Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Понимание: определение и механизмы 262

Шадриков В.Д.
доктор психологических наук, профессор Департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
e-mail: shadrikov@hse.ru

Аннотация

В статье дается определение понимания как факта нашей психической жизни. Рассматривается отражение понимания в языке, в философской литературе, в теологии. Проблеме понимания посвящено значительное количество исследований в психологии, но явно недостаточно изучен процесс понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. Ставятся вопросы: когда возникла проблема понимания? Каковы механизмы понимания? Выделяются три фактора понимания—непонимания: связь понимания с порождением мысли; отчуждение личностного смысла знания при переходе его в значение; индивидуальные модели мира ребенка, которые начинают формироваться еще до усвоения языка и продолжают развитие в житейских понятиях. Предпринимается попытка дать ответ на поставленные вопросы с позиций культурно-исторического подхода. На основе предложенных представлений о механизмах понимания—непонимания рассматриваются пути достижения понимания в образовательном процессе. Отмечается, что понимание всегда конкретно, оно относится к конкретному ученику, теме урока и тесно связано с мотивацией.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1988. 23 с.
  2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1983.
  3. Блонский П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1935. 126 с.
  4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. М.: Олма-Пресс, 2003. 672 с.
  5. Брудный А.А. Психологическая интерпретация. Фрунзе, 1996. 300 с.
  6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  7. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 109 с.
  8. Васильев С.А. Уровни понимания текста // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1972. 282 с.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  10. Гурова Л.Л. Процессы понимания в мышлении, общении и практической деятельности // Мышление. Общения. Практика: Сборник научных трудов. Ярославль, 1986. С. 97—108.
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. Репр. воспроизв. изд. 1882. М.: Русский язык, 1980. 2800 с.
  12. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
  13. Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский Книжник, 1924. 119 с.
  14. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  15. Дойч Д. Структура реальности. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 400 с.
  16. Жинкин Н.И. Механизм речи. М.: АПН, 1958. 378 с.
  17. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М.: Либроком, 2009. 327 с.
  18. Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Часть I. Самара: Самарский ГПУ, 1998. 216 с.
  19. Знаков В.В. Психология понимания в познании и общении: дисс. … д-ра психол. наук. М., 1995. 77 с.
  20. Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности: пер. с нем. / Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред.) и др. М.: Прогресс, 1989. 704 с.
  21. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиологии, педагогика. М.: Смысл, 2013. 400 с.
  22. Каплан Л.И. Психологический анализ понимания научного текста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1953. 12 с.
  23. Коменский Я.А. Великая дидактика. / Избр. пед. соч. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  24. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль: ЯрГУ, 1979. 80 с.
  25. Костюк Г.С. О психологии понимания: Научные записки Института психологии УССР. Т. 2. Киев, 1950. С. 7—57.
  26. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Издательство Московского университета, 1991. 192 с.
  27. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Издательство «Университетское», 1988. 210 с.
  28. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
  29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  30. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
  31. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета, 1979. 320 с.
  32. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Просвещение, 1982. 816 с.
  33. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1994. 830 с.
  34. Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы и язык человека. Проблема происхождения языка. Вып. 1 // Сост. А.Д. Кошелев, Т.В. Черниговская. М.: Языки славянских культур, 2008. 416 с.
  35. Роговин М.С. Проблема понимания: автореф. дисс. … канд. пед. наук (по психологии). М.: М-во просвещения РСФСР, 1956. 15 с.
  36. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию М.-Л.: Госиздат, 1929.
  37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  38. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002. 239 с.
  39. Тихомиров О.К., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. 1989. № 2. С. 6—16.
  40. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Петербург: Издание преемников А.П. Лопухина, 1904—1913.
  41. Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 107—115.
  42. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  43. Шадриков В.Д. Мысль и понимание. Понимание мысли. М.: Университетская книга, 2019. 280 с.
  44. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология. М.: Университетская книга, 2017. 368 с.
  45. Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. 528 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика