Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 20 место — направление «Психология» 0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Семантика цвета и межкультурная компетенция в психологическом консультировании 1942Кудрина А.В. АннотацияПроведено кросс-культурное исследование по реконструкции семантических пространств основных цветов в трёх разноязычных культурах. В статье представлены результаты исследования и обозначена их значимость для межкультурной компетенции психологов-консультантов и психотерапевтов. В основу реконструкции положены литературные данные и данные эмпирического исследования (ассоциативный эксперимент), проведенного на англоязычной, русскоязычной и немецкоязычной выборках (всего 456 человек в возрасте от 20 до 65 лет). Полученные данные согласуются с гипотезой о схожести значений для разных культур в ядре семантического пространства и наличии на его периферии культурно-специфических значений цвета, отражающих культурно-историческое развитие каждого народа. Ключевые слова: цвет , семантика цвета, межкультурная компетентность, семантическое пространство цвета, ассоциации с цветом, ассоциативный эксперимент, прототипические референты цвета Рубрика: Философия, антропология, культура Тип: научная статья Фрагмент статьи
Консультирование, как и любая деятельность человека, происходит в культурном контексте. Последние несколько десятилетий тематика межкультурной компетенции в консультировании находится в центре пристального внимания исследователей и практикующих психологов, консультантов и психотерапевтов в Европе, США и во многих других странах мира, но, к сожалению, не в России. Одной из причин такого внимания к этой проблеме является растущее демографическое разнообразие, как в США, так и в Европе, а также всемирная глобализация и интеграция культур. Pedersen [15] предложил считать культурное многообразие «четвертой силой» в консультировании после психодинамической, бихевиоральной и гуманистической моделей. Перспектива культурного многообразия включает в себя измерения, которые являются уникальными для отдельной культуры, а также универсальные измерения, которые разделяются всеми культурами. Цвет как феномен принадлежит именно к этому последнему измерению. Структура межкультурной компетенции и представляет собой сложное личностное образование, включающее знания о родной и иной культуре, умения и навыки практического применения своих знаний, а также совокупность качеств личности, способствующих реализации этих знаний, умений и навыков, и, наконец, практический опыт их использования в ходе взаимодействия с представителями иной культуры (Sue, Arredondo and Mc Davis, 1992) [15, 16]. Как отмечает М. Чебаро (2006), «специалисты в области психического здоровья – арт-терапевты, психиатры и психологи – часто склонны использовать одни и те же модели интерпретации содержания изобразительной продукции при работе со всеми клиентами, в том числе с теми, кто имеет иное культурное происхождение. Терапевты склонны игнорировать особенности таких клиентов, обусловленные их этнической и социальной принадлежностью» [1, с. 54]. Ориентируясь только на традиционные академические представления, терапевт может поставить неверный диагноз, т.к. часто специалисты не обращают внимания на национальные особенности клиентов, характерные для их культуры системы ценностей, вероисповедание и язык. М. Чебаро в своей статье «Кросс-культуральные исследования в изобразительном искусстве и психотерапии» приводит множество таких примеров [1, c. 59]. Так, тест «Человек под дождем», позволяющий выявить способы психологический защиты от стресса, используемые клиентом, будет иметь ограниченную диагностическую ценность в работе с клиентами-выходцами со Среднего Востока и из Северной Африки. Т.к. дождь в этих регионах выпадает редко, то он воспринимается там как великое благо, его встречают с большой радостью и считают, что дождь приносит богатство. Таким образом, дождь вовсе не ассоциируется у жителей этих мест с психическим напряжением или с чем-то, от чего необходимо защищаться. Очевидно, что если бы выходец из Саудовской Аравии или Египта нарисовал человека, танцующего под дождем (что нередко делают местные жители), то арт-терапевт или консультант европейского или американского происхождения истолковал бы его рисунок неверно. Только специалист, обучение которого проводилось с учетом представлений о межкультурной компетенции консультанта, может избежать подобных ошибок. Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки Психологическая диагностика, Психология личности | Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Психологическая диагностика, Психология личности | Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом Экспериментальная психология | Кудрина А.В. Теория и методология | Серов Н.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|