Создание инструмента для выявления конфликтов в рабочей группе

79

Аннотация

В современном обществе все сферы нашей работы и жизни пронизаны коммуникациями, которые влияют, определяют и конструируют наши показатели успешности, удовлетворенности. Процесс коммуникации может трансформироваться в различных направлениях от формирования долгосрочных, доверительных отношений до конфликтного противостояния, сопротивления. В связи с этим важно расширять знания об эффективных инструментах выявления, регулирования и формирования  конструктивных взаимоотношений между коллективами, группами, нейтрализации негативных последствий зарождающегося или существующего конфликта. В данной статье представлена проблема изучения различных стилей общения между членами рабочих групп, что часто приводит к росту межгрупповых конфликтов. Это пагубно сказывается на межличностных отношениях и производительности труда. Предметом исследования является изучение стилей взаимодействия в коллективе, которые являются предикторами напряженности, ведущей к межгрупповому конфликту. Задача разработки данного инструмента основана на предположении, что различные стили общения между членами группы приводят к групповому динамическому напряжению, которое может быть стимулирующим и полезным для развития команды, но также и порождать конфликты. Основной вопрос исследования: как разработчики команд и консультанты по конфликтам могут выявлять различные стили общения в рабочих группах и лечить конфликты на самой ранней стадии? Цель данной работы — разработать инструмент для изучения стилей общения в рабочих группах. Описаны построение инструмента и контроль качества, начиная с теоретического обоснования, факторно-аналитической редукции 12 пунктов в 4 шкалы и контроля качества шкал. В результате получился простой в использовании инструмент с удовлетворительным качеством, который можно применять в группах с большим количеством членов. Он позволяет членам группы тщательно оценить различные стили общения и выявить соответствующие различия. На его основе члены группы могут напрямую обсуждать различия между стилями общения и в случае возникновения напряженной ситуации или конфликта конструктивно решать их. В результате это будет свидетельствовать о более эффективной работе в группе, проведении тренингов, экзаменов и дальнейшей оптимизации инструментов взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникация, идентичность, конфликт, рабочая группа

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.107

Получена: 28.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Редлих А., Гуриева С.Д. Создание инструмента для выявления конфликтов в рабочей группе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 113–127. DOI: 10.21638/spbu16.2023.107

Литература

Bales, R.F., Cohen, S.P. (1979). SYMLOG — A system for the multiple level observation of groups. New York,The Free Press.

Bush, R.A.B., Folger, J.P. (1994). The Promise of Mediation: Responding Conflict through Empowerment and Recognition. San Francisco, Jossey-Bass.

Camp, J. (2012). No: The Only Negotiating System. Moscow, Dobraia kniga Publ. (In Russian)

Byrne, B.M. (2010). Structural Equation Modeling with AMOS: Basic Conceptions, Applications and Programming. New York, Routledge, Tayler & Francis. 

DeVellis, R.F. (1991). Scale Development: Theory and Applications. Thousand Oaks, Sage.

Imamgalieva, L.A. (2017). Socio-labor conflicts and the business culture of the organization: the question of definitions. Science. Society. State, 5, 1 (17). Available at:https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/imam-galieva_la_17_1_26.pdf (accessed: 29.12.2022). (In Russian)

Field, A. (2013). Discovering Statistics Using IBM SPSS Statistics. London, Sage.

Fischer, J. (2012). Die Soziale Architektur von Gruppen. Anwendungsbeispiele des Gruppentests. Saarbrücken, Akademiker Verlag.

Fisher, R., Ury, W., Patton, B. (2013). Negotiations Without Defeat. Harvard Method (2nd ed.). Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ.

Fürntratt, E. (1969). Zur Bestimmung der Anzahl interpretierbarer gemeinsamer Faktoren in Faktorenanalysen psychologischer Daten. Diagnostica, 15, 62–75.

Gewohn, W. (2010). Entwicklung und Evaluation eines computergestützten Verfahrens zur Objektivierung des Gruppentests “Die Soziale Architektur von Gruppen in der Teamentwicklung (SAG)”. Diplomarbeit am Fachbereich Psychologie. Hamburg, Universität.

Gizatullin, A.A. (2018). Strategies for resolving social conflicts in military units of the Russian ministry of defense. Historical and Social Educational Idea, 10, 2-2, 67–71. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-67-71. (In Russian)

Gurieva, S.D., Udavikhina, U.A. (2014). Business game as an instrument of the study the styles of negotiations. In: Proceedings of the 2nd European Conference on Education and Applied Psychology (Vienna, May 14, 2014) (pp. 284–292). Vienna.

Gurieva, S., Udavikhina, U. (2015). Negotiating styles in situation of limited resources and ambiguity: “Short” and “long” communications. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6, 4S2, 109–117. https://doi.org10.5901/mjss.2015.v6n4s2p109

Gurieva, S., Borisova, M., Mikhalyuk, O., Dmitrieva, V., Odintsova, O., Kawabata, T. (2016). Trust as a mechanism of social regulation the modern youth’s behaviour. American Journal of Applied Sciences, 13, 1, 100–110. https://doi.org/10.3844/ajassp.2016.100.110

Jollife, I.T. (2002). Principal Component Analysis. New York, Springer.

Korth, B.A. (1978). A significance test for congruence coefficients for Cattell’s Factors matched by scanning. Multivariate Behavioral Research, 13, 419–430.

Kozlowski, S.W.J., Bell, B. S. (2003). Work groups and teams in organizations. In: Borman, W.C., Ilgen, D.R., Klimoski, R.J.(eds). Handbook of Psychology: Industrial and Organizational Psychology, vol. 12 (pp. 333–375). London, Wiley. 

Kramer, M.W. (2004). Managing uncertainty in organizational communication. Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates.

Langer, I., Schulz von Thun, F. (2007). Messung komplexer Merkmale in Psychologie und Pädagogik: Rating verfahren. Münster, Waxmann.

Leary, T. (1957). Interpersonal Diagnosis of Personality. New York, Ronald Press.

Lyutens, F. (1999). Organizational Behavior. Moscow, INFRA-M Publ.(In Russian)

Mastenbroek, W. (1993). Negotiate. Kaluga, Kaluga Institute of Sociology Press. (In Russian)

Olson, D.H. (2000). Circumplex Model of Marital and Family Systems. Journal of Family Therapy, 22 (2), 144–167.

Redlich, A. (2012). Konfliktmoderation in Gruppen. Hamburg, Windmühle. (In Russian: Redlich, A., Mironov, E. (2009). Moderatija Konfliktov v Organisatii. St Petersburg, Rech Publ.).

Redlich A. (2009). Die Soziale Architektur von Gruppen in der Teamentwicklung. Materialie 8, herausgegeben vom Alumni-Verein Psychologie Hamburg: Universität. https://doi.org//10.13140/RG..1.1113.6483

Redlich, A., Rogmann, J.J. (2012). Conflict Moderation: Facilitating Multiparty Conflict Resolution in Groups and Teams. In: Manichev, S.A., Redlich, A.(eds). Embedding Mediation in Society: Theory —Research — Practice — Training (pp. 119–130). St Petersburg, Dialogue Publ.; Frankfurt, Lang.

Samoilov, P.V., Sheremetov, A.Yu., Samoilov, V.M. (2015a). Economic-without danger as the basis for the national security of the Russian Federation. Vestnik of Samara State University of Economics, 2 (124), 6–10. (In Russian)

Samoilov, P.V., Fedoseev, A.I., Smarchkova, L.V., Zhitenev, S.L. (2015b). Conflict Management Crisis the situation in order to form the properties of the commercial organization in the conditions of market: survival. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii (Vestnik VGUIT) , 4, 203–207. (In Russian)

Saucier, G., Ostendorf, F., Peabody, D. (2001). The Non-evaluative Circumplex of Personality Adjectives. Journal of Personality, 69, 537–582.

Steele, P.T., Beasor, T. Business Negotiation: A Practical Workbook. Moscow, 2004. (In Russian)

Tucker, R.L. (1951). A Method for Synthesis of Factor Analytic Studies. Personnel research section report no. 984. Washington, DC, Department of the Army.

Zinchenko, V.P. (1998). Psychology of trust. Voprosy Filosofii, 7, 76–93. (In Russian)

Информация об авторах

Редлих Александр, доктор психологических наук, Профессор факультета психологии, Гамбургский университет, Гамбург, Германия, e-mail: redlich@uni-hamburg.de

Гуриева Светлана Дзахотовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4305-432X, e-mail: gurievasv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 171
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 79
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1