Критический анализ Л.С. Выготского: между эстетикой, публицистикой и психологией

574

Аннотация

В статье рассматриваются ранние критические работы Л.С. Выготского сквозь призму текстов, в которых он сам размышляет о позиции и задачах критика. Анализируются фрагменты эссе Выготского о Гамлете, «Психология искусства» и театральные рецензии гомельского периода (1922—1923), позволяющие воссоздать картину того, как эволюционировали его представления о роли критика. Переходя от читательской критики к объективному аналитическому методу, Выготский перемещает критика в позицию социальной и образовательной вовлеченности: он становится публичной фигурой, взявшей на себя обязательство повышать уровень искусства и способность аудитории к оптимизации эстетического переживания. Отношение Выготского к критическому анализу также рассматривается в контексте традиций русской критики и, в частности, идей Бориса Эйхенбаума и «формальной школы». В заключительной части статьи деятельность Выготского как критика соотнесена с его обширными достижениями в других сферах (Выготский как ученый, как методолог, как философ и т. д.) и делается вывод о равнозначном и комплементарном характере этой стороны деятельности человека, полностью посвятившего себя социальной трансформации.

Общая информация

Ключевые слова: психология искусства, публицистика, эстетика, Выготский Л.С.

Рубрика издания: Теория и методология

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150403

Финансирование. В статье частично представлены результаты кандидатской диссертации и постдокторского исследования автора. Диссертация была выполнена при поддержке агентства по надзору за качеством в сфере высшего образования (Coordination for the Improvement of Higher Education Personnel, Capes); настоящее постдокторское исследование выполняется при поддержке научного фонда Сан-Паулу (São Paulo Research Foundation (Fapesp 2015/17830-1)).

Для цитаты: Маркес П.Н. Критический анализ Л.С. Выготского: между эстетикой, публицистикой и психологией // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 25–34. DOI: 10.17759/chp.2019150403

Литература

  1. Chubarov I. Lev Vygotsky’s Psychology of Art as an Avant-Garde Project // Social Sciences. 2007. Vol. 38 (3). P. 136—147.
  2. Dafermos M. Rethinking Cultural-Historical Psychology. Singapore: Springer, 2018.
  3. Эйхенбаум Б. Молодой Толстой. СПб.; Берлин: Изд- во З.И. Гржебина, 1922. 156 с.
  4. Эйхенбаум Б. Нужна критика (в порядке дискуссии) // Жизнь искусства. 1924. № 4.
  5. Эйхенбаум Б. Речь о критике. О литературе. Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987. 540 с.
  6. Фейгенберг И.М. От Гомеля до Москвы: начало творчество пути Льва Выготского. Из воспоминания С.Ф. Добкина. Нью Юрк: The Edwin Mellen Press, 2000.
  7. González Rey F.L. Vygotsky’s The Psychology of Art: A foundational and still unexplored text // Estudos de Psicologia. Vol. 35(4). P. 339—350. doi: 10.1590/1982- 02752018000400002
  8. Грудева Е. Л.С Выготский о роли критики в восприятии литературы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2. С. 57—60.
  9. Hansen-Löve A.A. Бытология между фактами и функциями // Revue des études slaves. 1985. Vol. 57 (1). P. 91—103.
  10. Ханзен-Леве О.А. Русский формализм. М: Язык русской культуры, 2001. 669 с.
  11. Hosking G. Russia: People and Empire. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1997.
  12. Иванов В.В. Искусство как психологическое исследование // Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции: Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира: Психология искусства. М.: Лабиринт, 2001. 478 с.
  13. Kotik-Friedgut B., Friedgut T.H. A man of his country and his time: Jewish influences on Lev Semionovich Vygotsky’s world view // History of Psychology. Vol. 11 (1). P. 15— 29. doi: 10.1037/1093-4510.11.1.15
  14. Kotik-Friedgut B. Germinated seeds: the development of Vygotsky’s psychology of art in his early journalistic publications (1916—1923). Education Circles, Jerusalem, 2012. P. 133—144.
  15. Kotik-Friedgut B. The Jewish Influence in Vygotsky’s Life and Ideas // Vygotsky & Bernstein in the Light of Jewish Tradition / A. Castelnuovo, B. Kotik-Friedgut, C Pontecorvo. Brighton: Academic Studies Press, 2015.
  16. Кубасов А.В. Формирование культурно- исторической психологии в театральных рецензиях Л.С. Выготского // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 77—82.
  17. Львов В.С. Литературная критика формальной школы (Ю. Тынянов, В.Б Шкловский, Б.М. Эйхенбаум): дисс. ... канд. филол. наук 10.01.10. М.: 2014.
  18. Мальцев В.В. Театр 1920-х годов в оценке Л.С. Выготского // Русский авангард 1910—1920-х годов и театр / Под ред. Г.Ф. Коваленко СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. C. 208—221.
  19. Marques P.N. O Vygótski incógnito: escritos sobre arte (1915—1926) [The unknown Vygotsky: writings about art (1915—1926)]. 2015. Doctoral Thesis — Faculty of Philosophy, Language and Human Sciences, University of São Paulo, São Paulo, 2015.
  20. Smagorinsky P. Vygotsky’s stage theory: The Psychology of art and the actor under the direction of perezhivanie // Mind, Culture and Activity. Vol. 18. P. 319—341. doi: 10.1080/10749039.2010.518300
  21. Sobkin V.S. S. Vygotsky and the Theater // Journal of Russian & East European Psychology. 2016. Vol. 53 (3). P. 1—92. doi: 10.1080/10610405.2016.1230996
  22. Собкин В.С. Становление Л.С. Выготского как театрального критика: первые опыты // Развитие личности. 2016. Vol. 4. P. 37—66.
  23. Собкин В.С. Заметки по поводу театральных рецензии Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2016. Vol. 12(4). P. 26—38. doi: 10.17759/chp.2016120403
  24. Stetsenko A. The transformative mind. New York: Cambridge University Press, 2017
  25. Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: a quest for synthesis. Oxford: Blackwell, 1991. 450 p.
  26. Van der Veer R. Vygotsky, the theater critic: 1922-3 // History of the Human Sciences. Vol. 28 (2). P. 103—110. doi: 10.1177/0952695114559531
  27. Veresov N. Undiscovered Vygotsky: etudes on the pre-history of cultural-historical psychology. Frankfurt: Peter Lang, 1999.
  28. Выгодская Г., Лифанова Т. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996.
  29. Выготский Л.С. Евреи и еврейский вопрос в произведения Ф.М Достоевского // И.М. Фейгенберг. От Гомеля до Москвы: начало творчество пути Льва Выготского. Из воспоминания С.Ф. Добкина. Нью Юрк: The Edwin Mellen Press, 2000.
  30. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель, 2008. 670 с.
  31. Выготский Л.С. Собрание сочинении: в 6 т. Т. 1 Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982.
  32. Выготский Л.С. Царь голый // Жизнь искусства. 1920. № 613, 614, 615.
  33. Выготский Л.С. Анализ эстетического реакции: Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира и Психология искусства. М.: Лабиринт, 2001. 477 с.
  34. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: драматургия и театр. М.: Левъ, 2015.
  35. Vygotsky L.S. Vygotsky’s notebooks: a selection. Edited by Ekaterina Zavershneva and René Van der Veer. Singapore: Springer, 2018.
  36. Выготский Л.С. Записные книжки: избранное / Под ред. Е. Завершневой, Р. Ван дер Веера. М.: Канон+, 2017. 608 с.
  37. Ярощевский М. Лев Выготский. М.: Прогресс, 1989.
  38. Yaroshevsky M., Gurdenidze G.S. Epilogue // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 3 // R.W. Rieber, J. Wollock (Eds.). New York: Springer, 1997.
  39. Yasnitsky A. Revisionist Revolution in Vygotsky Studies: The State of the Art. London and New York: Routledge, 2016.
  40. Yasnitsky A. The complete works of L.S. Vygotsky: PsyAnima Complete Vygotsky project // Dubna Psychological Journal. № 3. P. 144—148.
  41. Yasnitsky A. Vygotsky: an intellectual biography. London and New York: Routledge, 2018.
  42. Yasnitsky A. Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. London and New York: Routledge, 2018.
  43. Zavershneva E., Van der Veer R. Not bread alone: Lev Vygotsky’s Jewish writings // History of the Human Sciences. Vol. 31(1). Р. 36—55. doi: 10.1177/0952695117743408
  44. Завершнева Е. «Молюсь о даре душевного усилия»: мысли и настрения Л.С. Выготского в 1917—1918 гг. // Вопросы психологии. 2013. № 2. P. 1—21.
  45. Завершнева Е. Еврейский вопрос в неопубликованных рукописях Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2012. Vol. 2. P. 79—99.
  46. Zavershneva E. The Vygotsky Family Archive (1912— 1934) // Journal of Russian and East European Psychology. Vol. 48(1). P. 34—60. doi: 10.2753/RPO1061- 0405480101

Информация об авторах

Маркес Присила Насименто, PhD, научный сотрудник, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7111-6372, e-mail: priscilanm@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1615
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 574
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4