Культурно-исторический подход к исследованию взаимосвязи эмоций и педагогических практик в процессе профессионального становления учителя английского языка

926

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между эмоциями, испытываемыми начинающим учителем английского языка, и теми действиями, которые она совершала на протяжении одного семестра, когда проводилось исследование. Эмоции рассматриваются как высшие психические функции, рождающиеся в разнообразных социокультурных контекстах. Будучи производными той или иной культуры, они могут развиваться и трансформироваться. Эмоции также выступают внутренними организующими факторами действий человека. В качестве методов исследования были использованы: 1) личное описание опыта (нарратив); 2) устное интервью на тему истории жизни; 3) видеозапись урока с последующим просмотром и обсуждением; 4) интервью об эмоциях. По результатам исследования, эмоции, испытываемые учителем, были разделены на четыре категории: эмоции, связанные с учениками; эмоции, связанные с преподаванием; эмоции, касающиеся педагогического взаимодействия; эмоции, связанные с профессией. Под воздействием этих эмоций учитель совершал разные поступки, некоторые из которых могли способствовать ее профессиональному развитию, другие — нет. Наделение эмоций положительным или отрицательным смыслом зависит от того контекста, в котором они возникают.

Общая информация

Ключевые слова: эмоции, учитель английского, профессиональное развитие, культурно-историческая психология, прикладная лингвистика

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140106

Для цитаты: Рамос Ф.С. Культурно-исторический подход к исследованию взаимосвязи эмоций и педагогических практик в процессе профессионального становления учителя английского языка // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 1. С. 52–58. DOI: 10.17759/chp.2018140106

Литература

  1. Aragão R., Cajazeira R.V. Emoções, crenças e identidades na formação de professores de inglês // Revista Caminhos em Linguística Aplicada. 2017. Vol. 16(2). P. 109—133.
  2. Aragão R. Beliefs and emotions in foreign language learning // System. 2011. Vol. 3(1). P. 302—313.
  3. Aragã R.C. São as histórias que nos dizem mais: emoção, reflexão e ação na sala de aula. B.H.: FALE/UFMG, 2007. 276 p.
  4. Barcelos A.M.F. Unveiling the relationship between language learning beliefs, emotions, and identities // Studies in Second Language Learning and Teaching, SSLLT. 2015. Vol. 5(2). P. 301—325.
  5. Barcelos A.M.F. Unveiling the relationship between emotions, beliefs and identities. Relatório de Pós-doutorado. O.: Universidade de Carleton/Ottawa, Canadá. 2009. 89p.
  6. Bardin L. Análise de conteúdo. L.: Persona, 1979. 234 p.
  7. Cezarim dos Santos F.A. A agência humana do professor de inglês no desenvolvimento de saber glocal na perspectiva sócio-histórica e dialética // S.J.R.P.: Universidade Estadual Paulista, 2015. 243 p.
  8. Clarà M. Interview to generate teachers’ narratives on emotion and resilience. 2015. Retrieved from https://www. researchgate.net/profile/Marc_Clara/contributions.
  9. Clot Y. A interfuncionalidade dos afetos, das emoções e dos sentimentos: o poder de ser afetado e o poder de agir. In: Banks-leite L., Smolka A.L.B., Anjos D.D. (eds..). Diálogos na perspectiva histórico-cultural: interlocuções com a clínica da atividade. C.: Mercado de Letras, 2016. P. 87—96.
  10. Coelho H.S.H. Experiências, emoções e transformações na educação continuada: um estudo de caso. B.H.: FALE, UFMG, 2011. 175 p.
  11. Costa A.J.A., Pascual J.G. Análise sobre as emoções no livro Teoría de las emociones (Vigotski) // Psicologia & Sociedade. 2012. Vol. 24(3). P. 628—637.
  12. Ferreira F.M.M. Emoções de professores de inglês sobre políticas linguísticas de ensino nas escolas públicas. V.: UFV, 2017. 111 p.
  13. Golombek P., Klager P. Play and imagination in developing language teacher identity-in-activity // Ilha do Desterro. 2015. Vol. 68(1). P.17—32.
  14. Holodynski M., Seeger F. The Psychology of Emotions and Cultural Historical Activity Theory, Part 1 // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20(1). P. 1—3.
  15. Johnson K.E., Golombek P.R. Mindful L2 teacher education: a sociocultural perspective on cultivating teachers’ professional development. NY: Routledge, 2016. (ebook).
  16. Lasky S.A sociocultural approach to understanding teacher identity, agency and professional vulnerability in a context of secondary school reform // Teaching and Teacher Education. 2005. Vol. 21(1). P. 899—916.
  17. Machado L.V., Facci M.G.D. Barroco S.M.S. Teoria das emoções em Vigotski // Psicologia em Estudo. 2011. Vol. 16(4). P. 647—657.
  18. Miranda S. F. Identidade sob a perspectiva da psicologia social crítica: revisitando os caminhos da edificação de uma teoria // Revista de Psicologia. 2014. Vol. 5(2). P. 124—137.
  19. Moita Lopes L.P. da. Introdução: Uma linguística aplicada mestiça e ideológica: interrogando o campo como linguista aplicado. In: L.P. Moita Lopes (ed.). Por uma linguística aplicada indisciplinar. S.P.: Parábola, 2006. Р. 13—44.
  20. Moita Lopes L.P. Fotografias da Linguística Aplicada brasileira na modernidade recente: contextos escolares. In: L.P. Moita Lopes (ed.). Linguística aplicada na modernidade recente: festschrift para Antonieta Celani. S.P.: Parábola, 2013. Р. 15—38.
  21. Richards K. Qualitative inquiry in TESOL. L.: Palgrave Macmillan, 2003. 323 p.
  22. Richardson R.J. Pesquisa social: métodos e técnicas. S.P.: Atlas, 2014. 336 p.
  23. Sanchez L.M.E. Emotions in classroom microsituations: a sociocultural perspective. Doctorate dissertation. L.: Institute of Education, University of London, 2014. 251 p.
  24. Schmidt A,M., Datnow A. Teachers’ sense-making about comprehensive school reform: the influence of emotions // Teaching and Teacher Education. 2005. Vol. 21(1). P. 949—965.
  25. Smolka A.L.B. A dinâmica afetiva no desenvolvimento humano: esforços de compreensão e conceitualização. In: L. Banks-Leite, A.L.B. Smolka, D.D. Anjos (eds.). Diálogos na perspectiva histórico-cultural: interlocuções com a clínica da atividade. C.: Mercado de Letras, 2016. P. 97—107.
  26. Tsang K.K. Emotional labor of teaching // Educational Research. 2011. Vol. 2(8). P. 1312—1316.
  27. van Veen K., Sleegersb P., de Ven P. One teacher’s identity, emotions, and commitment to change: A case study into the cognitive—affective processes of a secondary school teacher in the context of reforms // Teaching and Teacher Education. 2005. Vol. 21(1). P. 917—934.
  28. Vigotski L.S. Teoria de las emociones: estudio histórico-psicológico. M.: Akal, 2004. 260p.
  29. Vigotski L.S. Psicologia pedagógica. S.P.: Martins Fontes, 2010. 576 p.
  30. Zembylas M. Discursive practices, genealogies, and emotional rules: A poststructuralist view on emotion and identity in teaching // Teaching and Teacher Education. 2005. Vol. 21(1). P. 935—948.

Информация об авторах

Рамос Фабиано Сильвестре, магистр научных языков, профессор, кафедра прикладной лингвистики и педагогического образования, кафедра языка и искусств, федеральный университет Гояса, Гояс, Бразилия, e-mail: fabiano.silvestre.ramos@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1791
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 926
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1