Личностные и социальные факторы в восприятии стресса юношами и девушками старшего подросткового возраста

20

Аннотация

В связи со стремительным темпом современной жизни и ее высокой стрессогенностью повысился научный интерес к вопросам изучения стресса и факторов, позволяющих его конструктивно преодолевать. Цель cтатьи: изучение роли личностных и социальных характеристик в воспринимаемом стрессе у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте. Гипотезы: у старших подростков проявляется гендерная специфика параметров воспринимаемого стресса: перенапряжение как эмоциональный компонент и противодействие стрессу как компонент инструментальный. У девушек воспринимаемый стресс более тесно связан с их личностными характеристиками, а у юношей — с социальными. При этом как для юношей, так и для девушек характерно, что личностные характеристики играют более значимую роль в управлении напряжением, вызванным стрессом, а социальные помогают в противодействии стрессу. Выборка из 90 старших подростков 15–17 лет разделена на две группы: 45 юношей и 45 девушек. Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, опросник жизнестойкости С.Мадди, шкалы психологического благополучия К.Рифф, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г.Зоммера и Т.Фюдрика. Проведен корреляционный и регрессионный анализ. Исследование показало гендерные особенности, различия и общие факторы воспринимаемого стресса, характерные для старших подростков. Так, у девушек наблюдается более напряженное переживание стресса по сравнению с их сверстниками. Общность воспринимаемого стресса у юношей и девушек проявляется в большем вкладе индивидуально-личностных характеристик в его параметры в целом и особенно в такой его компонент, как перенапряжение. Также показано, что как для юношей, так и для девушек в противодействии стрессу существенную роль, наряду с личностными характеристиками, играет фактор социальной поддержки.

Общая информация

Ключевые слова: старшие подростки, воспринимаемый стресс, тревожность, жизнестойкость, психологическое благополучие , социальная поддержка

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.104

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ No 23-28-00999

Получена: 04.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Данилова М.В. Личностные и социальные факторы в восприятии стресса юношами и девушками старшего подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 1. С. 62–78. DOI: 10.21638/spbu16.2024.104

Литература

Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А.

Информация об авторах

Данилова Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9593-4185, e-mail: m.v.danilova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 40
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 20
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 14