Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

23 место — направление «Психология»

1,006 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,484 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Механизмы воздействия поэзии на смысловую и эмоциональную сферы личности 1019

Оганесян Н.Т., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории психологической безопасности в образования центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ogas@list.ru

Аннотация

Автор приглашает читателя вспомнить метафору «психотерапевтические упования» (Ф.Е.Василюк) как механизма психологического воздействия, надежда на те или иные формы которого в разное историческое время послужила толчком к образованию ряда основных направлений психотерапии. В статье данная метафора используется в аспекте воздействия поэтического творчества на реципиента. Из всего перечня «упований» (внушаемость, осознание, спонтанность, переживание, коммуникация) автор выбирает и подробно анализирует — в качестве своего рода функции поэзии и секрета ее воздействия на читателя — два: осознание и переживание.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование механизмов воздействия поэтического творчества и поэтической речи на человека необходимо нам, как минимум, по двум причинам: для углубления представлений о процессе познания и для выработки способов и средств влияния на сознательное и неосознаваемое поведение людей посредством воздействия на их смысловую сферу.

Эволюция психики человека была одной из центральных проблем отечественной психологии, а «художественные формы» долгое время оставались на периферии психологической науки. Между тем, в сфере искусствознания и литературоведения уже в начале XX века эволюция художественного восприятия и творчества оказалась в фокусе творческих и исследовательских интересов. Например, А. Белый (Белый, 1988) положил начало применению математических методов к изучению стиха. Впоследствии Дж.Бейли назвал использование статистических методов в литературоведении термином «русский метод» (цит. по: Гаспаров, 1997). Позднее были разработаны статистические и вероятностные модели стиха (Гаспаров, 1984, 1989; Руднев, 1988; Кошкин, Фризман, 1991 и др.).

А в психолингвистике сложилось целое направление исследований, посвященных вопросам соотношения авторской концепции и восприятия реципиентом поэтических текстов. Следует отметить, что экспериментальные исследования восприятия и воздействия поэзии в отечественной психологии весьма немногочисленны. Так, фоносемантические характеристики поэтических произведений изучал А. П. Журавлев (1974). Д. А. Леонтьев и Г. А. Емельянов (Leontiev & Yemelyanov, 1994) предложили процедуры разделения эффектов «внешней формы» и «внутренней формы» в стихотворениях. Для этого сравнивалась психосемантика оригинальных текстов и разных версий их переводов (выявления эффектов «внешней формы»), а также текстов и пародий (выявление эффектов «внутренней формы»).

Тем не менее, механизмы восприятия человеком поэтических текстов и воздействия, оказываемого на него поэтическим творчеством в любых его ипостасях (чтения как процесса творческого и собственно творчества), изучены недостаточно.

Поэзия не является самым популярным жанром литературы. Это вполне естественно, ибо стихотворное слово требует специального подхода, глубокого анализа. И только попытка заглянуть «под поверхность» лексического слоя стихов дает возможность серьезно и правильно понять их смысл, определить силу и механизмы их воздействия.

Ф. Е. Василюк (Василюк, 2003, с.21—46) пишет о «психотерапевтическом уповании», психотерапевтической надежде, имея в виду ряд основных психологических механизмов воздействия на человека, в число которых он включает внушаемость, осознание, спонтанность, переживание, коммуникацию. Рассматривая названные механизмы через призму воздействия поэтического творчества на реципиента, подробно остановимся на двух из них, которые кажутся нам основными.

Литература
  1. Августин Аврелий. Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского // Антология мировой философии: В 4 т. Т.1, 4.2. М., 1969. — С.284.
  2. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. Т.1. Л.: Искусство, 1991. — 343 с.
  3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
  4. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // В.Ф.Асмус. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968; Вопросы литературы , 1961, № 2. — С.36—46.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1986; М.: Искусство, 1979. —423 с.
  6. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология. Сборник. М.: Наука, 1991. — С.31—55.
  7. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.
  8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; М., 1987; СПб: Азбука, 2000. — 416 с.
  10. Гаспаров МЛ. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1997. Т.З.
  11. Журавлев АЛ. Фонетическое значение. Л.: Наука, 1974.
  12. Мосак Г. Адлерианская психотерапия (Глава из книги «Современная психотерапия») //Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. 2000. № 4.
  13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, Независимая фирма «КЛАСС», 1994.
  14. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997. — С.117—132.
  15. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
  16. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
  17. ЧанышевА.Н. Аристотель. М., 1981.
  18. Шерозия Е.А. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщенной теории психологии. Тб., 1979.
  19. Leontiev, D.A. & Yemelyanov, G.A. (1994). Catching psychological effects of poetic form: Experiments with parodies and translations. Sieger Periodicum zur Internationalen Empirischen Literaturwissenschaft. Jg.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика