Towards cultural-historical and dialogical writing research — some methodological considerations

992

Аннотация

На основе культурно-исторической и диалогической концептуализации мышления и речи, сформулированных в советской психологии и лингвистике 1920-х и 1930-х гг., в этой статье сделана попытка отразить конгруэнтный способ исследования письма в качестве когнитивной и коммуникативной деятельности. Что необходимо принимать во внимание при разработке методологии для исследования письма с точки зрения культурно-исторической психологии и диалогического подхода? Во-первых, письмо не отделено от других видов речевой деятельности, таких как межличностная и внутриличностная речь. Таким образом, внутренний диалог и адресный характер письма становятся важными понятиями, которые должны быть рассмотрены методологически. Во-вторых, в отличие от настоящих традиций исследования письма, таких как исследования грамотности и исследования процесса письма в когнитивной психологии, должны быть рассмотрены как индивидуальные процессы письма, так и социально-культурные практики письма, а также и их отношения. Эти размышления приводят к выводу, что письмо не в полной мере является доступным для внешнего наблюдения или самоанализа. В результате дано предложение методологического подхода, вдохновленное методом автоконфронтации, теоретически обоснованного в теории деятельности. Предлагаемый метод состоит из двух этапов: а) видеозаписи момента письма и б) совместного анализа данной видеозаписи в диалоге между тем, кто писал, и исследователем. Второй этап переводит деятельность письма в новый контекст, где понимание становится возможным. Такой совместный анализ позволяет услышать различные позиции: позиции пишущего и исследователя, позиции и воображаемых читателей, а также интерсубъективных позиций и позиций, связанных с обществом. В заключение выводы предлагаемого исследовательского подхода обсуждаются и оцениваются с точки зрения теоретической базы.

Общая информация

Ключевые слова: письмо, исследование письма, диалог, диалогическая перспектива, авто-конфронтация

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Карстен А. Towards cultural-historical and dialogical writing research — some methodological considerations // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 91–98.

Литература

  1. Bakhtin M. M. Forms of Time and of the Chronotope in the Novel. In M. Holquist (Ed.), The Dialogic Imagination. Four Essays by M. M. Bakhtin. [Translated by C. Emerson & M. Holquist]. Austin, 1937–1938/1981.
  2. Bakhtin M. M. The Problem of Speech Genres. In C. Emerson & M. Holquist (Ed.), Speech Genres and Other Late Essays. [Translated by V.W. McGee]. Austin, 1953-54/1986.
  3. Bakhtin M. M. The Problem of the Text in Linguistics, Philology, and the Human Sciences: An Experiment in Philosophical Analysis. In C. Emerson & M. Holquist (Ed.), Speech Genres and Other Late Essays. [Translated by V.W. McGee]. Austin, 1959–1961/1986.
  4. Ball A. F., Freedman S. W. (Ed.) Bakhtinian Perspectives on Language, Literacy, and Learning. Cambridge, 2004.
  5. Bertau M.-C. Anreden, Erwidern, Verstehen. Elemente einer Psycholinguistik der Alterität. Habilitation thesis. Ludwig-Maximilians-Universität, Munich. 2009.
  6. Bertau M.-C. Spuren des Gesprächs in innerer Sprache. Versuch einer Analyse der dialogischen Anteile des lauten Denkens // Sprache & Kognition Vol. 18. № 1/2. p. 4-19. 1999.
  7. Brossard M. Pratiques d’écrit, fonctionnements et développement cognitifs. In C. Moro, B. Schneuwly & M. Brossard (Ed.), Outils et signes. Perspectives actuel les de la théorie de Vygotski. Bern, 1997.
  8. Chenoweth N. A., Hayes J. R. The Inner Voice in Writing // Written Communication. Vol. 20. №. 1. p. 99-118. 2003.
  9. Clot Y. Travail et pouvoir d’agir. Paris, 2008.
  10. Clot Y. L’auto-confrontation croisée en analyse du travail - l’apport de la théorie bakhtinienne du dialogue. In L. Fillettaz & J. P. Bronckart (Ed.), L’analyse des actions et des discours en situation de travail. Concepts, méthodes et applications. Leuven, 2005.
  11. Clot Y., Faïta D. Genres et styles en analyse du travail. Concepts et methods // Revue Travailler. №. 4. p. 7-31. 2000.
  12. Clot Y. Faïta D., Fernandez G., Scheller L. Entretiens en auto-confrontation croisée: une méthode en clinique de l’activité // Education permanente Vol. 146. p. 17-25. 2001.
  13. Friedrich J. Die Apperzeptionsgebundenheit des Sprechens. Ein historischer Exkurs in die Diskussion um die innere Sprache. In M.-C. Bertau, A. Werani & G. Kegel (Ed.) Psycholinguistische Studien 2. Aachen, 2005.
  14. Friedrich J. The Use and Function of Dialogue in the Soviet-Russian Discourse of the 1920ies, especially with Yakubinsky and Vygotsky. In M.-C. Bertau & J. Friedrich (Ed.), Think about Language Dialogically – Understand Action Dialogically. 2005. Electronic document: http://epub.ub.uni-muenchen.de/2020/.
  15. Goody J. The Logic of Writing and the Organization of Society. Cambridge, 1986.
  16. Hayes J. R., Chenoweth N. A. Working Memory in an Editing Task // Written Communication. Vol. 24. № 4. p. 283-294. 2007.
  17. Hayes J. R., Flower L. S. Identifying the Organization of Writing Processes. In L.W. Gregg & E.R. Steinberg (Ed.), Cognitive Processes inWriting. Hillsdale, 1980.
  18. Hayes J. R. Flower L. S. The Dynamics of Composing: Making Plans and Juggling C,onstraints. In L.W. Gregg & E.R. Steinberg (Ed.), Cognitive Processes in Writing. Hillsdale, 1980.
  19. Hymes D. Introduction: Toward ethnographies of communication // American Anthropologist, Vol. 66. № 6. p. 1-34. 1964.
  20. Igland M.-A., Ongstad S. (Ed.) Special Issues on Norwegian Writing Research // Written Communication Vol. 19. № 3 & 4. 2002.
  21. Ivanova I. Le dialogue dans la lingustique soviétique des années 1920-1930 // Cahiers de l’ILSL. № 14. p. 157-182. 2003.
  22. [Jakubinsky] Jakubinskij L. P. Über die dialogische Rede. In K. Ehlich & K. Meng (Ed.), Die Aktualität des Verdrängten. Studien zur Geschichte der Sprachwissenschaft im 20. Jahrhundert. [Translated by K. Hommel & K. Meng]. Heidelberg, 1923/2004.
  23. [Jakubinsky] Yakubinsky L. P. On Dialogic Speech // PMLA, Vol. 112. № 2. p. 243-256. 1923/1997. [Translated by M. Eskin]
  24. [Jakubinsky] Jakubinskij L. P. On Verbal Dialogue // Dispositio Vol. IV. № 11/12. p. 321-336. 1923/1979. [Translated by J.E. Knox]
  25. Knox J. E. Lev Jakubinskij as a Precursor to Modern Soviet Semiotics // Dispositio Vol. IV. № 11/12. p. 317-320. 1979.
  26. Levy C. M., Olive T. Real-time Studies in Writing Research: Progress and Prospects. In T. Olive & C.M. Levy (Ed.) Contemporary Tools and Techniques for Studying Writing. Dordrecht, 2001.
  27. Lysaker J. Reading, Writing, and the Transformation of Self: the Accomplishment of Literacy through the Lens of Dialogism // International Journal for Dialogical Science Fall. Vol. 2. № 1. p. 325-336. 2007.
  28. Nystrand M. The Structure of Written Communication. Studies in Reciprocity between Writers and Readers. Orlando, 1986.
  29. Olive T., Levy C. M. (Ed.). Contemporary Tools and Techniques for Studying Writing. Dordrecht, 2001.
  30. Ong W. Orality and Literacy: The Technologizing of the Word. N.Y., 1982.
  31. Surd-Büchele S. & Karsten A. Vygotskijs Konzeption von Schreiben // ICHS-Journal Vol. 1. p. 15-42. 2010.
  32. Veresov N. Zone of Proximal Development (ZPD): the Hidden Dimension? 2004. Electronic document: http://nveresov.narod.ru/ZPD.pdf
  33. Voloshinov V. N. Marxism and the Philosophy of Language. [Translated by M. Ladislav & I.R. Titunik]. Cambridge, 1929/1986.
  34. Vygotsky L. S. Consciousness as a Problem in the Psychology of Behavior. In N. Veresov (Ed.), Undiscovered Vygotsky. Etudes on the Pre-history of Cultural-historical Psychology. [Translated by N. Veresov]. Frankfurt/Main, 1925/1999.
  35. Vygotsky L. S. The History and the Development of Higher Mental Functions. The Collected Works of L.S. Vygotsky, Vol. 4. [Translated by M.J. Hall]. N.Y., 1931/1997.
  36. Vygotsky L. S. Thought and Language. [Translated by A. Konzulin]. Cambridge, MA, 1934/1986.
  37. Werani A. Die Erforschung des inneren Sprechens – ein Ergebnis aus einer empirischen Studie // ICHS-Journal Vol. 1. p. 83-101. 2010.

Информация об авторах

Карстен Андреа, магистр гуманитарных наук Института общей лингвистики , Мюнхенский университет им. Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия, e-mail: mail@andreakarsten.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1995
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 992
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0