Консультативная психология и психотерапия
2005. Том 13. № 4
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Конференция Центра изучения человека
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События и даты
Для цитаты: Колпачников В.В. Конференция Центра изучения человека // Консультативная психология и психотерапия. 2005. Том 13. № 4.
Полный текст
Историческая справка
«Центр изучения человека» основан Карлом Роджерсом в октябре 1968 года и за время своего существования завоевал международное признание в качестве ведущего центра развития человеко-центрированного подхода в психологии и психотерапии (the Person-Centered Approach -РСА), также связанного с именем К.Роджерса как его основателя и лидера. С момента своего создания CSP существует как частная некоммерческая образовательная и исследовательская корпорация, которая объединяет специалистов разных стран, практикующих человеко-центрированный подход.
Пик известности и популярности CSP приходится на 70-80-е годы XX столетия, когда человеко-центрированный подход, усилиями К.Роджерса, а также его последователей и учеников, стал широко известным как в США, так и во всем мире. Благодаря влиянию этой школы качественно изменилась мировая психотерапия и консультирование. Во всем западном мире распространилась, став необычайно популярной, практика так называемых «групп встреч» (encounter groups), началось движение за развитие человека, раскрытие потенциала которого преодолело все национальные границы; принципы человеко-центрированного подхода активно стали применяться в сфере воспитания, семейных отношений, в бизнесе. Человеко-центрированный подход вступил и на арену политического изменения мира: Карл Роджерс и его коллеги по CSP в 70-80-х гг. появляются в самых горячих точках мира: группы встреч проводятся, с целью достижения взаимопонимания между политиками и преодоления расовых и религиозных конфликтов, в США, Северной Ирландии, Южно-Африканской Республике и др.
В 1986 году Карл Роджерс вместе с Рут Сэнфорд и Фрэном Мэйси приезжают в Советский Союз (в Москву и Тбилиси). Многие из читателей наверняка помнят то воодушевление, которым сопровождались лекции и работа группы, проведенной К.Роджерсом и Р.Сэнфорд в Москве. В 1988-м, через год после смерти К.Роджерса, большая группа членов Центра изучения человека посещает СССР, где они снова проводят презентации, демонстрации применения РСА в консультировании, психотерапии и человеческих отношениях. Эти посещения глубоким и, подчас, решающим образом повлияли на профессиональное самоопределение и судьбу многих отечественных психологов и психотерапевтов.
Каково положение дел и состояние Центра изучения человека в наши дни?
Во многом на этот вопрос отвечает прошедшая 28-30 октября 2005 года ежегодная конференция CSP.
События встречи:
октября вечером в Ла Хойе, в официальном помещении CSP, состоялось открытие конференции, где присутствовали члены Центра из США, Великобритании, Японии, России. Царила искренняя радушная атмосфера встречи старых добрых друзей и знакомых, связанных как профессиональными, так и человеческими узами.
и 30 октября работа конференции, по приглашению Брюса Медора, одного из старейших членов Центра, друга и коллеги Карла Роджерса, продолжилась в его доме,расположенном в живописных гористых окрестностях небольшого городка в пригороде г. Сан-Диего.
Обсуждались следующие вопросы:
Отчет Директора Центра, который избирается сроком на год на ежегодном собрании CSP. В течение последнего года этот пост занимала Барбара Боннис. В своем отчете Барбара, с одной стороны, осветила основные направления работы Центра в 2005 году, с другой - поделилась переживаниям и мыслями по поводу своего годичного пребывания в роли Директора CSP. Она выразила удовлетворение в связи с большим взаимным пониманием и углубившейся человеческой связью с членами Центра (особенно с теми, кто постоянно проживает в Южной Калифорнии) и поделилась опытом личностного роста на посту Директора. Далее, опираясь на конкретные документы и факты, она убедительно показала присутствующим, что CSP располагает рядом программ, которые могут представлять интерес для многих частных практиков и организаций. Барбара Боннис также предложила летом 2006 года провести международную конференцию «Центр изучения человека: Прошлое, Настоящее и Будущее», где будут раскрыты инновационные практики, реализующие челове- ко-центрированный подход, и намечены перспективные пути развития Центра. Отчет Директора был единогласно одобрен присутствующими.
Обсуждение финансовых вопросов CSP. В докладе Барбары Боннис значительное место занял вопрос об уплате членских взносов, который предстал с проблемной своей стороны. Нерегулярность поступления взносов создает, как подчеркнула Барбара, определенные финансовые трудности для Центра. Последующая дискуссия была достаточно непростой и весьма эмоциональной. Тем примечательнее, что она протекала в атмосфере внимания и уважения к высказыванию каждого участника и, в конечном счете, оказалась конструктивной. В обсуждении вопроса приняли участие Мириам Сиверс, Стив Винсент, Джере Мурман, Фердинанд ван дер Веен и др. В итоге были выдвинуты идеи о создании резервного финансового фонда, установлено точное количество участников, способных платить взносы ежемесячно или даже оплачивать их досрочно, рассмотрены пути дополнительных доходов для Центра. Все эти меры призваны обеспечить стабильную финансовую ситуацию Центра.
Отчеты по программам Центра. Здесь речь шла, прежде всего, о создании web-сайта CSP (www.centerfortheperson.org), а также о директории, позволяющей заинтересованным в информации лицам ориентироваться в том, что происходит в Центре, и при желании устанавливать контакты с членами Центра. Этой теме было посвящено сообщение Кэйти Медоус.
Кедди Бурроус информировала присутствующих о своей работе по проекту, в рамках которого она ведет в штате Орегон обучение человеко-центри- рованному подходу персонала клиник, работающего с инвалидами. В рамках данного проекта была, в частности, проведена сессия с участием Брюса Медора и Уилла Стиллвела.
Джере Мурман рассказал о реализации проекта «Разрешение конфликтов». Он поделился своими мыслями о путях отказа от войны и поиске более конструктивных способов разрешения конфликтов в самых разных областях человеческих отношений. Активно распродавалась посвященная этой проблеме книга «Неизбежный конфликт: война - лишь одна из возможностей», написанная Джере Мурманом в соавторстве с Уиллом Стиллвелом. Их сотрудничество продолжается, на этот раз они работают над изучением диалога К.Роджерса и М.Полани и подготовкой к изданию хрестоматии по работам М.Полани, которая скоро будет издана.
Сообщение Рэя Делагрэйва «Трансформируюшая коммуникация» было посвящено программе обучающих мастерских для латиноамериканской популяции г. Сан-Диего. Данная программа состоит из трех мастерских, длительностью в двадцать четыре академических часа каждая, представляющих собой а/ группу обучения человеко-центрированным умениям с целью эффективности отношений, б/ группу поддержки и в/ группу встреч. В своей практике Рэй Делагрэйв активно применяет разработки членов Центра, в частности Эрнеста Медоуса.
Стив Винсент (Великобритания) рассказал о своем проекте «Друзья CSP». В Великобритании огромное число специалистов практикует человеко-цент- рированный подход. Многие из них чрезвычайно заинтересованы в связях с CSP Поэтому Стив взялся за распространение видеоматериалов о Центре, разработанных в нем проектах, издаваемых книгах и т.п. Он также представил присутствующим собственную книгу «Being Empathetic» (2005 г.), которая являет собой фундаментальный энциклопедический труд об эмпатии.
Брюс Медор рассказал о международной программе «La Jolla Program» - одной из старейших и известнейших программ Центра, организованной еще
Карлом Роджерсом. За прошедший год в рамках этой программы было проведено четыре сессии: две - в г. Сан-Диего, одна - в штате Орегон (совместно с Кедди Бурроус) и одна - в Великобритании (совместно со Стивом Винсентом). Каждая сессия - это параллельно проходящие недельные группы встреч, фаси- литируемые членами Центра. Для участия в этой программе съезжаются заинтересованные специалисты со всего мира. Участники параллельно ведущихся групп встречаются все вместе на большие совместные обсуждения (community meetings) и тематические презентации, посвященные РСА. Программа имеет для участников как терапевтический, так и образовательный эффект.
По мнению докладчика, необходима более интенсивная связь Центра с участниками программы по окончании сессий «La Jolla Program». Кроме того, он предложил подумать о цикле сессий для одних и тех же участников в течение года.
Выборы на административные посты CSP на 2006 год.
На пост директора Центра баллотировались 2 человека - Барбара Бон- нис и Антонио Монтейро дос Сантос. После некоторой дискуссии все присутствующие единогласно проголосовали за Барбару Боннис.
На пост казначея баллотировались Эрнест Медоус и Фердинанд ван дер Веен. В исходе достаточно бурной дискуссии победу одержал Эрнест Медоус.
Секретарем Центра второй год подряд избрана Кэйти Медоус.
Свободная дискуссия по различным, значимым для присутствующих, вопросам.
К сожалению, в кратком отчете невозможно отразить все темы, затронутые присутствующими, ограничусь упоминанием того, что показалось мне наиболее интересным. Брюс Медор спросил у присутствующих, как они понимают человеко-центрированный подход, и получил пятнадцать^) различных ответов - в точном соответствии с числом участников конференции. Брюс Медор предложил найти время и обсудить более подробно современное понимание человеко-центрированного подхода. Антонио Монтейро дос Сантос поднял вопрос о том, что представляет собой «помощь» в человеко-цен- трированном подходе, как она соотносится с «созданием условий» для развития человека и его настроенностью на изменение. Своими соображениями на этот счет поделились Брюс Медор иДжере Мурман. Том Ливенгуд рассказал об опыте применения РСА в корпорации “Herman Miller, Inc.”, где он занимает пост вице-президента. Стив Винсент сообщил о проведенном в Великобритании независимом сравнительном исследовании эффективности различных направлений клинической психотерапии и консультирования, в котором РСА оказался на вершине полученных показателей (за ним следуют интегративный и, затем, когнитивно-бихевиоральный подходы). В вечерней субботней дискуссии за столом у Брюса Медора возник разговор о том, что и как «подавляет» человека в межличностных отношениях, как это переживается; о любви, о роли языка, о знании - объективном, субъективном, личностном (по М.Полани) и др.
Комментарии участника
Сухой отчет о содержании данной конференции, конечно, недостаточен для понимания современного состояния Центра. Хочется сделать, по крайней мере, несколько дополнительных комментариев.
Процесс обсуждения вопросов на конференции оставляет поразительное впечатление. С одной стороны, они обсуждаются очень пристально и аккуратно в содержательном отношении, с другой, участники обсуждения ни на мгновение не теряют человеческого контакта, не обесценивают и не отрицают человеческих чувств и состояний друг друга, принося все это в жертву «объективной» сути дела. В итоге каждый вопрос рассматривается и понимается как конкретная человеческая ситуация, конкретное человеческое дело и на том же уровне получает свое разрешение - как конкретные человеческие ситуации, дела и поступки.
Показательной и во многих отношениях поучительной оказалась отнюдь, казалось бы, не первостепенная проблема, вынесенная на обсуждение участников конференции, а именно - проблема членских взносов.
В ходе ее обсуждения Кедди Бурроус сказала, что, несмотря на относительную скромность взносов, она озабочена возможностью справиться с этой проблемой в связи с предстоящим ей долгосрочным и дорогостоящим лечением. Понимая, что от своевременной оплаты взносов зависит финансовая отчетность Центра перед налоговыми органами, она не находит для себя иного решения, кроме выхода из его состава, хотя приверженность Центру делает это решение весьма болезненным для нее. Присутствующие эмпатично отреагировали на сообщение Кедди. Развернулось обсуждение, в котором рассматривались варианты разрешения этой ситуации. Антонио Монтейро дос Сантос сказал о своей готовности частично или полностью оплачивать взносы Кедди. Было также высказано предложение о возможности отсрочить уплату ею членских взносов до конца лечения, компенсируя «недостачу» из других финансовых источников Центра. В итоге Кедди с благодарностью и облегчением - для себя и членов Центра - решила остаться в составе Центра, приняв предложение отсрочки выплаты членских взносов на период лечения.
Да и весь «вопрос о членских взносах», который в первые минуты его обсуждения предстал во всей своей «болезненности», в конечном счете, из фактора нервного противостояния и жесткого осуждения преобразился в повод для единения и понимания. Было высказано много креативных идей. Среди них - предложение о создании резервного «стабилизационного» фонда за счет оплаты взносов на год вперед; а также предоставленное администрации Центра право ежемесячно снимать с кредитных карточек его членов предусмотренную взносами сумму. В итоге был достигнут тот баланс усилий, в результате которого ситуация с уплатой членских взносов была разрешена удовлетворительным образом как для каждого члена, так и для Центра в целом. Для меня это был яркий и впечатляющий пример конструктивного, человечного и элегантного разрешения непростых организационных ситуаций.
И еще один случай, имевший место на конференции и, на мой взгляд, проявивший некоторые важные современные процессы в динамике Центра изучения человека. Эрнест Медоус предложил свою кандидатуру на пост казначея CSP на следующий год. В ответ на это Уилл Стиллвел эмоционально заметил, что Эрнест уже был казначеем несколько лет назад, оставив в памяти многих членов Центра незабываемый след о своем пребывании в этой должности, поскольку с непомерной настойчивостью добивался от членов Центра выполнения их финансовых обязательств. Эрнест Медоус поблагодарил за столь длительную память о себе и конгруэнтно выразил, что намерен и в этот раз предъявлять такие же требования, а не просто формально исполнять работу «счетчика» поступивших и не поступивших взносов. Завязалась достаточно возбужденная дискуссия, в процессе которой Эрнест четко подтвердил свою позицию, заметив, что он - «такой» казначей и иным не будет. Фердинанд ван дер Веен, в противовес кандидатуре Э.Медоуса, предложил себя в качестве мягкого и неназойливого казначея, способного быть просто «хорошим счетчиком». И проиграл: его сторонники оказались в меньшинстве, Центр выбрал ответственность, пусть и непростую!
В ситуации голосования на должность казначея, с моей точки зрения, проявляется более общее внутреннее разделение членов Центра, отражающее различия в понимании ими человеко-центрированного подхода и, более глубоко, различия путей/способов/стилей бытия в мире. Первая позиция представлена Фердинандом ван дер Вееном и некоторыми другими членами Центра. Это позиция (и, соответственно, стиль бытия), отождествляющая РСА с активной практикой и философией клиент-центрированной терапии (ClientCentered Therapy - CCT). Действительно, многие члены Центра - практикующие клиент-центрированные психотерапевты, с продолжительным и богатым профессиональным опытом. Эта практика, построенная на установках безусловного позитивного принятия, конгруэнтности и эмпатии по отношению к клиенту в помогающих, терапевтических отношениях, сделала чуткость и внимательность, искренность и принятие по отношению к другому человеку привычными и глубоко личностными характеристиками специалистов, проявляемыми ими не только в профессии, но и в повседневной жизни. Кроме того, интенсивный терапевтический контакт с клиентами приводит к пониманию и приятию субъективной жизни человека во всем многообразии и уникальности человеческих переживаний. С такой бережной и принимающей установкой подходят эти специалисты к каждому человеку. В этой установке - удивительная прелесть и привлекательность, грация и очарование. И конференция дала тому массу подтверждений. Вместе с тем, приверженность убеждению о многообразии, уникальности и неповторимости субъективных представлений и переживаний - включая и собственную уникальность и субъективность - приводит нередко представителей этого «лагеря» CSP к утрате веры в определенность окружающего мира. Отчасти отсюда - та снисходительность, с которой люди данного типа относятся порой к «обещаниям», «обязательствам». И как следствие - «сложные» отношения с «ответственностью» и какой бы то ни было «определенностью».
Другой, условно, «лагерь» CSP наиболее ярко представлен именно Эрнестом Медоусом - практиком бизнес-консультантом, на протяжении всей своей профессиональной жизни обучавшим персонал бизнес-организаций четырем человеко-центрированным умениям: эмпатическому слушанию, конгруэнтности, эмпатии и безусловному позитивному приятию. Э.Медоус утверждает, что в своих последних работах Карл Роджерс не просто сменил название своего подхода с «клиенто-центрированной терапии» на «челове- ко-центрированный подход», но стал концептуально разрабатывать эффективную модель любых отношений, а не только помогающих, терапевтических. В своей практике Э.Медоус развивает именно такую модель РСА"'. Че- ловеко-центрированные умения рассматриваются в ней не как набор ценностей, обязательных к применению в любых ситуациях, но как набор инструментов, умений, которые человек использует на основе свободного выбора для строительства конструктивных отношений с другими. В модели большое внимание уделяется ответственности за собственный опыт и протекание собственной жизни как целого, личностной силе как способности достигать желаемого, лидерству и строительству здоровых, конструктивных отношений. В последнее время сторонники этого «крыла» CSP активно обсуждают и ассимилируют идеи Майкла Полани о личностном знании как знании, в которое неотъемлемым образом включен познающий человек и которое позволяет внести определенность в восприятие окружающего мира, избежав крайностей безличного «объективизма» и тотальной неопределенности «субъективизма». Все большее число членов Центра и, вообще, практиков РСА по всему миру проявляют интерес к этой модели. Для Эрнеста Медоуса и все большего числа РСА-практиков она становится не просто концептуальной схемой, но органической частью их мировоззрения и способом профессионального и личностного бытия в мире.
Диалог и сосуществование описанных мною гипотетических «лагерей/ крыльев» CSP - да и всего мирового РСА-сообщества - проходит не вполне гладко. Но он продолжает свое развитие на основе взаимного принятия, уважения, конгруэнтности и эмпатического понимания. В перспективе этого диалога я вижу дальнейшее становление современного человеко-центрированного подхода. Очень важно, чтобы он был продолжен.
В такого рода ключе - как своеобразная лонгитюдная группа встреч - живет и функционирует Центр сегодня. Конференция в который раз убедила меня, что для большинства членов Центра человеко-центрированный подход - не только профессиональный метод, но - путь и способ их бытия в мире,
1 Более подробно о работе Э.Медоуса можно прочесть в статье: Колпачников В.В. Применение человеко-центрированного подхода в практике консультирования организаций // Вопросы психологии. 2000. № 3.
способ отношения к себе, другим людям, привычным и проблемным ситуациям. Путь бытия удивительно конструктивный, человечный, приносящий удовлетворение жизнью. В связи с этим, кстати, возникают и некоторые «напряжения». Так, большинство членов Центра - люди, проживающие и работающие в Южной Калифорнии, в г. Сан-Диего и его окрестностях. Они рассматривают Центр как свое локальное объединение, общность, в которой им удобно, комфортно, радостно быть, делиться профессиональным и личным жизненным опытом. Стоит ли удивляться, что эти члены Центра не стремятся к широкому распространению своей практики жизни и отношений, считая ее «частной», «локальной». Большинство членов Центра, не проживающих в Южной Калифорнии, но ощущающих и понимающих богатство и ценность реализуемого им человеко-центрированного подхода как пути, способа бытия в мире, призывают Центр быть более активным в распространении своего опыта.
Завершая информацию о ежегодной конференции Центра изучения человека и о современном его положении как международной организации специалистов, практикующих и развивающих человеко-ценрированный подход, я с удовольствием сообщаю, что 25-28 апреля 2006 года в Москве состоится рабочая встреча-конференция подразделения CSP - группы специалистов, применяющих человеко-центрированный подход в организациях (т.н. Pajaro Group). В состав группы входят более 100 специалистов из разных стран мира, включая Европу, Северную и Южную Америку, Азию и Африку. Миссия этой группы - изменение современного бизнеса за счет применения человеко-центрированного подхода к деловым отношениям в организациях. Лица, заинтересованные в более подробной информации об этой встрече и участии в ней, могут связываться с автором настоящей статьи по электронному адресу venyak@mail.ru.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1032
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 568
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2