Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10511Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №2 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q1
SNIP: Q2
SJR: Q1

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Л.С. Выготский в 21 веке: влияние на психологию эмоций (на основе англоязычных диссертаций) 118

|

Леонтьева А.А.
магистр психологии и социальной политики, младший научный сотрудник, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ФГАОУ ВО «НИУ БелГУ»), Белгород, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5689-0442
e-mail: anna.a.leontieva@gmail.com

Аннотация

Несмотря на известность Л.С. Выготского в англоязычном мире, много дискуссий вызывает то, как именно его идеи используются в современных исследованиях. В статье проведен количественный анализ диссертаций по психологии эмоций с упоминанием Л.С. Выготского за период 2000—2020 годы. Описаны 177 диссертаций из базы Pro Quest Dissertations & Thesis, их тематика и использование в них идей Л.С. Выготского. Выявлено, что диссертации распределяются примерно поровну — на педагогические (89) и психологические (88). Половина всех диссертаций ссылаются на «Mind & Society», четверть опираются на английские издания «Мышления и речи». Eще в 16% диссертаций нет прямых ссылок на Л.С. Выготского. В преобладающем числе работ Л.С. Выготский упоминается либо как автор социокультурной теории в целом, либо в качестве изобретателя одного из концептов в области развития. Методология анализа смысловой структуры сознания и переживаний мало востребована англоязычными докторантами. Лишь в двух диссертациях проведена работа с концептом «переживание». В 13 работах на основе методологии Л.С. Выготского авторы применяют идеи опосредования, зон развития, развития понятий к эмоциям в детстве, культурному своеобразию эмоционального языка, а также рассматривают эмоциональную сторону речи. Можно проследить как косвенное влияние наследия Л.С. Выготского на психологию эмоций, свидетельствующее о знакомстве аспирантов с культурно-историческим подходом, так и прямое, через разработки релевантных идей.

Ключевые слова: эмоции, методология психологии, переживание, Выготский Л.С.

Рубрика: Выготсковедение

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180215

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00028.

Получена: 16.11.2021

Принята в печать: 27.04.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Барретт Л.Ф. Как рождаются эмоции: Революция в понимании мозга и управлении эмоциями / Пер. с англ. Е. Поникарпова. M.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 432 с.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2007. 672 с.
  3. Вересов Н.Н. Что нам делать с «Большой Королевской Печатью»: новая реальность в наследии Выготского // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 107—117. DOI:10.17759/chp.2020160212
  4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6 . М.: Педагогика, 1984. С. 91—318.
  5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 416—435.
  6. Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 27—46. DOI:10.17759/chp.2016120303
  7. Завершнева Е.Ю. К публикации заметок Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 15—24.
  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
  9. Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 119—132. DOI:10.17759/chp.2019150412
  10. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 25—43. DOI: 10.17759/chp.2015110304
  11. Шведовская А.А. Мешкова Н.В. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 47—57. DOI:10.17759/chp.2016120304
  12. Экман П. Психология эмоций / Пер. с англ. В. Кузина . СПб.: Питер, 2010. 334 с.
  13. Bekman, S. K. Emergence of preschoolers’ self -regulatory competence under risk and non-risk conditions [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Arizona State University. Ann Arbor, 2009. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/emergence-preschoolers-self-regulatory-competence/docview/304844806/se-2?accountid=45451(дата обращения:12. 11. 2021).
  14. Blunden A. Translating perezhivanie into English // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 23. № 4. P. 274—283.
  15. Britton J. Language and learning [2nd ed.]. Portsmouth, NH: Boynton/Cook, 1993. 329 p.
  16. Burkitt I. The Emotions in Cultural-Historical Activity Theory: Personality, Emotion and Motivation in Social Relations and Activity // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2021. Vol. 55. P. 797—820. DOI:10.1007/s12124-021-09615-x.
  17. Chae S.J. Cross-cultural study of special education teachers’ perception of iconicity of graphic symbols for emotions [Электронный ресурс]. Purdue University. Ann Arbor, 2011. Pro Quest Dissertations and Theses. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/cross-cultural-study-special-education-teachers/docview/1015363741/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  18. Cole M., Gajdamschko N. The Growing Pervasiveness of Perezhivanie // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 23. № 4. P. 271. DOI: 10.1080/10749039.2016.1201515
  19. Ferholt B. The development of cognition, emotion, imagination and creativity as made visible through adult -child joint play: Perezhivanie through playworlds. Pro Quest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. University of California, San Diego. Ann Arbor, 2009. URLhttps://search.proquest.com/dissertations-theses/development-cognition-emotion-imagination/docview/304850005/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  20. Ferholt B. Nilsson M. Perezhivaniya as a means of creating the aesthetic form of consciousness // Mind, Culture, and Activity. 2016. Vol. 23. № 4. P. 294—304.
  21. Fernyhough C. Vygotsky’s sociocultural approach: Theoretical issues and implications for current research // The Development of Social Cognition. UK: Psychology Press. 1997. P. 65—93.
  22. Holodynski M. The Internalization Theory of Emotions: A Cultural Historical Approach to the Development of Emotions // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20. № 1. P. 4—38. DOI: 10.1080/10749039.2012.745571
  23. Holodynski M., Seeger F. The Psychology of Emotions and Cultural Historical Activity Theory, Part 1 // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20. № 1. P. 1—3. DOI: 10.1080/10749039.2012.746370
  24. Imai Y. Collaborative learning for an EFL classroom: Emotions, language, and communication [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. University of Toronto (Canada). Ann Arbor, 2007. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/collaborative-learning-efl-classroom-emotions/docview/304749870/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  25. Jung H.-J. «Control yourself»: Emotion and person in an American junior-high school. Pro Quest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. Pro Quest University of Minnesota. Ann Arbor, 2001. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/control-yourself-emotion-person-american-junior/docview/304702661/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  26. Levykh M.G. Personality, emotions, and behavioural mastery in the thought of Lev Vygotsky. Pro Quest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. Pro Quest Simon Fraser University (Canada). Ann Arbor, 2008. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/personality-emotions-behavioural-mastery-thought/docview/304325090/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  27. Lindquist K.A., Wager T.D., Kober H., Bliss-Moreau E., Barrett L.F. The brain basis of emotion: a meta-analytic review // The Behavioral and brain science. 2012. Vol. 35. № 3. P. 121—143. doi.org/10.1017/S0140525X11000446
  28. Mesquita G.R. Vygotsky and the theories of emotions: In search of a possible dialogue // Psicologia: reflexão e crítica. 2012. Vol. 25. № 4. P. 809—816. DOI:10.1590/S0102-79722012000400021
  29. Ono K. What is it to feel «ureshii,» «tanoshii,» and «yorokobu?»: An investigation into meaning construction [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Clark University. Ann Arbor, 2011. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/what-is-feel-i-ureshii-tanoshii-yorokobu/docview/867801739/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  30. Phan K.L., Wager T., Taylor S.F., & Liberzon I. Functional neuroanatomy of emotion: a meta-analysis of emotion activation studies in PET and fMRI // Neuroimage. 2002. Vol. 16. № 2. P. 331—348. DOI: 10.1006/nimg.2002.1087
  31. Ramos F.S. Becoming an English Teacher: A Historical-Cultural Study of the Interrelationship between Emotions and Pedagogical Practices inside the Classroom // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology. 2018. Vol. 14. № 1. P. 52—58. DOI:10.17759/chp. 2018140106.З
  32. Ratner C. Historical and contemporary significance of Vygotsky’s sociohistorical psychology // Psychology: Theoretical—historical perspectives (2nd ed.) / R.W. Rieber & K. Salzinger (Eds.). Washington DC: American Psychological Association, 1998. P. 455—473.
  33. Robbins B.D. Joy and the politics of emotion: Towards a cultural therapeutics via phenomenology and critical theory [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Duquesne University, Ann Arbor, 2003. URL.: https://search.proquest.com/dissertations-theses/joy-politics-emotion-toward-cultural-therapeutics/docview/305333683/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  34. Smith C.E. He wished he didn’t do it: Children’s thinking about transgression and apology [Электронный ресурс]. Pro Quest Dissertations and Theses. Harvard University, Ann Arbor, 2009. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/i-he-wished-didnt-do-childrens-thinking-about/docview/304892502/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  35. Vygotsky L.S. Emotions and their development in childhood // The essential Vygotsky / R. Rieber, D.K, Robinson, J.S. Buner (Eds). New York: Kluwer Academic/ Plenum Publishers, 2004. P. 125-138.
  36. Vygotsky L.S. Emotions and their development in childhood // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1: Problems of general psychology / R. Rieber, A. Carton (Eds.). New York: Plenum Press, 1987. P. 325—337.
  37. Vygotsky L. S. Mind in society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press, 1980. 176 p.
  38. Vygotsky L.S. Thinking and speech // The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1: Problems of general psychology / R. Rieber, A. Carton (Eds.). New York: Plenum Press, 1987. P. 39—285.
  39. Vygotsky L.S. Thought and language / A. Kozulin (Ed.). Cambridge, MA: The MIT Press, 1986. 351 p.
  40. Wells G. Dialogic inquiry in education: Building on the legacy of Vygotsky // C.D. Lee, P. Smagorinsky (Eds.) Vygotskian perspectives on literacy research: Constructing meaning through collaborative inquiry. New York: Cambridge University Press, 2000. P. 51—85.
  41. Wertsch J.V., Tulviste P. Lev Semyonovich Vygotsky and contemporary developmental psychology // R.D. Parke, P.A. Ornstein, J.J. Rieser, C. Zahn—Waxler (Eds.) A century of developmental psychology. Washington, DC: American Psychological Association, 1994. P. 333—355.
  42. Whitt P.B. In the path of a teacher’s desire: Exploring quality teaching with an emotive lens [Электронный ресурс]. Pro Quest ProQuest Dissertations and Theses. University of Missouri — Saint Louis, Ann Arbor, 2007. URL.: https://search.proquest.com/dissertations-theses/path-teachers-desire-exploring-quality-teaching/docview/304766893/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
  43. Wu Q. Communicating Emotions in L2 Chinese: A Mixed-methods Multiple Case Study of American Learners of Chinese Studying Abroad in China. ProQuest Dissertations and Theses [Электронный ресурс]. Pro Quest The Pennsylvania State University, Ann Arbor, 2018. URL: https://search.proquest.com/dissertations-theses/communicating-emotions-l2-chinese-mixed-methods/docview/2449966579/se-2?accountid=45451 (дата обращения: 10.10.2021).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика