О проблемах диагностики в медицинской (клинической) психологии: конференция к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн

736

Аннотация

Статья посвящена итогам прошедшей в Москве 29–30 ноября 2016 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн). Приведена информация об организаторах и участниках, изданиях конференции, ее географии и программе, выделены интересные доклады по секциям, описаны проведенные мастер-классы. Подробно изложен материал круглого стола и анкетирования участников конференции. Подведены итоги состоявшегося обмена опытом специалистов-клинических психологов.

Общая информация

Ключевые слова: С.Я. Рубинштейн, клинико-психологическая диагностика, мастер-класс , обучение специалистов

Рубрика издания: События и даты

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250112

Для цитаты: Зверева Н.В. О проблемах диагностики в медицинской (клинической) психологии: конференция к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 152–163. DOI: 10.17759/cpp.2017250112

Полный текст

Статья посвящена итогам прошедшей в Москве 29—30 ноября 2016 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн). Приведена информация об организаторах и участниках, изданиях конференции, ее географии и программе, выделены интересные доклады по секциям, описаны проведенные мастер-классы. Подробно изложен материал круглого стола и анкетирования участников конференции. Подведены итоги состоявшегося обмена опытом специалистов-клинических психологов.

Летом 2016 года исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося отечественного медицинского психолога Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990) [4]. Осенью, 29—30 ноября 2016 года, Московский государственный психолого-педагогический университет и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» проводили научно-практическую конференцию, посвященную проблемам диагностики в медицинской (клинической) психологии и приуроченную к юбилею Сусанны Яковлевны. Почетные председатели прошедшей конференции — ректор МГППУ, д-р психол. наук, академик РАО В.В. Рубцов и научный руководитель НЦПЗ, д-р мед. наук академик РАН А.С. Тиганов. В состав программного и организационного комитетов входили специалисты в области медицинской психологии из обеих столиц и других регионов России (Ярославль, Челябинск).

Конференция «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубин­штейн)» является второй именной конференцией, посвященной памяти С.Я. Рубинштейн. Первая конференция состоялась в год 100-летия Су­санны Яковлевны, тогда название практически полностью совпадало с заголовком самой известной книги С.Я. Рубинштейн — «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» [9]. Внимательное, бережное и уважительное отношение к истории отечественной науки отличает обе конференции. Участники конференции 2011 года в резолюции приняли решение о регулярном проведении встреч по проблемам диагностики в медицинской психологии. Это решение было выполнено.

Немного статистики. В 2016 году количество участников конференции составило около 300 человек (медицинские и клинические психологи, врачи, преподаватели высших учебных заведений, дефектологи, социальные педагоги, социальные работники, аспиранты, магистранты, студенты). Представлены свыше 10 городов и регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Ярославль, Орел, Рязань, Ростов-на- Дону, Сыктывкар и др. Страны-участники — Россия, Украина, Молдова, Беларусь, Польша и др. Новым в формате работы конференции было введение такой формы работы, как мастер-класс, наряду с пленарным, секционными заседаниями и круглым столом (всего состоялось 5 мастер-классов). Работа конференции продолжалась два полноценных дня. В ходе заседаний заслушано свыше 40 докладов, отдельная секция «Молодые ученые — продолжение традиций» собрала молодых участников, студентов и аспирантов. Принята резолюция конференции.

Заявленные цели конференции: почтить память выдающегося отечественного ученого Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990), обсудить современные средства, направления и научно-практические проблемы психологической диагностики в медицинской (клинической) психологии. К началу работы конференции были изданы: сборник материалов (около 200 тезисов и статей участников) и коллективная монография, посвященная проблемам диагностики в клинической психологии (4 раздела: от методологии до реабилитации) [1; 2].

Пленарное заседание было полностью посвящено памяти Сусанны Яковлевны, оценке ее вклада в современную медицинскую психологию. С докладом о неизвестных страницах научного творчества С.Я. Рубин­штейн выступил профессор Ф.С. Сафуанов (Москва), сообщивший о работе Сусанны Яковлевны в Институте имени В.П. Сербского, ее изысканиях в области проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы [6]. В докладе канд. психол. наук И.Ф. Рощиной и канд. психол. наук Н.В. Зверевой (Москва) «Роль С.Я. Рубинштейн в клинической психологии: история и современность» освещена научная биография Сусанны Яковлевны и ее вклад в современные диагностические и исследовательские вопросы медицинской психологии. Особая душевность звучала в воспоминаниях московских коллег, соратников и учеников — Элеоноры Соломоновны Мандрусовой, д-ра психол. наук Валентины Васильевны Николаевой, д-ра мед. наук Юрия Степановича Шевченко, канд. пед. наук Анны Михайловны Щербаковой, Юрия Антоновича Слоневского, канд. психол. наук Елены Степановны Ма­зур, канд. психол. наук Александра Захаровича Шапиро, канд. психол. наук Владимира Анатольевича Урываева (Ярославль) и других. Все выступавшие отмечали, что пример научной биографии и личности Су­санны Яковлевны оказал большое влияние на их профессиональное становление, определение нравственных ориентиров и идеалов в профессиональной деятельности. Значение творчества С.Я. Рубинштейн для развития Московской и Ленинградской школ патопсихологии, их современного сотрудничества осветила Елена Рудольфовна Исаева (Санкт-Петербург). Атмосфера доброжелательности, почтительного отношения, взаимного уважения царила в зале на пленарном заседании. Живая связь поколений выступила на первый план и для студентов, многие из которых впервые увидели классиков отечественной клинической психологии. Дополнительную торжественность заседанию придала процедура вручения Валентине Васильевне Николаевой, профессору факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессиональной награды в области медицинской психологии «Раненый целитель». Премия учреждена сетевым научным журналом «Медицинская психология в России» «За выдающийся вклад в становление отечественной медицинской (клинической) психологии» в 2016 году, вручал ее главный редактор этого журнала В.А. Урываев (Ярославль).

В продолжение традиций первой конференции была организована секция «Современные тенденции развития экспериментально-психологических средств диагностики в клинической психологии», которая проходила в два заседания. Руководителями были в первый день д-р психол. наук М.В. Алфимова, канд. психол. наук С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук Н.В. Зверева, канд. психол. наук Г.Е. Рупчев; во второй день — д-р психол. наук Е.Р. Исаева, канд. психол. наук И.Ф. Рощина, канд. психол. наук Н.А. Русина. Темы докладов полностью отражали «традиции и перспективы» современной клинико-психологической диагностики. Изучение природы психопатологических феноменов в продолжение традиций С.Я. Рубинштейн (исследование слуховых иллюзий) было представлено в докладе канд. психол. наук Н.К. Корсаковой с соавторами «К вопросу о природе тактильных галлюцинаций». Широко освещены возрастные аспекты клинико-психологической диагностики в докладах канд. пси- хол. наук А.А. Коваль-Зайцева и д-ра мед. наук Н.В. Симашковой о дифференциальной диагностике детского аутизма и шизофрении, в докладе канд. психол. наук И.Ф. Рощиной — о средствах диагностики пациентов с болезнью Альцгеймера и их родственников. Несколько докладов посвящены вопросам нормативной диагностики, ее динамики (канд. психол. наук А.С. Султанова, канд. психол. наук В.А. Урываев, канд. психол. наук Л.М. Разорина и др.). Перспективные новые направления и средства диагностики были отражены в докладах д-ра психол. наук М.В. Алфимовой, д-ра психол. наук Е.Р. Исаевой и других. Интересно и емко были высказаны соображения по поводу патопсихологического эксперимента в пост­неклассической перспективе (канд. психол. наук В.К. Солондаев). Специфике «модели психического» при локальных поражениях мозга был посвящен доклад канд. психол. наук К.М. Шипковой. Были представлены работы мультидисциплинарных команд или специалистов смежных с клиническими психологами специальностей, освещены вопросы новых средств когнитивного нейропсихологического скрининга (С.А. Казымаев и соавторы), перспективы визуализации работы мозга в контексте клинической психологии (д-р биол. наук И.С. Лебедева).

Специальная секция «Методы исследования и коррекции нарушений социального познания в норме и патологии» (руководители — д-р пси- хол. наук О.В. Рычкова, д-р психол. наук А.Б. Холмогорова) объединила доклады, продолжающие традиции диагностики различных нозологий в контексте диагностической и коррекционной работы с различными аспектами социального функционирования и познания при психической патологии. Были представлены доклады, касающиеся апробации ряда методик для диагностики нарушений социального познания у больных с расстройствами аффективного спектра (канд. психол. наук О.Д. Пуговкина, М.В. Гудкова); для диагностики социальной ангедонии (адаптация и валидизация для русскоязычной выборки проведена д-ром психол. наук О.В. Рычковой и д-ром психол. наук А.Б. Холмогоровой). Большой интерес вызвал доклад д-ра психол. наук Н.Г. Гаранян, посвященный методике социальных сравнений как средства диагностики поведенческого компонента социального познания. Тема нового методического инструментария была всесторонне обсуждена на этой секции. Все доклады в методическом ключе дополняли монографию, посвященную нарушениям социального познания [8].

Еще одна секция «Проблемы диагностики в специальной и клинической психологии» (руководители д-р психол. наук Н.Л. Белопольская, канд. пед. наук А.М. Щербакова, канд. мед. наук И.В. Добряков) отражала линию продолжения традиций в области клинической и специальной психологии. Различным вопросам диагностики в русле специальной психологии посвящены доклады канд. психол. наук Ч.Б. Кожалиевой; вопросам психологической диагностики детей с разными видами дизонтогенеза уделено внимание в сообщениях Е.Б. Кукаркиной и канд. психол. наук А.З. Шапиро, канд. психол. наук М.Ю. Максименко и Л.Г. Шаль, канд. психол. наук В.М. Са­мойловой. Новое направление в патопсихологии, связанное с изучением возрастной идентификации и психологического возраста при разных вариантах нервно-психической патологии было представлено в докладе д-ра психол. наук Н.Л. Белопольской; перспективы и возможности психологической диагностики в перинатальной психологии подробно показаны канд. мед. наук И.В. Добряковым (Санкт-Петербург). Новые средства диагностики, адаптация опросника невротической личности (П.К. Тромбчин- ски), обсуждение психологических ресурсов подростков с психическими заболеваниями (канд. пед. наук А.М. Щербакова) — вот далеко не полный перечень включенных в работу секции тем. Следует отметить, что в докладах прозвучала тема диагностики в исследовательском, дифференциально­диагностическом планах, а также и в контексте психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы.

Новым в проведении конференции по методам диагностики была организация молодежной секции (руководители канд. психол. наук Т.Г. Горячева, канд. психол. наук А.А. Коваль-Зайцев, канд. психол. наук А.И. Хромов). Заслушано и обсуждено 7 докладов аспирантов и студентов, два из них признаны руководителями самыми лучшими. Это доклад аспиранта А.И. Мелехина по геронтопсихологии и студентки Е.И. Фура- евой о диагностике детско-родительских отношений при РАС.

Рассказ о проходившей конференции был бы неполным без обращения к состоявшимся мастер-классам. Следуя заветам С.Я. Рубинштейн, подготовившей в рамках обучающих семинаров большое количество па­топсихологов-практиков, руководители мастер-классов щедро делились с участниками своим опытом и знаниями, причем форма подачи знаний также была интересной и оригинальной.

Мастер-класс «Работа с двигательной сферой по методу Вероники Шерборн (Veronica Sherborne, 1922—1990) у детей в норме и при нарушениях развития» проведен двумя соведущими, сертифицированными специалистами по методу В. Шерборн: канд. психол. наук Марией Олеговной Александрович (Слупск, Польша) и доктором Гербертом Зогло- веком (Herbert Zoglowek), PhD (Alta, Norway). Зал ЛФК Научного центра психического здоровья едва вместил всех желающих. Участники сначала получили определенные теоретические представления о методе работы, а затем проработали на практике основные упражнения по развитию и коррекции двигательной сферы.

В этот же день проходил мастер-класс «Спасти от пропасти: профилактика суицидального риска в подростковой среде», который проводила канд. психол. наук Ольга Ильинична Ефимова (Москва, Россия). Посвященный актуальной социальнозначимой тематике, мастер-класс также собрал большое количество участников, которые обогатились новыми знаниями и приемами работы с этим сложным контингентом — подростками с риском суицидального поведения. Автор мастер-класса вкратце познакомила также и с пособием, посвященным профилактике суицидального поведения в подростково-молодежной среде [7].

Ведущей мастер-класса «Психомоторная диагностика в танцеваль­но-двигательной психотерапии нервно-психических расстройств» была канд. психол. наук Наталья Юрьевна Оганесян (Санкт-Петербург), сотрудник КГУЗ ГПБ № 7 г. Санкт-Петербурга. Этот мастер-класс оставил неизгладимые впечатления у участников. В первый день конференции Н.Ю. Оганесян выступила с докладом на научной секции; во второй день, на мастер-классе показала возможные приемы диагностической и коррекционной работы с применением элементов танцевально-двигательной терапии для лиц с нормативным развитием и нервно-психической патологией. Активная и позитивная работа на этом мастер-классе оказалась востребованной многими клиническими психологами.

Богатым опытом клинико-психологической диагностики поделилась Татьяна Наумовна Габай, клинический психолог со стажем работы около 40 лет, в ходе мастер-класса «Проективные рисуночные методики: их использование в диагностике и консультировании». Для участников этого мастер-класса были выделены самая большая аудитория, самое продолжительное время, никто не ушел равнодушным, без новых знаний и приемов работы. Этот мастер-класс отличался не только творческой атмосферой, но и дискуссией по разным аспектам приложения проективных рисуночных методик.

Вопросам диагностики когнитивной сферы в детской патопсихологии был посвящен мастер-класс, проведенный Н.В. Зверевой, А.А. Коваль- Зайцевым и А.И. Хромовым. Представлены методики, применяющиеся в Научном центре психического здоровья в течение ряда лет. Обсуждались новые данные о нормативных показателях, связи разных методик [5]. В ходе мастер-класса состоялась импровизированная дискуссия об уместности применения экспресс-методик в детской патопсихологии, по вопросам расширения методического инструментария в этой области клинической психологии, проблемам соотношения развития и научения при проведении динамического наблюдения юных пациентов.

Логическим завершением конференции был круглый стол «Вопросы подготовки специалистов, проблемы профессионализации клинических психологов». На нем прозвучали выступления заведующих и профессоров кафедр медицинской психологии Москвы (д-р психол. наук А.Ш. Тхо- стов, д-р мед. наук Н.А. Сирота, канд. психол. наук И.Ф. Рощина), Санкт- Петербурга (д-р психол. наук Е.Р. Исаева, канд. мед наук И.В. Добряков), Ярославля (канд. психол. наук Н.А. Русина), Ростова-на-Дону (д-р психол. наук Е.В. Воробьева), представителей исследовательских лабораторий (канд. психол. наук С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук Л.М. Разорина, д-р мед. наук А.Г. Жиляев), представителей практических медицинских психологов Москвы (д-р психол. наук В.В. Гульдан), Рязани (Т.Н. При- былова), научного руководителя проекта «ИнфоПорт МедСай http://www. medpsy.ru» канд. психол. наук В.А. Урываева (Ярославль). Обсуждение вопросов подготовки специалистов и их профессиональных обязанностей, стандартизации деятельности, организации переподготовки и повышения квалификации, модификации учебного процесса и других вызвало дискуссию. Было много предложений, обобщенно отразим некоторые:

   в программах подготовки клинических психологов необходим баланс психометрических методов диагностики, традиционных клинико-психологических (беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности) в сочетании с нестандартизованными (качественными) патопсихологическими методами, которым в последнее время уделяется меньше внимания;

   в профессиональную подготовку медицинских (клинических) психологов рекомендуется введение дисциплин, изучающих социально-психологические (социально-исторические) проблемы нормативного поведения и формирования личности, динамику ее развития в связи с изменяющимися социально-экономическими и социально-политическими условиями;

   самый тонкий инструмент медицинского психолога — качественный анализ и клинический опыт, следовательно, это должно быть использовано и при создании компьютерных программ диагностики (опора на экспертный опыт психологов);

   существует и должна решаться проблема отечественных нормативов в диагностике, опора на американские и другие зарубежные нормы требует замены в соответствии с отечественной спецификой;

  необходимо сохранять традиции отечественной школы медицинской психологии и интегрировать современные зарубежные подходы;

   остро стоит вопрос о стандартизации обследования и регламентации практической деятельности медицинских психологов;

   на переподготовку по клинической психологии следует принимать, прежде всего, дипломированных психологов.

По итогам работы конференции и дискуссии на круглом столе принята резолюция конференции.

Респонденты добровольного анкетирования предложили возможные направления работы подобных конференций в будущем. Среди них: методология исследований в клинической психологии; вопросы стандартизации применяемых в медицинской психологии методик и деятельности специалистов в целом; нормативов в диагностике; проблем дифференциальной диагностики разных видов нервно-психической патологии, в том числе расстройств аутистического спектра; вопросы эмоционального выгорания; обучения; повышения квалификации и переподготовки медицинских психологов. По итогам анкетирования участники предлагали проводить конференции чаще, чем раз в 5 лет, так как есть насущная потребность регулярно делиться опытом, обсуждать новые и наболевшие вопросы диагностики, другие важные аспекты работы клинических психологов, давать профессиональную оценку достижениям.

Все участники конференции сошлись во мнении, что обсуждение проблем и современного состояния диагностики в медицинской и клинической психологии, вопросов подготовки и переподготовки специалистов в условиях реформирования образования и здравоохранения состоялось [3]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, как и прежде, объединяет специалистов для диалогов, дискуссий, обмена опытом и обучения, а также решения важных профессиональных вопросов.

Литература

  1. Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состо- яние и перспективы / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2016. 254 с.
  2. Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспек- тивы (к 105-летию С.Я. Рубинштейн) // Материалы научно-практической кон- ференции с международным участием (г. Москва, 29–30 ноября 2016 года) / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2016. 391 с.
  3. Зверева М.В., Шведовский Е.Ф. Всероссийская конференция «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 105-ле- тию С.Я. Рубинштейн)» [Электронный ресурс] // Клиническая и специаль- ная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 143–149. doi:10.17759/cpse.2016050411
  4. Зверева Н.В. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990): служение делу (к 100-ле- тию со дня рождения) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.01.2017).
  5. Зверева Н.В, Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). М.: МБА, 2014. 40 с.
  6. Сафуанов Ф.С. Научное творчество С.Я. Рубинштейн в период работы в Ин- ституте судебной психиатрии. Сообщение 1. Проблемы симуляции обвиняе- мых с психическими расстройствами (1947–1948) // Российский психиатри- ческий журнал. 2016. № 5. С. 75–80.
  7. Спасти от пропасти. Родительский всеобуч: программы профилактики су- ицидального риска: метод. пособие / Сост. и науч. ред. Е.Г. Артамонова, О.И. Ефимова. М.: АНО «ЦНПРО», 2014. 224 с.
  8. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. Нарушения социального познания – новая парадигма в исследованиях центрального психологического дефицита при шизофрении. М.: ФОРУМ, 2016. 288 с.
  9. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я. Рубинштейн) // Материалы конференции к 100-летию С.Я. Рубинштейн (г. Москва, 23 сентября 2011 года) / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М.: МГППУ, 2011. 203 с.

Информация об авторах

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2009
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 736
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1