visual integration in autism. Front Hum Neurosci. 2015; 9:387. doi: 10.3389/fnhum.2015.00387
- Gadgil M, Peterson E, Tregellas J, et al. Differences in global and local level information processing in autism: an fMRI investigation. Psychiatry Res. 2013;213(2):115–121. doi: 10.1016/j.pscychresns.2013.02.005
- Neufeld J, Hagström A, Van’t Westeinde A, et al. Global and local visual processing in autism — a co-twin-control study. J Child Psychol Psychiatry. 2020;61(4):470–479. doi: 10.1111/jcpp.13120
- Happé F, Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders. J Autism Dev Disord. 2006;36(1):5–25. doi: 10.1007/s10803-005-0039-0
- Mottron L, Dawson M, Soulières I, et al. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principles of autistic perception. J Autism Dev Disord. 2006;(1):27–43. doi: 10.1007/s10803-005-0040-7
- Di Blasi FD, Elia F, Buono S, et al. Relationships between visual-motor and cognitive abilities in intellectual disabilities. Percept Mot Skills. 2007;104(3 Pt 1):763–772. doi: 10.2466/pms.104.3.763-772
- Ikeda K, Kasugai H, Yamaguchi A, et al. Visual perceptual strengths and weaknesses in adults with intellectual disabilities compared with a birth year-matched norm. J Intellect Disabil Res. 2013;57(1):67–79. doi: 10.1111/j.1365-2788.2011.01516.x
- Memisevic H, Sinanovic O. Predictors of visual-motor integration in children with intellectual disability. Int J Rehabil Res. 2012;35(4):372–374. doi: 10.1097/MRR.0b013e32835a23d0
- Boot FH, Pel JJ, Evenhuis HM, et al. Factors related to impaired visual orienting behavior in children with intellectual disabilities. Res Dev Disabil. 2012;33(5):1670–1676. doi: 10.1016/j.ridd.2012.04.007
- Pisters M, Schulze R, Schmukle SC. TBS-DTK-Rezension: Wechsler Intelligence Scale for Children — Fifth Edition (WISC-V). Psychologische Rundschau. 2022;73(1):95–97. doi: 10.1026/0033-3042/a000580
- Zigler E, Balla D, editors. Mental Retardation: The Developmental — Difference Controversy. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates; 1984.
- Bender L. A Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use. New York: American Ortho Psychiatric Association; 1938.
- Brannigan GG. Bender Visual-Motor Gestalt Test. In: Weiner IB, Craighead WE, editors. The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010. [2 p.]. doi: 10.1002/9780470479216.corpsy0124
- Allen RA, Decker SL. Utility of the Bender Visual-Motor Gestalt Test-Second Edition in the assessment of attention-deficit/hyperactivity disorder. Percept Mot Skills. 2008;107(3):663–675. doi: 10.2466/pms.107.3.663-675
- Mullen EM. Mullen Scales of Early Learning. Circle Pines: American Guidance Service; 1995.
- Keppeke Lde F, Cintra Ide P, Schoen TH. Bender Visual-Motor Gestalt Test in adolescents: relationship between visual-motor development and the Tanner Stages. Percept Mot Skills. 2013;117(1):1299–1317. doi: 10.2466/10.22.25.PMS.117x10z1
- Zhou R, Xie X, Wang J, et al. Why do children with autism spectrum disorder have abnormal visual perception? Front Psychiatry. 2023;14:1087122. doi: 10.3389/fpsyt.2023.1087122
- Memisevic H, Djordjevic M. Visual-Motor Integration in Children With Mild Intellectual Disability: A Meta-Analysis. Percept Mot Skills. 2018;125(4):696–717. doi: 10.1177/0031512518774137
- Castaldi E, Lunghi C, Morrone MC. Neuroplasticity in adult human visual cortex. Neurosci and Biobehav Rev. 2020;112:542–552. doi: 10.1016/j.neubiorev.2020.02.028
- Samson F, Mottron L, Soulières I, et al. Enhanced visual functioning in autism: An ALE meta-analysis. Hum Brain Mapp. 2012;33(7):1553–1581. doi: 10.1002/hbm.21307
- Behrmann M, Thomas C, Humphreys K. Seeing it differently: visual processing in autism. Trends Cogn Sci. 2006;10(6):258–264. doi: 10.1016/j.tics.2006.05.001
- Marco EJ, Hinkley LB, Hill SS, et al. Sensory processing in autism: A review of neurophysiologic findings. Pediatr Res. 2011;69(5 Pt 2):48R–54R. doi: 10.1203/PDR.0b013e3182130c54
- Shuffrey LC, Levinson L, Becerra A, et al. Visually Evoked Response Differences to Contrast and Motion in Children with Autism Spectrum Disorder. Brain Sci. 2018;8(9):160. doi: 10.3390/brainsci8090160
- Humes LE, Young LA. Sensory-cognitive interactions in older adults. Ear Hear. 2018;37(Suppl 1):52S–61S. doi: 10.1097/AUD.0000000000000303
- Giuliani F, Schenk F. Vision, spatial cognition and intellectual disability. Res Dev Disabil. 2015;37:202–208. doi: 10.1016/j.ridd.2014.11.015
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 20
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6
Скачиваний PDF
За все время: 2
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1
Всего
За все время: 22
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7