Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Полнота развития сюжетно-ролевой игры 2664

Эльконинова Л.И.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва, Россия
e-mail: milaelk@gmail.com

Аннотация

В статье дополнено представление о развитии сюжетно-ролевой игры. «Упором» для анализа является данное Д.Б. Элькониным более чем 30 лет назад определение игры и её единицы, представление о зарождении, расцвете и распаде этого типа игры. Описаны ключевые моменты развития формы игрового действия от этапа, когда сюжетно-ролевая игра является лишь потребным будущим, к этапу её актуальной формы и, наконец, к моменту, когда она становится ресурсом дальнейшего развития. Акцент сделан на прочувствовании ребенком игрового действия, двуплановости и конфликтности перехода к новой форме действия. Осью описания онтогенеза сюжетно-ролевой игры является процесс возникновения новых форм действия: действие «как будто» в раннем возрасте; двухтактное игровое действие, в котором сопряжены вызов и ответ на вызов (дошкольный возраст); внутренний план действия (школьный возраст). Показана не только основанная на экспериментальных данных научная картина развития игры, но и место/бытование игры в жизни детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Д.Б. Эльконин в «Психологии игры» писал о трудностях, возникающих при общем определении игры: ни этимологическое, биологическое или психологическое объяснение не было для него достаточно убедительным, адекватным и полным. Он считал, что игра — специфически детская форма деятельности, а «в современном обществе взрослых развернутых форм игры нет, её вытеснили и заместили, с одной стороны, различные формы искусства, а с другой — спорт» [13, с. 20]. Однако в рискованной и непредсказуемой жизни современного общества игра необходима не только детям, но и взрослым, поскольку в предельно изменчивом мире игровой опыт помогает человеку быстро преобразовать форму поведения [5]. Появились новые типы игр (компьютерные, деловые и др.), новые игровые методы обучения самому разному содержанию не только в образовательной, но и терапевтической практике; возникла педагогика проживания (experiential pedagogic), в которой практическая драматургия игр акцентирует пробы, испытание и проживание [19].

Литература
  1. Архипов Б.А. Динамика субъективных пространств в раннем онтогенезе. Доклад на 8-х Эльконинских чтениях (2—3 марта 2010).
  2. Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехничес- кого (посреднического) действия. «Антропопраксис». Ежегодник гуманитарных исследований,  Ижевск,  2011. С. 5—16.
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом разви- тии ребенка// Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  4. Борисова О.М. Развивающий потенциал игр млад- ших школьников // Молодые ученые столичному образо- ванию. Мат-лы XII городской научно-практической кон- ференции с международным участием. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 10—11.
  5. Игра со всех сторон. Книга о том, как играют дети и прочие люди. М.: Фонд научных исследований «Прагма- тика культуры», 2003. 432 с.
  6. Корочкина Ю.В. Развитие формы игры в раннем и младшем дошкольном возрасте. Дипломная работа. МГППУ, ф-т ПО, М., 2002. 43 с.
  7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1971. 372 с.
  8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  9. Сердюкова О.В. Специфика инициативности в ран- нем возрасте. Наука о детстве и современное образование. Мат-лы Международной юбилейной научной конферен- ции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запо- рожца, 6—8 декабря 2005. 184 с.
  10. Современная западная философия: словарь / Сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
  11. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Тривола, 1994. 168 с.
  12. Эльконин Б.Д. Событие действия (Заметки о разви- тии предметных действий II). Культурно-историческая психология. 2014. № 1.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  14. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры. Ве- стник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 2. С. 50—65.
  15. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психоло- гическая наука и образование. 2002. № 4. С. 38—52.
  16. Эльконинова Л.И., Никитина И.Я. О внутренней картине позиционного действия старших дошкольников (на материале кукольного театра). Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 32—41.
  17. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психо- логия. 2007. № 2. С. 2—10.
  18. Юрьева К.О. Опыт формирования сюжетно-роле- вой игры в условиях инклюзивной группы детского са- да // Молодые ученые столичному образованию. Матери- алы XII городской научно-практической конференции с международным участием. М.: ГБОУ ВПО МГППУ. 2013. С. 96—98.
  19. Cincera J. Prace s hrou. Pro profesionaly. Grada Publishing, Praha, 2007 (Чинчера Й. Работа с игрой для профессионалов). 115 с.
  20. Elbers Еd. Citizenship in the making. Themes of citi- zenship in children's pretend play. Childhood. 1996. № 3 (4). P. 499—514.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика