Художественная документалистика в условиях культурного диалога и выражение нового характера исторического самопознания

5

Аннотация

Художественная документалистика отражает жизнедеятельность людей разных периодов, наиболее типичные события, существенные эпизоды, касающиеся действующих лиц, которые, хотя и не являются художественными по своему характеру, тем не менее, с точки зрения полного художественного преображения, не идентичны образу лиц и событию, которое произошло в действительности. Цель исследования — выявить основные функции художественной документалистики в историко-культурном контексте, как изменения вымышленных персонажей, мыслей, суждений, эмоциональных состояний, на платформе онтологичного познания. Художественная документалистика в данном случае — это культура диалога о событиях и лицах прошлого, их взаимоотношениях, эмоциональных состояниях и поведенческих особенностях, посредством которой автор передает культурное, психологическое и историческое наследие в соответствии с менталитетом, присущим данному периоду, с точки зрения своеобразной логики, художественного оформления культуры речи и служит фундаментальным историографическим подходом к диалогу культур нынешнего и будущих поколений, духовному сближению народов, углублению цивилизационных и дружеских связей. Художественная документалистика отражает существенные связи этого явления. На самом деле документалистика, обусловленная индивидуальными особенностями времени, места, автора, в той или иной степени отражает закономерные связи, отдавая предпочтение тому или иному эпизоду настроений, личностных качеств, образа мышления, выбора художественных образов. Тем не менее, в современных условиях взаимопроникновения и трансформации культур, художественная документалистика, наряду с ее функциями, нуждается в дальнейшем изучении в контексте диалога культур Востока и Запада, лингвопсихологического анализа, взаимодействия психических процессов и эмоциональных состояний. Методологической основой исследования послужили мемуары, рассказы о путешествиях, очерки известных писателей. Для исследования использовались сравнительный и сопоставительный методы изучения связи «человек—природа—природные явления», литературные произведения или образцы их оригиналов рассматривались с помощью языковой герменевтики. В связи с этим также рассматривались исследования японских ученых, посвященные диалогу культур народов и проявлениям Восточного литературного образа. Таким образом, в результате анализа мы пришли к выводу, что культурный образ литературных произведений разных народов направлен главным образом на диалог народов, взаимопонимание, их сближение, формирование универсального образа мышления, ориентированного на нынешние и будущие поколения, обладающие разными культурами, сохраняющие общечеловеческие и национальные ценности, самобытный образ мышления и эмоциональные устойчивые состояния в функционировании человека как миссии бытия человека на планете Земля.

Общая информация

Ключевые слова: художественная документалистика, выразительные средства, духовные ценности, эмоциональные состояния, литературное пространство, художественный образ, диалог

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2024200406

Получена: 02.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Геворкян С.Р., Карапетян В.С., Испирян М.М., Галстян А.В., Амирагян М.Г., Мнацаканян Е.Ж., Маргарян С.А. Художественная документалистика в условиях культурного диалога и выражение нового характера исторического самопознания // Культурно-историческая психология. 2024. Том 20. № 4. С. 52–59. DOI: 10.17759/chp.2024200406

Информация об авторах

Геворкян Србуи Рафиковна, доктор психологических наук, Профессор, Ректор, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4467-9759, e-mail: gevorgyansrbuhi@aspu.am

Карапетян Владимир Севанович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и воспитания, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7913-2556, e-mail: vladimir.s.karapetyan@gmail.com

Испирян Мариам Мкртичевна, кандидат педагогических наук, проректор по учебно–научной работе, доцент, Кафедра русского языка․ Ученый секретарь, Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (АГПУ), Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1974-8698, e-mail: ispiryanmariam@aspu.am

Галстян Ашот Владимирович, доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9506-8611, e-mail: galstyanashot42@aspu.am

Амирагян Марианна Гиголовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и методики, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5984-7623, e-mail: amiraghyan.80@mail.ru

Мнацаканян Ева Жораевна, доктор филологических наук, научный сотрудник, Институт литературы имени М. Абегяна Академии наук РА, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0508-4050, e-mail: MnacakanyanEva@mail.ru

Маргарян Сирануш Анатольевна, кандидат филологических наук, Институт литературы имени М. Абегяна Академии наук РА, Ереван, Армения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1009-3514, e-mail: siranush.margaryan.71@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5