Магия художественного слова как повод для размышлений

236

Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть процесс художественного восприятия в свете функциональной асимметрии мозговых полушарий. Ее открытие на рубеже XX—XXI веков позволило по- новому взглянуть на многие мозговые процессы, включая художественное поведение человека, роль в котором правого полушария до недавнего времени во многом недооценивалась. Так, если левое, речевое, полушарие оперирует в основном вербально-логическими конструкциями, схематизируя картину окружающего мира, то «бессловесное» правое полушарие отражает мир как он есть, во всей его многозначной противоречивости, не зная четкого деления на «да» и «нет». И то и другое сосуществует одновременно, не отменяя друг друга, в виде реализованных или нереализованных потенций, примером чему может служить почти вся художественная литература. Поэтому художественное произведение, в силу своей многозначности, противоречивости, безоценочной амбивалентности, несет в себе некий потенциал, препятствующий его аналитическому истолкованию. И эта антиномичность двух типов нашего мышления позволяет многое понять в специфике художественного произведения, всей суммой своих приемов работающего против левополушарного мышления, высвобождая из-под интеллектуального контроля его образную составляющую. Показывая на конкретных примерах, как функционирует художественный текст, как овладевает он вниманием, чувствами и волей читателя, автор проводит параллель между художественным и гипнотическим воздействием, рассматривая их как явления родственного порядка.

Общая информация

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, логическое мышление, образное мышление, антиномия, художественное восприятие, художественный текст, гипнотическая зависимость

Рубрика издания: Интервью и эссе

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170116

Для цитаты: Рейф И.Е. Магия художественного слова как повод для размышлений // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 124–131. DOI: 10.17759/chp.2021170116

Подкаст

Литература

  1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: Лев Толстой. Книга I [Электронный ресурс]. М.; Берлин: Директ-Медиа, 1917. URL: https://www.twirpx.com/ file/2264523/grant/ (дата обращения: 19.12.2020).
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
  3. Как мы пишем / Андрей Белый, М. Горький, Евг. Замятин и др. М.: Книга, 1989. 208 с.
  4. Липский В.Н. Архетип — функциональная асимметрия — творчество // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. C. 233—237.
  5. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 560 с.
  6. Набоков В.Д. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1999. 440 с.
  7. Пантелеев Л. — Чуковская Л. Переписка (1929— 1987). М.: Новое литературное обозрение, 2011. 656 с.
  8. Ротенберг В.С. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М: Научный мир, 2009. [Электронный ресурс]. URL: www.cerebral-asymmetry. ru/6.Rotenberg.pdf (дата обращения: 19.12.2020).
  9. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. 18. М.: Художественная литература, 1984.

Информация об авторах

Рейф Игорь Евгеньевич, журналист, Франкфурт, Германия, e-mail: igor.reyf@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 573
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 236
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8