Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

0,727 — двухлетний импакт-фактор

Моделирование и анализ данных

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2219-3758

ISSN (online): 2311-9454

DOI: https://doi.org/10.17759/mda

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемы математической подготовки студентов-психологов 978

Булгаков Д.Н.
доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики МГППУ, Москва, Россия
e-mail: dnbulgakov@mail.ru

Аннотация

Обсуждается место математики в общепрофессиональной подготовке психолога. Проводится анализ комплекса проблем, связанных с организацией учебного процесса по математическим дисциплинам для студентов психологических специальностей и направлений. Обосновываются конкретные рекомендации по программе базового курса математики и по его трудоемкости, а также по реально достижимому уровню квалификационных требований по математическим дисциплинам.

Рубрика: Методика преподавания

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность высшего психологического образования в постиндустриальных обществах имеет, помимо современной тенденции (или моды?) гуманизации высшего образования, объективную и еще не достаточно осознанную обществом причину. Эта причина состоит в возрастании роли человеческого фактора как в производственно-технологической сфере деятельности общества, так и в его социальной организации, испытывающей сильнейшее воздействие бурно развивающихся информационных технологий, вызвавших «информационный взрыв» общения между людьми. В производственно-технологической сфере человеческий фактор – это причина возникновения в эргатической системе недетерминированных процессов и явлений, обусловленных наличием человека-оператора в информационно-исполнительном контуре системы и объективным несоответствием его действий условиям и требованиям функционирования этой системы. Возникшие в 60-ых годах прошлого века для решения проблемы человеческого фактора в технике инженерная психология и эргономика в настоящее время находятся в серьезном кризисе. Главной причиной этого кризиса являются принципиальные междисциплинарные трудности в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми сложной эргатической системой к деятельности человека-оператора, и объективно ограниченными его психофизиологическими возможностями. И если требования эргатической системы формулируются преимущественно на языке точных наук: механики, физики и, в принципе, допускают математическое описание, то психофизиологические стороны деятельности человека-оператора весьма далеки от такого описания. Однако подобное по- ложение не дает повода для пессимизма. Крупный математик XX века, Президент Общества промышленной и прикладной математики США Г. Биркгофф писал: «Математика, как самая умственная отрасль наук, имеет единственное сродство с психологией – наукой об уме. То, что они не соприкасались ближе, обусловлено отчасти нашим незнанием их обеих, но еще больше тем обстоятельством, что психологи и математики мыслят разными понятиями» [1].

Литература
  1. Биркгофф Г. Математика и психология. – М.: Советское радио, 1977.
  2. Велько О.А. Принципы построения курса «Основы высшей математики» для студен- тов-психологов// Тезисы докладов Международной научно-образовательной конференции «Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профес- сионального образования.» – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2009. – СС. 479-481.
  3. Вентцель Е.С. Методологические особенности прикладной математики на современном этапе. М.: Знание, 1982. – СС. 37-54.
  4. Сенашенко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании// Тезисы докладов Международной научно-образовательной конференции «Наука в вузах: математика, фи- зика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования.» – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2009.– СС.203-211.
  5. Тестов В.А. О проблеме качества математического образования// Тезисы докладов Между- народной научно-образовательной конференции «Наука в вузах: математика, физика, ин- форматика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования.» – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2009.– СС. 645-647.
  6. Турецкий В.Я. Математика и информатика. Учебное пособие для гуманитарных специаль- ностей. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1997.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика