Федунина Н.Ю. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия e-mail: natalia_fedunina@mail.ru
В статье представлен аналитический обзор зарубежных материалов, касающихся Телефонов Доверия, их методологических оснований и принципов работы. Работа ТД рассматривается с точки зрения проявления социо-культурно обусловленной системы практик участия и саморегуляции в современном обществе.
* Автор выражает благодарность Ф. Мусаевой, М. Зосимовой и Е. Чурсиной за помощь в работе над статьей
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
Телефонные линии для детей и подростков существуют сегодня во многих странах
и являются одной из стратегий интервенции в социально значимых
областях[1]. Движение детских
телефонов доверия (ТД, Линий Помощи (ЛП), Горячих Линий (ГЛ) и пр.) началось в
1970-е на волне бума открытия ТД [Slaikeu, 1975; Stein, Lambert, 1984]. В
1971г. появился National Runaway Switchboard в Чикаго, а в 1979 и первая
европейская Горячая Линия для детей ‘de Kindertelefoon’ в Голландии. В 80-х ТД
для детей существовали уже во многих странах мира. Довольно часто они
организовывались как подструктура Горячих Линий по домашнему насилию для
женщин, но постепенно все больше специализировались на нуждах детей. Сегодня
доступ к независимой, конфиденциальной помощи признается одним из центральных
аспектов в предотвращении жестокого обращения с детьми, направленного на защиту
ребенка и его прав, в частности права свободно выражать свои взгляды по всем
вопросам, затрагивающим ребенка.
На основании опыта ТД Великобритании, США, Канады, Австралии, Венгрии, Индии
и других стран мы рассматриваем положение ТД как практики социального участия,
формы саморегуляции общества в стремительно изменяющихся условиях
современности.
Судьба движения детских ТД во многом связана с идеями социальной
психиатрии и гуманизма, новыми моральными и политическими представлениями и
социальными реформами [Schmiedebach & Priebe, 2004; Magaro et al., 1978],
что выразилось в акценте на профилактике нарушений, обеспечении устойчивости
сообщества и его готовности к кризисным ситуациям [Steury et al., 2004;
Bonanno, 2004]. Объектом таких практик является не только отдельный индивид
(каждый должен быть услышан), но группа, сообщество [Berhman, 2002; Dyregrov,
1989, 1999, 2001; Terr, 1992; Reyes & Elhai, 2004; Raphael et al., 1996;
Dyregrov, 1999].
Профессиональные и волонтерские, государственные и неправительственные ТД
являются важным средством регуляции, самоорганизации в обществе, реагирования
на социальные процессы и изменения, формами участия, небезразличия, зрячести и
самоподдержки общества в отношении острых для него проблем. Философия практик
ТД отражает развитую гражданскую позицию, чувство коллективной ответственности,
признание ценности жизни всех членов группы [McFarlane, 2000], моральную
чувствительность к боли и страданию другого человека [Shalev, 2000], понимание
обществом происходящих в нем процессов и изменений.
В этом смысле показательна история создания некоторых ТД. Например,
Parentline – один из самых известных ресурсов для родителей – была создана в
1973г. как реакция общества на смерть семилетней Марии Колвелл, убитой отчимом
[Burton, Baisden, 1994]. Не менее знаменитая Childline была открыта в
Великобритании в 1986 после телеобзора BBC о сексуальном насилии. Тысячи
респондентов сказали, что смогли бы обратиться со своей болью только на
конфиденциальную телефонную линию, где они могли бы остаться инкогнито. А Кек
Вонал (Kek Vonal) – старейший и самый большой ТД для детей, подростков и
юношества в Венгрии – был организован в 1993г. как способ поддержки этой
уязвимой группы населения в период социальной и политической
нестабильности.
[1] За рубежом наиболее
распространенные обозначения – helpline, hotline. Принятое в русском языке
«телефон доверия» пришло к нам из Чехословакии и Польши. В 1964 году д-р
Мирослав Плзак создал в Чехословакии «Линию доверия» (Linka duvery), а в 1967
году в Гданьске и Вроцлаве, возникли два отделения помощи по телефону –
«Телефоны доверия» (Хачатурян). Сегодня с развитием телекоммуникационных и
информационных технологий формы действия Линий Помощи не ограничиваются
телефоном. Линии Помощи используют разные технологии, в частности он-лайн
консультирование. Поэтому обозначение helpline, hotline (по функции) или
kidsline, childline, parentline (по адресату) представляется нам более
адекватным, чем телефон доверия. Однако ради удобства в статье мы будем
оперировать этим устоявшимся в нашей стране понятием – телефон доверия
(ТД).
Литература
Иванцов О.В., Жданова Л.В. Отношение подростков к телефону доверия как
средству оказания психологической помощи // Детский телефон доверия: проблемы,
решения, перспективы развития: материалы городской науч.-практич. конф. / под
ред. Ю.М. Забродина. М.: МГППУ, 2009. С. 51–57.
Скворцов А.В. Метод беседы на телефоне доверия в профессиональных
представлениях консультантов: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1996.
Фогель Т.В. «Телефон доверия» как коммуникативная практика: дисс. ... канд.
социол. наук. Йошкар-Ола, 2009.
Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования
телефонов доверия. Владимир, 2000.
Adelman H.S., and Taylor L. 1984. A Helpline for Learning Problems. Journal
of Learning Disabilities. 17: 237.
Aubert J.-L. 2001. La violence dans les écoles. Editions Odile Jacob.
Behrman G., and Reid W. 2001. Post-trauma intervention: basic tasks. Brief
treatment and crisis intervention. 2: 39–47.
Billimoria J., Sawant M., Rangel N., and Fernandes P. 2001. Listening to
children CHILDLINE India Foundation, CIF.
http://www.sirotstvo.ru/telefon/biblio/ch-india.pdf
Bonanno G.A. January 2004. Loss, trauma, and human resilience. Have we
underestimated the human capacity to thrive after extremely aversive events?
American psychologist. Vol. 59. № 1: 20–28.
Boehm K.E., Chessare J.B., Valko T.R., and Sager S. 1991. Teen Line: A
descriptive analysis of a peer telephone listening service. Adolescence, 26
(103): 643–648.
Boehm K.E., Schondel C.K., Ivoska W.J., Marlowe A.L., and Manke-Mitchell L.
Win 1998. Calls to teen line: Representative concerns of adolescents.
Adolescence. Vol. 3 (132): 797–805.
Boys allowed. What boys and young men tell Childline about their lives.
Childline, 2003.
BRIS annual report. 2005.
Burton V., and Baisden C. 1994. How parentline helps Child Abuse Revie.
Vol. 3. Issue 4: 311–316.
Calls to ChildLine about running away and homelessness. Childline. NSPCC.
2007.
Chan S.S.C., Wong D.C.N., Fong D.Y.T., Lam D.O.B., Mak Y.-W., Lam T.-H.,
and Leung A.Y.M. 2008 Jun 19. The Establishment and Promotion of the First
Youth Quitline in Hong Kong Challenges and Opportunities Eval Health Prof.
Children talking to ChildLine about bullying. A series of reports on issues
facing children today. Childline. NSPCC. 2009.
Clarke K., Rooksby J., and Rouncefield M. 2007. `You've got to take them
seriously': meeting information needs in mental healthcare. Health Informatics
Journal. 13: 37.
Easton C., JD Carpentieri. 2004. Can I talk to you again? Restoring
emotional and mental well-being of children and young people. Childline.
Emmison M., and Danby S. 2007. ‘‘Troubles Announcements and Reasons for
Calling: Initial Actions in Opening Sequences in Calls to a National Children’s
Helpline’’. Research on Language and Social Interaction. 40 (1): 63–87.
Danby S., Baker C., and Emmison M. Four observations on openings
in calls to Kids Help Line Calling for Help. Language and social interaction in
telephone helplines. Edited by Carolyn Baker, Michael Emmison and Alan
Firth.
Diane A. de, and Smith M.A. July 1993. Differences among adolescent, young
adult, and adult callers of suicide help lines. Social work. Vol. 38, № 4.
Dyregrov A. 2001. Early intervention – a family perspective. Advances in
mind-body medicine, July 1. Vol. 17. Issue 3.
Dyregrov K. 2003–2004. Micro-sociological analysis of social support
following traumatic bereavement: unhelpful and avoidant responses from the
community. Omega, Vol. 48 (1): 23–44.
Firth A., Emmison M., and Baker C. Calling for help: An
introduction 1–35 Calling for Help. Language and social interaction in
telephone helplines. Edited by Carolyn Baker, Michael Emmison and Alan
Firth.
Fukkink R., Gemert M. van, Hemkes S., Hoogenhuyze C. van, Pijpers E., and
Tilanus W. 2008. Handbook for implementing online Counseling Setting up a child
helpline via the internet Child Helpline International. Crijns
Uitgeefprojecten, Amsterdam.
Guerney L., and Moore L. 1983. PhoneFriend: A prevention-oriented service
for latchkey children. Children Today, 12: 5–12.
Gould M.S., Greenberg T., Munfakh J.L.H., Kleinman M., and Lubell K. 2006.
Teenagers' attitudes about seeking help from telephone crisis services
(hotlines). Suicide & life-threatening behavior, 36 (6): 601–13.
Gregor S. 2004. Do help lines help young Australians? In: Psych August.
http://www.psychology.org.au/publications/inpsych/popular/helplines/
Gilat I., and Shahar G. 2007. Emotional First Aid for a Suicide Crisis:
Comparison between Telephonic Hotline and Internet. Psychiatry, 70 (1),
Spring.
Hall N., Day L., and Scott L. 2009. Parent know how telephone helplines and
innovation fund strands evaluation. London: Department for Children, Schools
and Families (DCSF). P. 5.
Harrison H., Irgens P., and Williams S. 2001. Guidelines for Good Practice
for European telephone helplines for children and young people. Childline.
Hepburn A. 2006. Getting Closer at a Distance: Theory and the Contingencies
of Practice Theory Psychology, 16: 327.
Hinson J., and Swanson J. 1993. ‘Willingness to Seek Help as a Function of
Self-Disclosure and Problem Severity’, Journal of Counselling and Development,
71: 465–70.
A history of ChildLine. A ChildLine Information Sheet.
www.childline.org.uk
Hutchinson D. 2009. What boys talk about to ChildLine Casenotes. A series
of reports on issues facing children today. Childline. NSPCC.
Ingram St., Ringle J.L., Hallstrom K., Schill D.E., Gohr V.M., and Thompson
R.W. 2008. Coping with crisis across the lifespan: The role of a telephone
hotline. Journal of Child and Family Studies. Vol. 17 (5): 663–674.
Kids Help Line policy and procedures manual. 1997 June.
King R., Nurcombe B., Bickman L., Hides L., and Reid W. 2003. Telephone
counselling for adolescent suicide prevention: Changes in suicidality and
mental state from beginning to end of a counselling session. Suicide and
Life-Threatening Behavior. Vol. 33 (4): 400–411.
King R., Bambling M., Reid W., Thomas I. 2006. Telephone and online
counselling for young people: A naturalistic comparison of session outcome,
session impact and therapeutic alliance Counselling and Psychotherapy Research,
September, 6 (3): 1751–81.
Lazar A., and Pauline I.E. 1998. The telephone helpline as social support
International Social Work, 1998 41: 89.
Magaro P.A., Grippo R., McDowell D.J., and Miller III I.W. 1979. The mental
health industry: a cultural phenomenon, Willey & Sons, Inc.
Mariathasan J. 2009. Children talking to ChildLine about sexual abuse.
Casenotes. A series of reports on issues facing children today. Childline.
NSPCC.
McFarlane A.C. 2000. Can debriefing work& Critical appraisal of
interventions and outcomes with directions for future research. Psychological
debriefing. Theory, practice and evidence. Edited by Raphael B. & Wilson
J.P. Cambridge University Press, 327–336.
Murray C. 2005. Young People's Help-Seeking: An alternative model
Childhood, 12: 479.
Nichols A.W., and Schilit R. Telephone support for latchkey children. Child
Welfare, 67, 49–59.
Peterson L. PhoneFriend: A developmental description of needs expressed by
child callers to a community telephone support system for children. Journal of
applied developmental psychology, 11: 105–122.
А pocket history of the NSPCC. www.nspcc.org.uk
Reid W. 1995. Children’s Experiences & Perceptions of Caring for
Themselves: KHL Survey.
Reyes G., and Elhai J.D. 2004. Psychosocial intervention in the early
phases of disasters. Psychotherapy: theory, research, practice, training. Vol.
41. № 4: 399–411.
Ritchie Ch. 2006. Can Telephone Support Improve Parent and Child
Well-Being? Journal of Social Work, 6: 361.
Schmiedebach H.-P., Priebe S. 2004. Social psychiatry in the twentieth
century: ideas and models. Medical history, October 1; 48 (4): 449–472.
Shalev A.Y. 2000. Stress management and debriefing: historical concepts and
present patterns. Psychological debriefing. Theory, practice and evidence.
Edited by Raphael B. & Wilson J.P. Cambridge University Press, 17–31.
Shorter E. 1993. From paralysis to fatigue. A history of psychosomatic
illness in the modern era. The Free Press. New York.
Slaikeu K.A., and Tulkin S.R., Speer D.C. 1975. Process and outcome in the
evaluation of telephone counseling referrals. Journal of consulting and
clinical psychology, Vol. 43. № 5: 700–707.
Stein D.M., and Lambert M.J. 1984. Telephone Counseling and Crisis
Intervention: A Review 1 American Journal of Community Psychology. Vol. 12. №
1.
Steury S., Spencer S., and Parkinson G.W. 2004. The social context of
recovery. Commentary on “A National longitudinal study of the psychological
consequences of the September 11, 2001 terrorist attacks: reactions,
impairment, and help-seeking”, Psychiatry, 67 (2): 158–163.
Stewart M. 1989. ‘Social Support: Diverse Theoretical Perspectives’, Social
Science and Medicine, 2839: 1279–82.
Stokoe E., and Hepburn A. 2005. Noise formulations in neighbour complaints.
Discourse & Society, Vol. 16 (5): 647–673.
Szendre E.N., and Jose P.E. 1996. Telephone support by elderly volunteers
to inner-city children. Journal of community psychology. Vol. 24, April.
Terr L.C. 1992. Mini-marathon groups: psychological “first aid” following
disasters. Bulletin of the Minninger Clinic. January 1. Vol. 56. Issue 1.
Wei H., Chen L., Su H., and Williams J.H. 2010. Multi-Method Evaluation of
the Teen Pregnancy Hotline in Taiwan Child Adolesc Soc Work J., 27:
213–229.