Культурно-психологические модели переживания личностью встречи с произведением искусства

795

Аннотация

Рассматривая восприятие художественных произведений как высшую психическую функцию, авторы анализируют психологические механизмы воздействия на зрителя или читателя тайны, заложенной автором в художественное произведение. Отмечено, что основа тайны любого произведения искусства и литературы представляет собой противоречие, которое для зрителя или читателя создает ситуацию, требующую разрешения за счет удержания противоположностей в его переживании, вызванном произведением. На примерах великих произведений литературы и искусства авторы показывают, как противоречие выводит зрителя за рамки повседневного опыта благодаря метаморфозам, в которых различные начала превращаются в свою противоположность. Развитие толерантности читателя или зрителя к неопределенности-амбивалентности художественного произведения создает возможности для различных путей смыслопорождения (расширения смыслового горизонта, движения по смысловой вертикали, духовного обновления за счет глубокого самопознания). Авторы обсуждают психотехнические средства фасилитации смыслопорождения.

Общая информация

Ключевые слова: художественное восприятие, тайна произведения, амбивалентность, толерантность к неопределенности, смыслопорождение

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250210

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Культурно-психологические модели переживания личностью встречи с произведением искусства // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 159–174. DOI: 10.17759/cpp.2017250210

Фрагмент статьи

Культурно-исторический подход к проблеме воздействия на человека произведений искусства, предложенный Л.С. Выготским, с момента его возникновения был и остается психотехническим. Психотехнический подход или теория, по словам Ф.Е. Василюка, «…это не теория некоего “объекта” (психики, деятельности, мышления), а теория психологической работы-с-объектом. Это теория практики» [3, с. 185].

Литература

  1. Бахтин М.М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. / Под ред. С.Г. Бочарова, Н.И. Николаева. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2003. С. 256—325.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во MГУ, 1984. 200 с.
  3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.
  4. Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 5. С. 139—152. doi:10.17759/cpp.2014220507
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
  6. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Понятие встречи в психотерапии и психо- логии развития // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 105—116. doi:10.17759/cpp.2015230308
  7. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-историче- ской психологии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 415 с.
  8. Знаков В.В. Непостижимое и тайна как атрибуты экзистенциального опыта [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.01.2017)
  9. Зотова Е.Ю. Современные исследования толерантности к неопределенно- сти в зарубежной психологии // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2009. Т. 3. Вып. 1. С. 147—155.
  10. Исаева А.Н. Персонологическая герменевтика отношения личности к оппо- зициям жизни // Мир психологии. 2014. № 4. С. 84—97.
  11. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998. 110 с.
  12. Леонтьев Д.А. Психология смысла. 2-е изд. М.: Смысл, 2003. 488 с.
  13. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с лич- ностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 4. С. 164—185.
  14. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб: Искусство-СПБ, 1995. 847 с.
  15. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  16. Муратов П.П. Образы Италии: в 2 т. Т. 2. М.: Галарт, 1994. 464 с.
  17. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества: пер. с англ. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 128 с.
  18. Роден О. Беседы об искусстве: пер. с франц. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 320 с.
  19. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. М.: Со- ветский художник, 1985. 304 с.
  20. Улыбина Е.В. Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 89— 98.
  21. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах: пер. с англ. СПб.: Симпозиум, 2002. 288 с.

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2003
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 795
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4