Научный статус качественных методов в психологии

990

Аннотация

В статье поднимается проблема научного статуса качественных методов в психологии в свете различных образов науки. Качественные исследования рассматриваются в связи с формированием в психологии гуманитарной парадигмы, противопоставляющей себя парадигме естественнонаучной. Концептуализация понимания в перспективе методического индивидуализма (понимание как вчувствование) оставляет сомнительным научный статус основанной на методе понимания гуманитарной психологии, в то время как его преодоление в рамках коммуникативной рациональности позволяет обосновать научный статус гуманитарной психологии и ориентированных на нее качественных методов. В статье проанализированы возможные методологические следствия ориентации психологического исследования на коммуникативную рациональность и обсуждается в этой связи вопрос контроля валидности качественных исследований в психологии.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Бусыгина Н.П. Научный статус качественных методов в психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2005. Том 13. № 2.

Литература

  1. Апель К.-О. Трансформация философии. — М.: Логос, 2001.
  2. БермусА.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4.
  3. Братусъ Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии, 1990, № 6, с.9-17.
  4. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия, I том. — М.: Московский психотерапевтический журнал, 1998, с. 5-21.
  5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Людвиг Витгенштейн Философские работы (Часть 1). — М.: Гнозис, 1994а, с.1-74.
  6. Витгенштейн Л. Философские исследования // Там же, 19946, с.75-320.
  7. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии // М.М.Бахтин (под маской). — М.: Лабиринт, 2000, с.72-94.
  8. Воробьева ЛИ. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии, 1995, № 2, с.19-30.
  9. Воробьева ЛИ Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии, 2004, № 2, с.149-158.
  10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл, ЭКСМО, 2003, с.208-547.
  11. ГадамерХ.Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988.
  12. Деннет Д. Постмодернизм и истина: Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии, 2001, № 8, с.93-100.
  13. Джерджен КДж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: Саморефлексия маргинально-сти. — М.: ИНИОН, 1995, с.51-73.
  14. Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6-ти тт. Том 1. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.
  15. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИПРАН, 1994.
  16. ЗавершневаЕ.Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2001, № 4, с.67-77; 2002, № 1, с.75-80.
  17. Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003.
  18. Крипнер С, де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Вопросы психологии, 1993, № 2, с.113-126.
  19. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. — М.: ACT, Ермак, 2003.
  20. Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Вестник Московского университета. Серия Философия, 2003, № 3.
  21. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М.: УРСС, 2001.
  22. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — М.: Лабиринт, 1994.
  23. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. — М., 1972, с.28-94.
  24. Нидлмен Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсвангера // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. — М.: Рефл-Бук, Ваклер, 1999, с.221-332.
  25. Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Кун Т. Структура научных революций: Сб. — М.: ACT, Ермак, 2003, с.313-326.
  26. Психология и новые идеалы научности: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1993, № 5, с.3-42.
  27. Степин B.C. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы философии, 2004, № 3, с.37-43.
  28. Степин B.C. Основания науки и их социокультурная размерность // Научные и вненаучные формы мышления: Материалы симпозиума. — М.-Киль, 1996.
  29. Степин B.C. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-традиция, 2000.
  30. Столярова О.Е. Социальный конструктивизм: онтологический поворот // Вестник Московского университета. Серия Философия, 2003, № 3.
  31. ТхостовА.Ш. Психология телесности. — М.: Смысл, 2002.
  32. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. — М: Русское феноменологическое общество, 1996.
  33. Фридман Дж., КомбсДж. Конструирование иных реальностей. — М.: Класс, 2001.
  34. Хабермас Ю. Реконструктивные и понимающие науки об обществе // Хабер-мас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 2001.
  35. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — М.: Весь мир, 2003.
  36. Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи // Вопросы философии, 1992, № 9, с.49-60.
  37. Хюбнер К. Критика научного разума. — М., 1994.
  38. Швырев B.C. Берега рациональности (беседа с В.С.Швыревым) // Вопросы философии, 2004, № 2, с.113-126.
  39. ШоттерДж. М.М.Бахтин и Л.С.Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, 1996, № 6, с.107-117.
  40. Эко У. Открытое произведение. — СПб.: Академический проект, 2004.
  41. Юлина НС. Деннет о вирусе постмодернизма: Полемика с Р.Рорти о сознании и реализме // вопросы философии, 2001, № 8, с.78-92.
  42. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, 2001, № 5, с.3-18.
  43. Issues of Validity in Qualitative Research / S.Kvale (Ed.). — Studentlitteratur, Chartwell-Bart, 1989.
  44. Polkinghorne D. Changing Conversations about Human Science // Issues of Validity in Qualitative Research / S.Kvale (Ed.). — Studentlitteratur, Chartwell-Bart, 1989, p.13-46.
  45. Polkinghorne D. Methodology for the Human Sciences. — Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1983.
  46. Salner M. Validity in Human Science Research // Issues of Validity in Qualitative Research / S.Kvale (Ed.). — Studentlitteratur, Chartwell-Bart, 1989, p.47-71.
  47. Taylor С Interpretation and the Science of Man // Interpretive Social Science: A Reader / P.Rabinow & W.Sullivan (Eds.). — Berkeley: University of California Press, 1979, p.25-71.

Информация об авторах

Бусыгина Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543, e-mail: boussyguina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1772
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 990
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3