Консультативная психология и психотерапия
2004. Том 12. № 2. С. 93–98
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Путешествие во времени
Аннотация
Общая информация
Для цитаты: Путешествие во времени // Консультативная психология и психотерапия. 2004. Том 12. № 2. С. 93–98.
Полный текст
Место действия: Санкт-Петербург, обучающий тренинг по психодраме.
Время : январь 2004 года (третий день тренинга).
Тема драмы : «Мне кажется, что я зря проживаю свою жизнь...»
Действующие лица:
Я (протагонист) - девушка Аня, 19 лет. Коротко стриженные светлые волосы, джинсы и светлый спортивный джемпер.
В.С. (директор) - Виктор Семенов, тренер по психодраме.
Началось все, когда В.С. предложил новое упражнение. Было четыре пустых стула - четыре стиля или характера профессиональной деятельности. Каждый из группы мог определиться, где находится именно он, какой из «стульев» ему ближе.
Я смотрела на эти четыре стула и размышляла:
«Первый стул похож на то, как женщина делает покупки, - увидела, купила, пришла домой и озадачилась - зачем купила? Непонятно - просто так получилось. Так я попала в институт. Случайно, без экзаменов, без ответственности за выбор того дела, которому посвящу всю свою жизнь. Так получилось.
Второй стул - есть цель, и человек к ней стремится. Внутри у него есть четкий план, на его осуществление тратятся все силы, и вот цель достигнута. Я бы хотела, чтобы у меня была такая работа, - сделал дело, получил деньги, удовлетворение и - свободен. Но, к сожалению, моя работа похожа на.
стул № 3 - замкнутый круг. Есть дело, есть рефлексия относительно этого дела, потом она плавно перетекает в следующее дело, которое снова рефлексируется. В общем, вечный двигатель - вечная незавершенность.
Заболотная Анна Вадимовна - студентка Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, кафедра лингвистики и перевода факультета экономики и права; участница пролонгированной учебной группы Московского института гештальта и психодрамы.
Может быть, это не совсем точная и исчерпывающая характеристика моей работы, но это то, что я в ней больше всего ненавижу, - бесконечность.
Есть еще стул № 4. Здесь речь идет про духовные ценности, мораль, ответственность. Великие цели, великие деяния. Не для себя - для других. Может быть, я космополит, а может, просто тщеславная дурочка, но мне хочется прожить свою жизнь так, чтобы в этом мире что-то изменилось. Я хочу сидеть на этом стуле. Хочу писать хорошие книги».
Вот так постепенно и появилась тема для драмы - если я хочу делать одно, то почему занимаюсь другим? Неужели, таким образом, я зря проживаю свою жизнь?
В.С.: Итак, с чего начнем?
Я: Наверное, с того, что сейчас. Я учусь на переводчика, работаю в школе и хочу стать писателем.
(Я сижу, немного ссутулившись, по-мальчишески расставив ноги. Когда говорю, смотрю больше в пол, периодически - на директора. Когда мы начинаем драму, мне немного страшно. Я боюсь, что мы не успеем сделать ничего стоящего... Чувствую себя беззащитным подростком. Внутри грусть, страх и легкость. Как-то пусто.)
Я: Мне кажется, будто я зря проживаю свою жизнь.
В.С.: Я предлагаю тебе посмотреть на себя в будущем.
(В.С. дает мне стул и просит поставить его туда, куда я хотела бы попасть в будущем. Я ставлю стул на почтительном расстоянии от себя, мы к нему подходим. Я погружаюсь внутрь себя, но мыслей нет.)
В.С.: Что это за год?
(Я считаю, когда мне исполнится 32.)
Я: 2016.
В.С.: Число, день недели?
Я.: 5 октября, понедельник.
В.С.: Где это?
(Я долго выбираю между каким-нибудь шведским городом и Санкт-Петербургом.)
Я: Петербург. Кафе Zoom.
(Я сажусь на стул и... становлюсь Ею. Я - уверенная в себе... достаточно, немного наглая, абсолютно спокойная Мы ставим четыре стула, один из них заменяет стол, на котором стоит ноутбук.)
В.С.: Кто вы? Что вы здесь делаете?
Я: Меня зовут Анна, я писательница. Я часто пишу в этом кафе - либо здесь, либо дома.
В.С.: Как вы выглядите?
Я: Я в черных брюках, в белой рубашке, у меня короткая стрижка.
В.С.: Какая сейчас погода?
Я: Идет дождь.
В.С.: А что вы сейчас пишете?
Я: Книгу о девочке-подростке (удивляюсь своим словам, потому что это тема тренинга).
В.С.: А что вы о ней пишете?
Я: Я пишу о том, что взрослые забывают о том, какими они были. Я напоминаю им об этом.
В.С.: Откуда вы черпаете информацию?
Я: Вспоминаю себя и отталкиваюсь от этого.
В.С.: Это ваша первая книга?
Я: Нет. Третья...
В.С.: А как называлась первая?
(Долго думаю.)
Я: «Кенгуру».
(Жутко удивляюсь своим словам. Такое ощущение, будто кто-то говорит за меня.)
В.С.: Когда она вышла?
Я: 10 лет назад.
В.С.: Вы так медленно работаете?
Я: Нет, просто после выхода первой книги я в течение нескольких лет занималась критикой, журналистикой, публицистикой. А потом вернулась к книгам.
В.С.: А как будет называться эта?
Я: Названия я даю в конце.
(Я очень уверена в своих словах.)
В.С.: Вы здесь давно?
Я: С утра. Скоро собираюсь уходить.
В.С.: У вас есть муж?
Я: Да.
(У меня перед глазами лицо незнакомого молодого человека, для которого у меня есть только одно определение - светлый. Поэтому после этого вопроса я счастливо улыбаюсь...)
В.С.: Сколько ему лет?
Я: Мы почти ровесники, он на два года старше меня.
В.С.: Чем он занимается?
Я: Он банкир.
(Снова удивляюсь своим словам. Теперь бурные возгласы удивления доносятся еще и из группы.)
В.С.: Он обеспечивает вас?
Я: Нет. Я достаточно зарабатываю. Я не завишу от него материально.
В.С.: У вас есть дети?
(Я думаю о том, что у меня-то будет два сына, но к 32 годам, наверное, - только один.)
Я: Да, у меня есть сын.
В.С.: Как его зовут?
Я: Тамерлан.
В.С.: Откуда такое имя?
Я: Мечта.
В.С.: Анна, у вас есть уникальная возможность послать письмо по электронной почте себе 12-ти лет назад.
(Я не знаю, что писать, но все же что-то пишу. Через сутки после окончания драмы абсолютно не помню, что я там написала.)
Я: . PS: Ты талантлива.
(Почему-то меня начинает очень сильно знобить, мне дают шарф. Я выхожу из роли и дрожь начинает затухать. В этой роли есть какая-то непонятная, неуловимая грусть.
Выбираем из группы участницу на роль Анны - молодая женщина, стройная, красивая, немного замкнутая. Я сажусь на место себя. Она воспроизводит текст письма.)
В.С.: Ну, как? Что ты чувствуешь?
Я: Это мечта, но я боюсь, что она никогда не осуществится.
(Возвращаюсь на стул «Анна-32».)
Я хочу туда, дальше.
(Сейчас, когда я сижу здесь, где мне 32, мне очень хочется «выпендриться» перед всеми. Я знаю, что буду очень успешной, и хочу показать это всем. Между тем, В.С. ставит еще одно кресло, развернутое сиденьем к двум прежним персонажам. Я сажусь.
Я сижу в кресле очень глубоко, прямо, положив руки на подлокотники, закинув ногу на ногу.)
Я: Мне 64 года. Я знаю, что скоро умру.
В.С.: Почему?
Я: Я сделала в жизни все, что хотела. Не хочу быть старой.
(Во мне - абсолютная уверенность, умиротворение, удовлетворение, спокойствие и какая-то абсолютная ясность сознания. Внутри все очень спокойно.)
В.С.: Во что вы одеты?
Я: Большой вязаный свитер и брюки.
В.С.: Волосы?
Я: С проседью.
В.С.: Где вы находитесь?
Я: Дом за городом.
В.С.: Какой сегодня день? Погода?
Я: Ранняя осень. Листопад.
В.С.: К вам пришел корреспондент из молодежной газеты. Чем бы вы хотели поделиться с подрастающим поколением? Может быть, что-то из собственного опыта...
Я: В молодости в каждом очень много сил и энергии. Нужно не бояться их тратить. Нужно расходовать все до последней капли. Для того чтобы чего-то достичь, нужно очень много работать, нужно прорываться к Своему пути.
Я поняла, что главное - состояться как личность. В молодости я думала, что главное - слава, и шла к ней. А оказалось все не так. Конечно, слава - это важно, но намного важнее - состояться. Знать, что ты сделал то, для чего родился.
В.С.: А что бы вы хотели сказать вот той Ане, которая не знает, не понимает, что делать.
Я: То, что ты делаешь там, отсюда кажется очень незначительным. Это все пройдет.
Знаешь, мне кажется, у тебя есть два параллельных пути и один из них не ведет ко мне. Ты, безусловно, можешь стать домохозяйкой, хорошей матерью, женой. Но ведь есть и другой путь.
Я знаю, о чем ты мечтаешь, и хочу тебе сказать, что намного важнее - просто состояться. Мне этого точно достаточно.
В.С.: Подпишитесь.
(В глубине себя я делаю красивый росчерк: «Анна З.ая», но не могу произнести этого вслух. Мое замешательство как-то «замяли».
На роль «Я в 64» выбираем женщину лет 40, слегка полноватую, немного усталую, но ухоженную. В ней ощущаются мягкость, теплота. Теперь я сижу на своем месте и слушаю послание от себя в 64. Я рада, что слышу эти слова. Они дают мне надежду, веру в будущее.
Я встаю. Мы с директором подходим ко мне в 32.)
Я: Ты для меня, как кадр из фильма. Мне кажется, что это все нереально. Ты - моя «голубая мечта».
Анна (из роли): Я не мечта, я реальность.
(Меня, как током, шибануло от этой фразы. Я поверила, что это реально! Что все это возможно со мной!
Потом мы подходим ко мне в 64. Я стою перед этой женщиной, зная, что в ней нет презрения ко мне. Я не боюсь ее, во мне нет неуверенности. Но я чувствую себя маленькой, беззащитной девочкой.)
Я: Вы считаете, что все, что происходит со мной сейчас, ничтожно и не имеет большого значения. Наверное, вам с высоты ваших лет виднее, но это моя жизнь, мои беды, мои радости, у меня, кроме этого, ничего нет, и все это для меня очень важно.
Анна-64: Да, я понимаю, что это для тебя важно. Но ты не переживай, все будет хорошо. «Не парься».
(Я возвращаюсь на свой стул.)
В.С.: Ну, как? Что ты чувствуешь?
Я: Начинаю верить в то, что это действительно может осуществиться. Словно звездочка зажглась или свет какой-то. Теперь мне есть, во что верить.
В.С.: Мы можем закончить здесь?
Я: Да.
Шеринг
Люблю, когда хвалят и говорят всякие приятные вещи.
Во время постановки драмы я переживала, что группе не интересно и все видят, как все это несерьезно, поверхностно. И не психология вовсе, а так - девочка «выпендривается».
Поэтому во время шеринга мне всегда очень важна поддержка. И на этот раз я ее получила. Говорили про то, насколько реально все выглядело, - особенно там, где мне 32. Поражались преображению, мудрости и спокойствию в 64.
И вообще, почему-то все улыбались.
PS: С тех пор я все время думаю о своей первой книге. о «Кенгуру». По хронологии моей драмы она должна выйти в свет через два года, одновременно с рождением моего первого сына Тамерлана.
Метрики
Просмотров
Всего: 677
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 439
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1