Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Работа с телом в экзистенциальной терапии (онтоцентрический подход) 2226

Летуновский В.В.
кандидат психологических наук, Москва, Россия
e-mail: Lightexist@homesite.ru

Аннотация

Статья посвящена пока еще достаточно слабо разработанной теме – методам работы с телом в экзистенциальной терапии. Автор подробно описывает свое понимание целей экзистенциальной терапии, а также ее методов. Свою позицию он определяет как онтоцентрическую, в центр внимания которой ставится само бытие. Методологическое основание своего подхода автор видит в работах М.Хайдеггера, М.Босса и К.Дюркхайма.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Когда мы говорим об экзистенциальной психотерапии, да и вообще об экзистенциализме, первое, что приходит на ум, это философия и литература: Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю, Марсель, Тиллих, Толстой, Достоевский. Некоторые наши коллеги из других психотерапевтических школ, к примеру, так и говорят, что экзистенциальная психотерапия – это психотерапия для особого типа людей, склонных к рефлексии и любящих пофилософствовать. К слову сказать, и сами экзистенциальные психотерапевты не спешат опровергать это явное, на мой взгляд, недоразумение. Например, одна из учениц Медарда Босса Хейди Бреннер открыто провозглашает: “Единственным медиумом в экзистенциальной психотерапии остается медиум говорящего мира” (Brenner, 1988, р.142-152). Задавшись вопросом, а почему же, собственно, в экзистенциальной психотерапии сложилось мнение, что медиум говорящего мира (канал связи между пациентом и терапевтом) считается единственным, я провел небольшое исследование (Летуновский, 2002), в результате которого пришел к выводу, что данное мнение сложилось вследствие двух устойчивых традиций. С одной стороны – фрейдистской, с другой – хайдеггерианской. Вспомним, что первые экзистенциальные психотерапевты учились либо у самого Фрейда (как, например, Л.Бинсвангер и М.Босс), либо у его многочисленных учеников и последователей. А техника психоанализа, как мы помним, преимущественно вербальная. Что же касается Мартина Хайдеггера, то широко известен присущий ему пристальный интерес к языку (вспомним хотя бы его высказывание: “язык – дом бытия” {Хайдеггер, 1991}). Таким образом, обе традиции акцентируют свое внимание преимущественно на вербальных аспектах коммуникации.

Литература
  1. Баскаков В.Ю. Танатотерапия – искусство жизни. М., 1996.
  2. Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.
  3. Добротолюбие. Собр. в 5 томах, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.
  4. Дюркхайм Карлфрид. О двойственном происхождении человека. Спб., “Импакс”, 1992.
  5. Камю Альбер. Творчество и свобода. М., “Радуга”, 1990.
  6. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. // Понимание как фактор личностного развития. Кемерово, “Графика”, 2002.
  7. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // Первая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. М., 2001, с.28-32.
  8. Летуновский В.В. Экзистенциальная психотерапия и телесность человека. // “Вопросы ментальной медицины и экологии” , 2002,  № 2.
  9. Лоуэн А. Психология тела. Телесно-ориентированный психоанализ. М., 1999.
  10. Лэнг Рональд. Разделенное Я. Киев, “Государственная библиотека Украины для юношества”, 1995.
  11. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. М., ПЕР СЭ, 2001.
  12. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы.  М.,1995.
  13. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Пер. с англ. Львов, “Инициатива”; М., Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  14. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-сост. Л.С.Сергеева. СПб., 2000.
  15. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М., “Прогресс”, 1990.
  16. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., “Речь”, 2000.
  17. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Сб. под ред. А.Л.Доброхотова. М., “Высшая школа”, 1991.
  18. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., “Республика”, 1993а.
  19. Хайдеггер М. Бытие и время.  М., 1993б.
  20. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., Независимая фирма “Класс”, 1999.
  21. Boss M. (1962). Daseinanalysisand psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. NY, E.P.Dutton Co.
  22. Boss M. (1979) Existential foundations of medicine and psychology. NY, Jason Aronson.
  23. Brenner H. (1988). The Self Understanding of the Psychotherapist. Humanistic Psychologist, 16, p.141-152.
  24. Duerckheim K. (1989). „Uberweltliches Leben in der Wel” Norbert Friedrich Weitz Verlag, Aachen.
  25. Feldenkrais M. (1972). Awareness through movement.  NY.
  26. Reich W.(1969). Die Funktion des Orgasmus. Kieppenheuer & Wisch.
  27. Sartre J.-P., Being and Nothingness, trans. By Hazel E. Barnes (New York, 1956), p.560-564.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика