Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Естественная теология в свете исихастского боговидения 1074Хоружий С.С. АннотацияЕстественная теология – издревле влиятельное направление религиозной мысли, утверждающее возможность познания Бога посредством познания природы, тварного мироздания. Автор показывает, что с православных и, в особенности, исихастских позиций, ее основания требуют глубокой коррекции, ибо не учитывают необходимости для Богопознания антропологических предпосылок кардинального изменения самого человека. С учетом этих предпосылок, Богопознание интегрируется в Богообщение: оно переводится из чисто интеллектуальной когнитивной парадигмы в холистическую парадигму любви и общения. В статье кратко указываются следствия, вытекающие из данного вывода для современных дискуссий о богословских проблемах космологии и других естественных наук. Ключевые слова: богословие, познание, антропология, физика, космология, естественная теология Рубрика: Методология, теория, исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Издавна и традиционно, главным руслом, в котором христианская мысль ставила и рассматривала такие проблемы как присутствие и действие Духа Св. в природе, христианское осмысление Природы, Космоса, экологической ситуации/окружающей среды, отношения христианского богословия и науки (прежде всего, естественных наук) и т.п. – служила так называемая естественная теология[1]. Под этим именем понимался богословский дискурс, базирующийся на положении о том, что познание тварного мира, природных явлений и процессов несет в себе религиозное содержание, позволяя делать заключения о Боге, о Его действиях и о связи Бога и мира. Но в Западном и Восточном христианстве идеи естественной теологии (в дальнейшем – ЕТ) всегда воспринимались весьма по-разному, и ее история развивалась также очень различно. В целом, можно сказать, что эти идеи разрабатывались преимущественно на Западе (за важным исключением псевдо-Дионисия) и пользовались там заметно большим влиянием, меж тем как вклад Православия заключался, главным образом, лишь в той или иной реакции на них. В данном тексте мы кратко опишем рецепцию ЕТ в исихастском и паламитском русле православной мысли, проанализируем причины сдержанно-критического характера этой рецепции и постараемся показать, что в этом русле заложены возможности иного, самостоятельного подхода ко всему полю проблем ЕТ и ко всей большой теме «Дух Св. в творении». Наше особое внимание к данному руслу объясняется и оправдывается тем, что исихастская традиция сегодня прочно признана стержнем и ядром православной духовности, тем лоном, где вырабатывается и хранится аутентичный опыт христоцентрического Богообщения, опыт соединения с Богом в Его энергиях, которое Православие утверждает как цель христианской жизни. Литература
Статьи по теме
Интервью и эссе | Басилова Т.А., Малхасьян Е.А. Теория и методология | Носуленко В.Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании Теория и методология | Свиридов В.В. Теория и методология | Майоров А.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|