Культурно-историческая психология
2018. Том 14. № 4. С. 64–66
doi:10.17759/chp.2018140408
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Предисловие к публикации неизвестного текста А.Ф. Лосева «Предмет психологии»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: А.Ф. Лосев, философия имени, феноменология Гуссерля, предмет психологии
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140408
Для цитаты: Троицкий В.П. Предисловие к публикации неизвестного текста А.Ф. Лосева «Предмет психологии» // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 4. С. 64–66. DOI: 10.17759/chp.2018140408
Полный текст
В настоящей публикации представлен отрывок из второй, вновь выявленной части книги А.Ф. Лосева «Философия имени», посвященной психологии мышления. По первоначальному замыслу автора, первую часть книги составлял «Обще-феноменологический анализ мысли и слова, или имени», который, в основном, и вошел в корпус изданной книги «Философия имени». Во второй, неизданной части автор планировал трактовать «О диалектической природе имени». В архиве А.Ф. Лосева выявлен блок рукописного текста, относимый к большому фрагменту этой второй части. Здесь, в частности, строится феноменолого-диалектическая модель субъекта восприятия и логически «конструируются» его основные характеристики и проявления: раздражение, ощущение, представление, саморефлексия (интеллигенция). При описании и анализе «этапа» ощущения автор предпринимает экскурс, собственно, в «предмет психологии», который и представлен в настоящей публикации. Автор фактически обосновывает «феноменологическую формулу психического». Вариант философского метода, использованного А.Ф. Лосевым, заставляет вспомнить о дескриптивной (или эйдетической) феноменологии Э. Гуссерля периода «Логических исследований».
Работа А.Ф. Лосева «Философия имени» (1927), содержащая, как известно, оригинальную версию философии языка, в значительной мере была обращена и в сторону психологии, или, точнее сказать, психологии мышления, — ибо и языкознание и психология как «критические науки о фактах», по мнению автора, в то время особенно нуждались в выработке «возможно более обстоятельного анализа имени и слова» [1, с. 29]. Более конкретно, по Лосеву, «... те понятия, которыми оперирует прикладная и практическая психология и языкознание, должны быть определены, критически взвешены и построены теоретической их частью» [Лосев, 1927, с. 30]. И такую теоретическую часть языкознания и психологии как раз и представляла «Философия имени», призванная дать свод «... всех базирующихся на феноменологическом основании знаний, имеющих отношение к мысли» [Лосев, 1927, с. 31].
Судя по архивным данным, книга «Философия имени» первоначально планировалась в составе двух больших частей, из которых в дальнейшем увидела свет только первая часть. О существовании такого двухчастного замысла свидетельствует довольно развернутый текст «Оглавления» будущей книги (сохранившийся в рукописи), недавно обнаруженный в архиве и опубликованный нами (публикация А.А. Тахо-Годи) в составе критического издания книги «Философия имени», где он помещен как приложение [«Философия имени» (из, 2016]. Приведем этот текст — для второй, неизданной части, — по данному изданию.
«<...> II. О диалектической природе имени
Вступление
A. 1. Определение диалектики: 1) она — логос, 2) об эйдосе, 3) о категориальной природе эйдоса (в основной и принципиальной части).
2. Диалектика: 4) самообоснование эйдоса, 5) абсолютный охват всего мыслимого; 6) основное зерно диалектики есть диалектика имени.
B. 3. Диалектика в-себе-сущего. Одно.
4. Продолжение. Сущее.
5. Продолжение. Сущее одно, или смысл.
6. Продолжение. Сущее одно в ином, или иное, в котором — сущее одно, или становление.
7. Продолжение. Факт, или наличность.
C. 8. Диалектика для-себя-сущего, или самоотне- сенности.
D. 9. Диалектика в-себе-и-для-себя-сущего.
10. Диалектика триадного имени.
E. 11. Общая характеристика тетрактидной диалектики. А) Вне-временное мгновение. B) Диалектика — не содержание бытия, но лишь норма мыслимо- сти. С) Апофатизм.
12. Точная диалектическая формула первой тетрактиды.
13. Общая диалектика инобытия.
14. Суммарная характеристика каждого из основных моментов диалектики инобытия.
15. До-интеллигентное, или пространственновременное, инобытие, или вне-себя-бытие.
16. Инобытие интеллигенции за пределами ономатономии. Раздражение.
17. То же. Ощущение.
18. Инобытие ономатической интеллигенции. Четыре основных его вида.
19. То же. Феноменолого-диалектические формулы каждого вида.
20. Диалектика инобытия сверху.
21. Челов<еческий> субъект и челов<еческое> слово.
22. Точная диалектическая формула второй и третьей тетрактиды, или инобытия.
23. Обзор всех диалектических антиномий имени.
24. Заключительная общая характеристика диалектики» [2, 663—664].
Теперь об этой второй части можно судить более определенно: в архиве А.Ф. Лосева недавно нами был обнаружен блок рукописного текста, точно соотносимый со значительным фрагментом этой второй части (параграфы 11, 13—21 по указанному выше «Оглавлению», не в полном составе). Здесь автором строится своеобразная логическая модель субъекта восприятия и, по выражению автора, «конструируются» (диалектически выводятся) его основные характеристики и проявления: раздражение, ощущение, представление, саморефлексия, или интеллигенция. При описании и расширенном анализе «этапа» ощущения автор предпринимает экскурс, собственно, в «предмет психологии», который и представлен в настоящей публикации как достаточно автономный фрагмент. Фактически можно сказать, что здесь обосновывается феноменологическая «формула психического».
Метод построения таковой «формулы» и «модели» у Лосева заставляет вспомнить о дескриптивной (или эйдетической) феноменологии Э. Гуссерля периода «Логических исследований». Во всяком случае, мы находим в лосевском тексте все основные конституенты такой феноменологии: упор на специфику интенциональности сознания, внимание к актам дескрипции (различения и отождествления) смыслов и признание фундаментальной роли сущностных априори (эйдосов).
Для настоящей журнальной публикации, как уже сказано, избран раздел из параграфа 20 (в «Оглавлении» он получил название «Диалектика инобытия сверху»), посвященный феноменолого-диалектическому выведению «предмета психологии».
Текст публикуется впервые по рукописи из архива А.Ф. Лосева. Рукопись не датирована, приблизительно она может быть отнесена к началу 1920-х гг. или, точнее, до лета 1923 г., когда, по свидетельству автора, в основном и была закончена работа над «Философией имени» [1, с. 5]. При публикации цифрами в прямых скобках воспроизводится пагинация оригинала. Необходимые конъектуры и указания лакун помещены в угловые скобки. Подчеркивания в рукописи переданы курсивом. Пунктуация оригинала сохранена.
Литература
- Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Издание автора, 1927. 254 c.
- «Философия имени» (из текста ранней редакции) // Лосев А.Ф. Философия имени / Вступительная статья, постраничный комментарий, концептуальный словарь и справочный аппарат В.И. Постоваловой. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2016. C. 661—664.
- Гуссерль Эдмунд. Логические исследования. Часть 1. Пролегомены к чистой логике. СПб.: Образование, 1909. 224 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1651
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 366
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0