Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

23 место — направление «Психология»

1,006 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,484 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Категория личности в христианской психологии 1172

Лоргус А.
декан факультета психологии Российского православного университета во имя апостола Иоана Богослова, Москва, Россия
e-mail: lorgus2009@yandex.ru

Аннотация

Статья предлагает еще одну рабочую гипотезу психологического понимания личности человека. Категория личности представляется центральной для психологии, философии и богословия. Гипотеза о собственно психологическом понимании личности основана на современном православном богословском подходе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современном православии мы находим следующее богословское понимание личности: «Личность – есть несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы» [Чурсанов, 2005]. Так оно выглядит в богословии, а в психологии…?

Психологическое понятие личности в христианской психологии может начинаться с признания и констатации онтологического характера категории личности, в которой психическое является способом отношения к себе, к другому, к «ты», к миру.

Психологически, личность есть человек, относящийся к себе, к миру, к другому; человек имеющий себя и изменяющий себя. Личность, как суверен своего бытия, своего тела, своей жизни, своего развития и смерти, в том числе своего космоса и вечности (Бога) – есть образ Божий.

«Относящийся к себе» означает наличие специфических отношений человека с себе, как физическому телу, как субъекту пространства и времени, как носителю переживаний, как страдающему и счастливому. В том числе, сюда входят и отношения к своей жизни, как таковой, к своей смерти, к качеству своей жизни, своей судьбе, своим возможностям, своим способностям. Эти специфические отношения могут иметь интеллектуальную сторону (смыслы, ценности, оправдания, цели), а могут быть неосознаваемыми. Но они почти всегда, за исключением пограничных и клинических случаев, имеют сильную эмоциональную окраску. Отношение к себе в широком смысле – соответствует самосознанию в философии, хотя в психологическом смысле – это не специфически сознательная позиция, поскольку отношение к себе складывается в раннем детском возрасте (самоотношение), и только позже подвергается иногда переосмыслению. В отношение к себе входит также фундаментальное понятие самопринятия и самоценности, имеющее для психологии личности и для психотерапии одно из центральных значений.

«Относящийся к другому» основывается на отношении к себе. «Другой» – это категория первых межличностных, социализирующихся отношений. Но эти отношения возможны лишь потому, что есть «я», ибо вне «я» отношений нет вообще. Антиномия «я» – «другой» непременно имеет два полюса. Исходным, для психологии личности, может быть только полюс «я», так как в противном случае, как, например, бывает в клинике аутизма, детской шизофрении или олигофрении, отношение к «другому» при его объективном наличии не формируется.

«Относящийся к миру» включает в себя «базовое доверие» и «мое место в мире», семейную систему и отношения в ней. Здесь формируется социальная и семейная совесть, нравственность, открытость, служение, забота.

«Имеющий себя» предполагает принятие решений о себе и ответственность за эти решения и за свою жизнь без стремления переложить ее на других. Решения о себе – это, например, решение о профессии, о здоровье, о браке, о самой жизни. Человек, имеющий себя, принимает себя, принимает ответственно и благодарно, или, напротив, не принимает, и тогда отказывается жить. Принятие себя есть экзистенциальный акт, однако он может быть актом актуального состояния, а не сознательного выбора. Непринятие себя ведет к тяжелым личностным проблемам, о которых хорошо известно терапевтам.

Изменяющий себя – развивающийся, свободный, смелый человек, способный рисковать, ошибаться, признавать ошибки, получать награды и отказываться от привычного, знакомого и известного. Готовность к личностным изменениям – признак внутренней силы, цельности; требует энергии, деятельности и немалого желания. Сознательное отношение к своим изменениям, к росту, падениям, поискам – признак личностного взросления и зрелости.

Литература
  1. Чурсанов С.А. Богословское понятие личности (prÒswpon) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Доклад на 16-ом заседании Методологического семинара по христианской психологии, 2005. http://www.fapsyrou.ru/z16_chursanov.php
  2. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2008.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика