Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 2. С. 113–119
doi:10.17759/bppe.2024210214
ISSN: 2658-3100 (online)
Образовательная практика проведения вебинара при организации курсов повышения квалификации педагогов
Аннотация
Работа направлена на анализ возможностей образовательной практики проведения вебинара на курсах повышения квалификации педагогов в сфере воспитания. В статье описана практика организации и проведения вебинаров с применением интерактивных форм обучения и рассмотрены возможности организации интерактивного дистанционного обсуждения в чате. Вебинар, как правило, позволяет преподавателю передавать информацию и организовать ее обсуждение в чате. Мы считаем необходимым при проведении вебинара найти способы воздействия не только на когнитивную, но и на эмоционально-чувственную сферу. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу слушателей способствует усвоению представленной обучающей информации. Как показывает практика проведения вебинаров, слушатели наиболее успешно воспринимают информацию с помощью эмоциональных зрительных образов. Опора на эмоционально окрашенный образ обеспечивает педагогу-слушателю эффективность изучения учебной информации, использования ее в дальнейшем в своей педагогической деятельности. В статье описываются приемы воздействия на эмоционально-чувственную сферу слушателей при проведении вебинаров.
Общая информация
Ключевые слова: повышение квалификации, вебинар, взаимодействие, чат
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210214
Получена: 21.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Переломова Н.А. Образовательная практика проведения вебинара при организации курсов повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 113–119. DOI: 10.17759/bppe.2024210214
Полный текст
Мы отмечаем, что в последние несколько лет появился тренд на организацию курсов повышения квалификации педагогов в дистанционном режиме. Изучение этого феномена позволило ученым сделать определенные выводы. Понятие вебинара и его роль в продвижении образовательных услуг рассмотрела Т.В. Матюхина [10]. О востребованности и поиске эффективных средств дистанционного взаимодействия в процессе повышения квалификации педагогов писали Е.Г. Калинкина, Ю.В. Грузинова [3; 4]. Провели исследование и показали эффективность вебинара как технологии обучения К.В. Неволина, Е.В. Подкаменная, С.А. Фетисова [11]. Е.В. Коротаева, А.С. Андрюнина показали применение в дистанционном формате интерактивной технологии обучения «перевернутый класс» [7]. Так, А.В. Дубаков считает, что организация повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий снимет загруженность учителя [1]. Т.А. Телешева подчеркивает, что при хорошей организации обучения реализуются принципы непрерывности и связи с профессионально-педагогической практикой [15]. Авторы отмечают такие особенности дистанционного обучения на курсах повышения квалификации педагогов, как гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабельность [9]. К преимуществам дистанционного повышения квалификации педагогов К.А. Каримов относит гибкость, модульность, экономическую эффективность [5].
И.Б. Стрелкова и В.В. Сидорик предложили технологию организации и проведения вебинаров в системе повышения квалификации педагогов [14].
Т.М. Ермолаева провела исследование и предложила этапы проектирования курса обучения при смешанной модели [2]. Исследования по применению дистанционного обучения для подготовки экспертов ОГЭ по информатике рассмотрены в статье С.Н. Касьянова, С.А. Комиссаровой [6]. Е.В. Олимпиева, С.К. Швецова описали опыт организации вебинаров для повышения квалификации сотрудников муниципальных библиотек Свердловской области [12]. И.А. Крылов, Э.В. Ким, О.В. Шуванова описывают опыт применения смешанного обучения в работе с учащимися [8].
При организации смешанного обучения мы ориентировались на 3 формата: 1) очное взаимодействие преподавателей и слушателей; 2) дистанционное взаимодействие в режиме онлайн в реальном времени; 3) самостоятельная работа слушателей с подобранными ресурсами — видеороликами, текстами и т. д. При этом для нас было важно, чтобы содержание смешанного обучения педагоги сразу могли применить в своей деятельности.
В данной статье мы готовы поделиться некоторыми приемами, использованными нами на курсах повышения квалификации педагогов Института развития образования г. Севастополя (кафедра развития личности ребенка, зав кафедрой О.Л. Морева, кандидат педагогических наук, доцент). Сами курсы строятся по модели смешанного обучения. Перед началом курсов была проведена организационно-методическая работа: спланированы занятия в режиме онлайн и в очном режиме, подготовлены материалы для самостоятельного обучения, разработана система очных практических семинаров.
Основной формат работы в режиме онлайн — это вебинар. В нашем опыте на курсах повышения квалификации педагогов вебинар был представлен лекцией с включением интерактивных элементов. Мы находим продуктивной идею, что при проведении вебинара предоставляется возможность проводить обсуждение, в том числе и в чате, т. е. сделать занятие интерактивным [13].
При организации и проведении вебинара мы обращаем внимание на эмоциональные переживания слушателей, так как они во многом обеспечивают успешность усвоения информации. На курсах педагогов дополнительного образования мы проводили вебинар по теме «Государственная политика в области воспитания». При обсуждении базового набора национальных ценностей российского гражданского общества слушателям было предложено составить свой плейлист из музыкальных произведений. Рассматривая такую ценность, как жизнь, педагоги предлагали включить в плейлист такие песни, как «Пусть всегда будет солнце», «Я люблю тебя, жизнь», а говоря о такой ценности, как семья, — педагоги рекомендовали послушать песни «Крыша дома своего», «Мама — первое слово», «Бабушка рядышком с дедушкой» и т. д. За короткое время мы со слушателями успели осмыслить и предложить свой перечень песен на каждую ценность из Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Что это нам дало? Этот вид работы позволил слушателям воспринимать материал не только информативно, но почувствовать его эмоционально. Опора на эмоционально окрашенный образ обеспечивает педагогу-слушателю эффективность изучения учебной информации, использования ее в дальнейшем в своей педагогической деятельности.
Еще один прием на вебинаре — использование видеофрагментов. Необходимо заметить, что использование видеоматериала на курсах повышения квалификации должно дополнять учебную информацию, а не заменять ее. Поэтому для нас важно, чтобы подобранный видеоролик вызывал позитивные эмоции.
Мы считаем возможным при подготовке к вебинару подобрать яркий видеофрагмент, который вызовет у слушателей волну эмоций. Например, рассматривая такую ценность, как патриотизм, мы с коллегами в режиме онлайн обсуждали, как наиболее эффективно рассматривать с детьми тему бережного отношения к государственным символам, таким как флаг, герб, гимн России. Прежде чем предложить рекомендации, мы вместе со слушателями просмотрели видеоролик о событии 17 января 2023 г. В нем показано начало хоккейного матча СКА — «Амур». На открытии, как положено, заиграл гимн России. Но на одном из куплетов музыка внезапно отключилась. 12 тысяч зрителей не растерялись и допели гимн а капелла (ссылка на видеозапись: https://vk.com/video-50332460_456378542).
После просмотра этого короткого видео мы сначала обсудили свои эмоции, а затем сделали выводы об его эмоциональном воздействии на зрителей. При просмотре этого фрагмента у слушателей включается образная и эмоциональная память. В процессе обсуждения педагоги предположили, что такой прием, как просмотр видеоролика, будет полезен и в работе с детьми.
Хочется отметить, что повышение квалификации педагогов имеет свою специфику. Педагоги во время курсов участвуют в различных формах работы, при этом имеют возможность определить, как использовать ту или иную технологию, прием в своей педагогической практике. Таким образом, при использовании видеофрагментов мы получаем следующие результаты: а) развитие интереса к изучаемой теме; б) понимание того, как можно использовать видеоролики в профессиональной педагогической деятельности.
В рамках курсов повышения квалификации классных руководителей проводилась онлайн-лекция «Актуальные компетенции педагога как воспитателя». В лекции рассматривались вопросы личностно-профессионального роста педагога, вопросы методической компетенции и т. д.
Одним из вопросов в лекции была тема «Работа классного руководителя с семьей». В традиционную онлайн-лекцию мы добавили квест. Всего в квесте было 3 локации.
Локация 1. Социально-педагогическая лаборатория «Азбука семейного благополучия». Слушателям было предложено задание: определите, по каким показателям можно идентифицировать семейное благополучие. В чате педагоги рассуждали, что такое счастливая семья и что такое семейное благополучие. Это позволило затем выделить, обсудить и установить несколько факторов супружеского благополучия. Далее слушателям было предложено сформулировать советы родителям «Как стать счастливой семьей». Слушатели рекомендовали в чате свои варианты, при этом разрешалось сделать поиск советов на просторах Интернета. Обсуждение шло достаточно продуктивно. Одним из важных аспектов квеста стало приглашение поделиться своим опытом по использованию форм работы с родителями (индивидуальных, групповых и коллективных). После представления опыта слушателей мы обсудили такие относительно современные формы работы с родителями, как родительские чтения, родительские тренинги, презентация семейного опыта.
Локация 2. Следующим заданием в квесте стала «Диспетчерская творческих маршрутов». Оно было простым: из предложенных отдельных слов и словосочетаний необходимо сложить афоризмы известных личностей. Например: «и я забуду», «и я пойму», «и я запомню», «покажи мне», «скажи мне», «дай мне сделать». Педагоги в чате достаточно быстро справились с заданием. Афоризм «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» принадлежит Конфуцию. Этот афоризм стал отправной точкой для обсуждения практических советов Конфуция по формированию хороших отношений между родителями и детьми.
Локация 3. В последней локации «Фотовыставка» классным руководителям было предложено сформулировать концепцию фотовыставки жизнедеятельности класса для итогового родительского собрания. Были предложены различные варианты: это и «Традиции моей семьи», «Бабушкин сундук», Дружба» и т. д.
Таким образом, во время проведения вебинара мы организовали продуктивное взаимодействие преподавателя со слушателями. Это взаимодействие сопровождалось демонстрацией презентаций, видеороликов, организацией общения в чате. Мы считаем, что проведение занятий в режиме онлайн направлено не только на получение знаний, но и на совместное эмоциональное переживание. Вне сомнения, это влияет на совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
Обсуждение занятий в чате показало, что педагогов вполне устраивает вебинар с применением интерактивных приемов обучения. Все отзывы после лекции онлайн были положительные. Встретился отзыв «Спасибо за интересную подачу».
И последнее. Сотрудничество с ИРО Севастополя приносит сильные эмоциональные моменты и для преподавателя. Так, 19 февраля 2024 г. во время онлайн-лекции «Государственная политика в области воспитания» в городе Севастополе была объявлена воздушная тревога с 11.10 до 11.55. Предложение остановить лекцию слушатели не поддержали. Педагоги перешли в убежище и продолжали работать в режиме онлайн. Занятие закончилось только после того, как были рассмотрены все запланированные вопросы. И в плейлисте появилась песня «Легендарный Севастополь, неприступный для врагов…».
Литература
- Дубаков А.В. Развитие методической компетентности учителя иностранного языка в условиях дистанционного курса повышения квалификации [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. doi:10.24158/spp.2018.4.17
- Ермолаева Т.Л. Организация учебного процесса при «смешанном обучении» [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 8-1 (71). С. 79–81. doi:10.24412/2500-1000-2022-8-1-79-81
- Калинкина Е.Г., Грузинова Ю.В. Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2 (2). С. 129–131.
- Калинкина Е.Г., Грузинова Ю.В. Использование вебинаров в процессе повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 196–200.
- Каримов К.А., Уматалиева К.Т. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов // Молодой ученый. 2012. № 11 (46). С. 487–489.
- Касьянов С.Н., Комиссарова С.А. Онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях информатизации общего образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. doi:10.17513/spno.30185
- Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26–33. doi:10.26170/2079-8717_2021_04_03
- Крылов А.И., Ким Э.В., Шуванова О.В. Смешанное обучение: опыт внедрения // Народное образование. 2014. № 8. С. 174–178.
- Матвеева Д. А., Калашникова Н. И., Кононыхина Л. Н., Трухачева Л. В. Основные аспекты дистанционного обучения в системе повышения квалификации // Влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 марта 2021 г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 83–86.
- Матюхина Т.В. Вебинар как инновационный маркетинговый инструмент: его место и роль в системе продвижения образовательных услуг // Современные технологии управления. 2011. № 4 (4).
- Неволина К.В, Подкаменная Е.В., Фетисова С.А. Интенсификация процесса обучения профессионально ориентированным иноязычным коммуникативным навыкам средствами онлайн технологий [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2018. Том 9. № 5. С. 102–113. doi:10.12731/2218-7405-2018-5-102-113
- Олимпиева Е.В., Швецова С.К. Дистанционные технологии и сетевое партнерство: возможности эффективного повышения квалификации работников учреждений культуры [Электронный ресурс] // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2016. № 2 (18). С. 60–65.
- Салихова Л.Ф., Попова А.А. Особенности организации процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в формате удалённой работы (методические рекомендации). Казань, 2020. 27 с.
- Стрелкова И.Б., Сидорик В.В. Технология организации и проведения вебинаров: Учебно-методическое пособие для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки. Минск: БНТУ, 2013. 64 с.
- Телешева Т.А. Возможности дистанционных курсов в повышении квалификации педагогов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (26). С. 160–164.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 53
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 7
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0