Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9027Новости 1786Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Девиантное материнское поведение 2861

Брутман В.И.

Варга А.Я.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой Системной семейной психотерапии, Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП), Москва, Россия

Радионова М.С.
кандидат психологических наук, доцент , факультет консультативной и клинической психологии, ФБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: radionova.m@list.ru

Исупова О.Г.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сидела белка-летяга в гнезде на дереве вместе со своими детенышами. Вдруг, откуда ни возь­мись, – лиса, стала под деревом и говорит ей страшным голосом: «Если ты мне не отдашь одного детеныша, я на дерево заберусь, гнездо твое разорю и деток твоих съем». Испугалась летяга, думает: где мне с ней тягаться, отдам ей одного детеныша, зато и гнездо сохраню, и другие детки уцелеют. Отдала лисе детеныша. Лиса унесла его, потом, немного погодя, снова приходит (...) Так перетаскала лиса у летяги всех ее детенышей...

Трусливая летяга (народная сказка)

 

Пусть эта притча станет прологом к реальной жизненной исто­рии, которую мы хотели бы вам предложить как повод для дис­куссии о проблеме отказа матери от своего ребенка. С каждым годом растет число детей, оставшихся без попечения родителей, сей­час в России их уже более 600 тысяч. Только в родильных домах города Москвы ежедневно один ребенок остается сиротой в связи с отказом от него матери. Не стоит, наверное, приводить данные медицинской и психологической диагностики, чтобы понять, что зна­чит для развития ребенка ранний отрыв от матери. Для того, что­бы найти какие-то подходы к решению этой сложной социальной проблемы, требуется понимание причин такого отклоняющегося ма­теринского поведения, которое, к сожалению, до сих пор остается малоизученным. Случай отказа от ребенка, представленный ниже, один из типичных в повседневной практике работы психологов ро­дильных домов Москвы. Мы попросили высказать о нем свое мне­ние некоторых специалистов семейного психолога, клинического психолога, клинического психиатра и социолога. Существенное свое­образие данной проблемы определяется тем, что в ней тесно пере­плетаются два начала с одной стороны, биологическое – то, что имеет отношение к инстинктивной сфере, неосознаваемым механиз­мам возникновения и развития привязанности, надындивидуальному смыслу деторождения и заботы о потомстве, а с другой – социаль­ное – пласт культурных норм и ценностей, социальная ситуация развития, в которой происходит формирование материнского отно­шения, а также актуальная социальная ситуация, складывающаяся в ходе беременности и после родов. Чем можно считать отказ от ребенка с точки зрения биологических законов развития – генети­ческой поломкой, нарушением глубинных механизмов продолжения рода, ведущим к вырождению человечества как вида? С социально-этической точки зрения в этом поступке можно увидеть кризис нравственных основ современного общества, когда оставить собствен­ного ребенка становится легче, чем отказаться, например, от покуп­ки нового автомобиля или выгодного бизнеса.

Литература
  1. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. Раннее социаль­ное сиротство. Учебно-методическое пособие, Москва, 1994, 209 с.
  2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993, 480 с.
  3. Bonnet К. Geste d'amour. Paris, 1992.
  4. Macfarlane A. Marriage and love in England: Modes of reproduction. p.130-184. Oxford, Blackwell, 1986.
  5. Oppenheim Z. Zentr.f.d.g. Neurol.u.psich. 1919. Bd.45, S.1123-1135.
  6. Parsons T. and Beles R.F. Family socialization and interaction process. N-Y, Free press, 1955.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика