Консультативная психология и психотерапия
2010. Том 18. № 1. С. 5–10
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Новое имя. Новый статус. Новые задачи.
Общая информация
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Василюк Ф.Е., Корнева Е.Н. Новое имя. Новый статус. Новые задачи. // Консультативная психология и психотерапия. 2010. Том 18. № 1. С. 5–10.
Полный текст
Перемена имени всегда связана с началом нового этапа жизни. Первый номер Московского психотерапевтического журнала за 2010 год выходит под новым именем «Консультативная психология и психотерапия». Случайное и счастливое совпадение: когда номер готовился к печати, пришло известие, что наш журнал вошел в перечень изданий ВАК[1].
Это важная веха в развитии психологии в стране: включив журнал в список ВАК, академическое сообщество подтвердило не просто высокий научный уровень публикаций наших авторов, но и новый статус всей предметной области консультативной психологии и психотерапии.
Однако не новизной единой жив журнал. Мы остаемся верны традициям, принесшим Московскому психотерапевтическому журналу заслуженную славу одного из самых авторитетных в отечественной психологии периодических изданий. Взглянув на содержание первого номера, постоянные читатели заметят, что большая часть авторов им хорошо известна. Преемственность очевидна и по названию рубрик.
Так, статьей А.Б. Холмогоровой в рубрике «Теория и методология» мы продолжаем начатое в предыдущем номере обсуждение методологических традиций в исследованиях психотерапии, на этот раз концентрируя внимание на проблеме интеграции знаний и различных позициях по этому вопросу. Автор выделяет возникающие при этом противоречия и предлагает в качестве возможного пути их разрешения выйти в плоскость психотерапевтического метода, стараясь найти способы интеграции процедур психотерапии при работе с конкретным пациентом.
В качестве примера используется разработка принципов исследования интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра и составление индивидуализированного маршрута для каждого конкретного пациента с опорой на синтез многообразия данных, полученных в разных школах и эмпирических исследованиях.
Также продолжается начатое в предыдущем номере Т.Д. Карягиной обсуждение проблемы эмпатии, в частности, проблемы формирования и развития данного феномена в работе психолога. При этом предпринимается попытка рассмотреть развитие эмпатии как высшей психической функции в русле культурно-исторического подхода и высказывается мнение о необходимости особой работы, направленной на формирование профессиональной позиции и профессиональной коммуникации эмпатии психотерапевта, что иллюстрируется примером обучения на начальных ступенях системы понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка.
Традиционными для нашего журнала стали и публикации Н.П. Бусыгиной. В настоящем номере автор обращается к проблеме дискурс-анализа в психологических исследованиях сознания. В статье рассматриваются различные варианты анализа языка в его социокультурных и интерактивных аспектах, высказывается суждение о своеобразной эпистемологической перспективе дискурс-анализа, о возможности в связи с этим нового взгляда на ряд психологических проблем.
Рубрика «Антропология, феноменология, культура» представлена работами известных психологов, членов Редакционного совета нашего журнала А.Ф. Копьева и Е.Л. Михайловой. Рассуждая о потребности человека в психологической помощи, А.Ф.Копьев описывает специфику диалогического подхода в психотерапии. Автором предложена классификация возможных начальных состояний клиента, которые по критерию выраженности диалогической интенции могут быть разделены на открытые и закрытые случаи, а также описаны основные мотивы обращения клиента за психологической помощью в зависимости от доминирующего у него начального состояния.
Е.Л. Михайлова, анализируя психологические практики как частный случай социокультурных практик, высказывает суждение о том, что психотерапия переживает не только внутренние кризисы развития, но также откликается на влияние более широких культурно-исторических процессов, и сама, в свою очередь, влияет на них. В частности, автор останавливается на тенденции к десемантизации в различных сферах культурной практики и ее влиянии на существующие психотерапевтические практики, а именно групповую и семейную психотерапию.
Продолжает номер рубрика «Специальная психотерапия», в которой Т.В. Якимова рассматривает феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков. Цель своей работы автор видит в описании пока еще не указанного в современных классификациях нового вида социально приемлемой аддикции, объектом которой является познавательная деятельность.
Т.В. Якимова приводит результаты авторского исследования, которые позволяют представить варианты развития интеллектуально одаренных подростков, описать взаимосвязь особенностей их одаренности с типом семейной ситуации, а также условия и факторы, закрепляющие зависимость ребенка от познавательной деятельности. Кроме того, автором предлагаются общие рекомендации по определению путей психологической работы с одаренными детьми и их семьями.
В рубрике «Цех» Н.Ю. Федунина и Е.А. Чурсина рассматривают историю телефона доверия в России и особенности его восприятия в российской прессе и в воспоминаниях сотрудников.
Кроме того, в данной рубрике читатель имеет возможность познакомиться с работой Е.Л. Виноградовой, которая посвящена сравнительному анализу отдельных направлений коучинга и психотерапии, по итогам которого делается вывод о наличии множества направлений и сфер приложения обеих практик, в связи с чем возможность их сопоставления предоставляется только в рамках отдельных видов и школ.
Автор соотносит лайф-коучинг гуманистического направления и понимающую психотерапию на основе структуры сопоставления смежных антропологических практик, разработанной в рамках школы понимающей психотерапии, выявляя при этом как существующие расхождения, так и определенные области пересечения.
Начиная знакомство читателей с новыми членами Редакционного совета, мы публикуем интервью с профессором Вильнюсского университета, директором Института гуманистической и экзистенциальной психологии, президентом Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии Р.Кочюнасом.
В рубрике «Мнения, позиции, дискуссии», редакция приглашает читателей к обсуждению интересных и актуальных проблем. Во-первых, это поднятые М.М. Решетниковым на конференции «Состояние и перспективы развития экстремальной психологии» организационно-методические вопросы деятельности психологических служб на предприятии на примере аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Вторая тема, предлагаемая к обсуждению с читателями, это вопросы создания новой специальности «Консультативная психология» в номенклатуре специальностей научных работников. Открывая дискуссию о предмете и границах этой научной специальности, мы публикуем список некоторых защищенных кандидатских и докторских диссертаций, которые, по мнению редакции, можно отнести к данному исследовательскому полю.
В информационном разделе освящается важное событие, непосредственно касающееся тематики нашего журнала и поднятой проблемы новой специальности, – конференция «Консультативная психология: образовательные стандарты и проблема сертификации», состоявшаяся 4-8 ноября 2009 года. И, конечно, мы не могли обойти вниманием большое предстоящее событие – XI Международный форум по человекоцентрированному подходу, который впервые будет проводиться в нашей стране. Он пройдет с 4 по 10 мая 2010 года в доме отдыха «Ершово» (г. Звенигород).
Итак, преемственность и новизна – вот главный мотив первого выпуска «Консультативной психологии и психотерапии». Есть основания думать, что смена имени Московского психотерапевтического журнала знаменует собой наступление нового этапа в развитии профессиональной области, которую освящает журнал. Чтобы понять специфику этого этапа, можно разделить новейшую историю психологии в нашей стране на три фазы.
Первая из них исторически совпадает с периодом «перестройки». «Рождение психологической практики» - таково возможное название этого этапа. Его главные события – приезд Карла Роджерса в Москву и создание Ассоциации психологов-практиков. Пафос этой ассоциации подогревался противопоставлением практики – теории, и практика мыслилась как нечто живое, свободное, новое, а теория как нечто сухое, идеологически связанное, дряхлеющее, но несмотря на это реальные связи между академической психологией и психологической практикой оставались в это время интенсивными и продуктивными. Причина была проста: подавляющее большинство «новых русских психотерапевтов» рекрутировались из психологов, получивших добротное академическое университетское образование.
Второй этап, пришедшийся на 90-е годы, был в свое время описан нами как этап «открытого схизиса». Академическая наука была в упадке, а психологическая практика росла почти без оглядки на университетское образование и исследовательскую традицию.
Сейчас мы вступили в новую фазу развития, которую стоит назвать фазой «интеграции». Характерной чертой этой фазы является процесс «академизации» психологической практики. Основной вектор движения в нашей предметной области можно описать формулой: от психологического консультирования к консультативной психологии. Психологическое консультирование идентифицирует себя по виду практической деятельности психолога, консультативная психология определяет себя как отрасль психологии среди других отраслей – педагогической, инженерной, психологии развития и т.д.
Конкретно процесс интеграции психологической практики с исследовательской психологией выражается в целом ряде измерений.
- Практика настойчиво предлагает темы психологических исследований, задает их актуальность (например, проблемы «эмпатии», «совладающего поведения» обсуждаются в современных диссертациях не сами по себе, а в контексте их роли и значения для практики психологической помощи).
- Психологическая практика, сам консультативно-психотерапевтический все чаще становится объектом психологических исследований объекта исследования.
- Стали появляться диссертационные работы, в которых в качестве исследовательских методов используются те или иные приемы психотерапии (например, в исследовании А.Н. Молостовой [2008] процесс творческого мышления изучается с помощью методов индивидуального консультирования, кларификации, майевтики и пр.
- Наконец, необходимость научной рефлексии психологической практики стимулирует методологические изыскания в области качественных исследований, и таким образом новая интеграция психологии требует серьезных парадигмально-методологических инноваций (примером таким исследований служит работа Н.П. Бусыгина, публикуемая в этом номере журнала).
Таков первый эскиз тех линий, по которым проходит процесс интеграции психологической практики и академических исследований.
Зримой приметой этого процесса растущее год от год количество защищенных диссертаций по проблематике, связанной с психологическим консультированием и психотерапией. В подготовленной В.В. Архангельской публикации «Консультативная психология: на пути к научной специальности» сделана первичная попытка анализа тематики диссертаций, защищенных с 1987 года.
Замысел этой работы был изначально таков: напечатать полный перечень диссертаций, которые могли бы быть отнесены к «консультативной психологии», но которые за отсутствием такой научной специальности были защищены по общей психологии, психологии личности и истории психологии, по психологии развития и акмеологии т.д. Однако анализ достаточно большого массива диссертаций показал, что границы новой области должны стать предметом специального методологического изучения и темой для научной дискуссии, которую мы предлагаем развернуть на страницах журнала «Консультативная психология и психотерапия».
Подобное бывало в эпоху великих географических открытий: границы и контуры новой земли еще только предстоит исследовать, но сам факт, что на карте психологии пора рисовать новый материк – уже очевиден. Назрела задача де юре оформить то, что уже состоялось де факто, утвердить новую научную специальность «Консультативная психология», по которой могли бы защищаться диссертационные исследования.
В связи с этой стратегической задачей мы предлагаем развернуть на страницах журнала дискуссию о предмете и границах консультативной психологии и призываем коллег высказаться на эту тему.
Ф.Е. Василюк, Е.Н. Корнева
[1] Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ формирует Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3099
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 893
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2