Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9395Новости 1852Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Признание образовательных программ по психотерапии для психологов: возможные пути регулирования на государственном уровне 172

|

Перре М.
доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, Университет Фрибура, Фрибур, Швейцария
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3200-5346
e-mail: meinrad.perrez@unifr.ch

Аннотация

Предлагается пример действующего правового урегулирования вопроса об образовательных программах по психотерапии для психологов в виде законодательных актов Швейцарии. Они включают в себя требования, предъявляемые к образовательным программам по профилю «Психотерапия». Также в статье представлены критерии допуска к работе психотерапевтом (процедура государственной аккредитации) и описание первого периода после получения аккредитации. На примере Швейцарии показано, что для успешного функционирования системы аккредитации необходимо уточнить положения, позволяющие отличить научно обоснованные психотерапевтические подходы и методы от тех, которые не имеют научного обоснования или не имеют достаточной доказательной базы — как того требует закон. Кроме того, затрагивается вопрос разграничения психотерапии и психологического консультирования. В качестве возможного решения этой проблемы представлена модель, принятая в Нидерландах. В дополнение к представленным моделям описана реформа закона о психотерапии в Германии, вступившая в силу сравнительно недавно. Эта реформа касается образования и повышения квалификации, а также аккредитации психотерапевтов.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Спасибо Аннемике ван Стратен (Амстердамский свободный университет) и Биргит Ватцке (Цюрихский университет) за полезные советы по рукописи.

Фрагмент статьи

В гомогенных, традиционных, коренных культурах для деятельности целителей не требовалось никаких законодательных актов, так как разрешение на осуществление этой деятельности основывалось на всеобщем согласии. Соблюдение традиций делало оказание помощи целителей законным; соответствующие ритуалы выполняли свою функцию, пока в обществе не начали появляться конкурирующие ритуалы с более высокими шансами на выздоровление больного.

Литература
  1. Клиническая психология и психотерапия: пер. с нем. 3-е изд. / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2012. 944 с.
  2. American Psychological Association. APA Clinical Practice Guideline Development [Электронный ресурс]. APA, 2020. URL: https://www.apa.org/about/offices/ directorates/guidelines/clinical-practice (дата обращения: 18.09.2020).
  3. BIG-Register [Электронный ресурс]. URL: https://english.bigregister.nl/ (дата обращения: 18.09.2020).
  4. Clark L.A., Cuthbert B., Lewis-Fernández R., et al. Three approaches to understanding and classifying mental disorder: ICD-11, DSM-5, and the National Institute of Mental Health’s Research Domain Criteria (RDoC) // Psychological Science in the Public Interest. 2017. Vol. 18 (2). P. 72—145. DOI:10.1177/1529100617727266
  5. Cochrane handbook for systematic reviews of interventions. Ver. 6.1 [Электронный ресурс] / J.P.T. Higgins, J. Thomas, J. Chandler, et al. (eds.). Cochrane Publishing, 2020. URL: https://training.cochrane.org/handbook/current (дата обращения: 01.07.2020).
  6. Bundesgesetz über die Psychologieberufe (Psychologieberufegesetz, PsyG) [Электронный ресурс]. Der Bundesrat: Das Portal der Schweizer Regierung, 2020. URL: https://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20091366/index.html (дата обращения: 18.08.2020).
  7. Engel G.L. The need for a new medical model. A challenge for biomedicine // Science. 1977. Vol. 196 (4286). P. 129—136. DOI:10.1126/science.847460
  8. Funke M. Gestufte Versorgung in der Psychotherapie [Электронный ресурс]. Nederlands Instituut van Psychologen, 2020. URL: https://www.psynip.nl/en/ dutch-association-psychologists/education/ (дата обращения: 10.09.2020).
  9. Gesetz über die Berufe des Psychologischen Psychotherapeuten und des Kinder-und Jugendlichenpsychotherapeuten (Psychotherapeutengesetz, PsychThG) [Электронный ресурс]. Ein Service des Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutzsowie des Bundesamts für Justiz, 2020. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/psychthg_2020/PsychThG.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
  10. Guyatt G., Oxman A.D., Montori V., et al. GRADE guidelines: 5. Rating the quality of evidence-publication bias // Journal of Clinical Epidemiology. 2011. Vol. 64 (12). P. 1277—1282. DOI:10.1016/j.jclinepi.2011.01.011
  11. Heuft G., Esser G. Gutachten zur wissenschaftlichen Anerkennung der Humanistischen Psychotherapie [Электронный ресурс] // Deutsches Ärzteblatt. 2018. URL: https://www.bundesaerztekammer.de/fileadmin/user_upload/ downloads/pdf-Ordner/WB/Gutachten_Humanistische_Psychotherapie.pdf (дата обращения: 14.09.2020). DOI:10.3238/arztebl.2018.gut_hpt01
  12. Insel T., Cuthbert B., Garvey M., et al. Research domain criteria (RDoC): Toward a new classification framework for research on mental disorders // American Journal of Psychiatry. 2010. Vol. 167 (7). P. 748—751. DOI:10.1176/appi.ajp.2010.09091379
  13. Karunamuni N., Imayama I., Goonetilleke D. Pathways to well-being: Untangling the causal relationships among biopsychosocial variables [Электронный ресурс] // Social Science Medicine. 2020. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32089388/ (дата обращения: 21.08.2020). DOI:10.1016/j.socscimed.2020.112846
  14. National Institute of Mental Health. NIMH RDoC Publications [Электронный ресурс]. URL: https://www.nimh.nih.gov/research/research-funded-by-nimh/ rdoc/nimh-rdoc-publications.shtml (дата обращения: 15.09.2020).
  15. Perrez M. Les sciences humaines ont-elles besoin d’une épistémologie spécifique? // Revue interdisciplinaire de philosophie morale et politique. 1989. Vol. 55. P. 47—62.
  16. Perrez M. Psychotherapeutic methods between scientific foundation and every day knowledge // New Ideas in Psychology. 1989. Vol. 7 (2). P. 133—145.
  17. Rief W. Das kritische Gutachten des Wissenschaftlichen Beirats zur humanistischen Psychotherapie: Anlass zur Reflexion des Begriffs “Psychotherapeutische Verfahren” // Verhaltenstherapie. 2018. Vol. 28 (2). P. 68—71. DOI:10.1159/000489537
  18. Tolin D.F., Forman E.M., Klonski E.D., et al. Guidelines for identifying empirically supported treatments: Practical recommendations for clinical researchers and reviewers // The Clinical Psychologist. 2015. Vol. 68 (3). P. 16—21.
  19. Verordnung des EDI über Umfang und Akkreditierung der Weiterbildungsgänge der Psychologieberufe. Anhang: Umfang der Weiterbildung und Qualitätsstandards der Akkreditierung im Fachgebiet Psychotherapie (AkkredV-PsyG) [Электронный ресурс]. Der Bundesrat: Das Portal der Schweizer Regierung, 2016. URL: https:// www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20132533/index.html (дата обращения: 10.09.2020).
  20. Wampold B.E., Imel Z.E. The great psychotherapy debate. The evidence for what makes psychotherapy work. 2nd ed. New York: Routledge, 2015. 300 p.
  21. Watzke B., Heddaeus D., Steinmann M., et al. Effectiveness and cost-effectiveness of a guideline-based stepped care model for patients with depression: Study protocol of a cluster-randomized controlled trial in routine care [Электронный ресурс] // BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC4243822/ (дата обращения: 15.09.2020). DOI:10.1186/s12888-014-0230-y
  22. Westen D., Novotny C.M., Brenner H.T. The empirical status of empirically supported psychotherapies: Assumptions, findings, and reporting in controlled clinical trials // Psychological Bulletin. 2004. Vol. 130 (4). P. 631—663. DOI:10.1037/0033- 2909.130.4.631
  23. Zhang Y., Alonso-Coello P., Guyatt G., et al. GRADE Guidelines: 20. Assessing the certainty of evidence in the importance of outcomes or values and preferences — inconsistency, imprecision, and other domains // Journal of Clinical Epidemiology. 2019. Vol. 111. P. 83—93. DOI:10.1016/j.jclinepi.2018.05.011
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика