Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия К работе Мещерякова (послесловие и примечания А.Д. Майданского) 41Ильенков Э.В. Майданский А.Д. АннотацияВ 1963-м в подмосковном Загорске была основан детский дом для слепоглухонемых. Научным руководителем его стал Александр Иванович Мещеряков, в то время заведовавший лабораторией в Институте дефектологии АПН. Четыре года спустя к эксперименту подключился Эвальд Васильевич Ильенков. Публикуемый впервые архивный текст «К работе Мещерякова» предназначался для выступления на Президиуме АПН в феврале 1973 года. В нем Ильенков кратко формулирует свое понимание психического образа как свертывания временнóго процесса деятельности в пространственную форму предмета и высказывает ряд глубоких соображений о связи психики и языка, знака и значения, слова и действия, на основании данных Загорского эксперимента. Процесс формирования образа демонстрируется на примере случая «Юля и овраг». После прогулки по оврагу слепоглухая девушка смогла вылепить контур оврага из пластилина; не видя овраг, она воспроизвела траекторию движения своего тела в виде пространственного объекта. Формирование языка у слепоглухих начинается с жестовой речи, преобразуемой далее в словесную: сначала дактильную, затем письменную и, наконец, звуковую. Экспериментальное исследование этой трансформации языка позволяет решить вопрос о способе связи речи и языка с объективной реальностью. Ключевые слова: знак, символ, жест , интуиция, слово, всеобщее, психика, общение Рубрика: Теория и методология Тип: научная статья DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290410 Финансирование. Публикация подготовлена А.Д. Майданским при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00028. Благодарности. Выражаю признательность дочери Э.В. Ильенкова Е.Э. Иллеш за предостав¬ленную возможность работать в домашнем архиве и согласие на публикацию рукописи. Получена: 05.05.2021 Принята в печать: 01.11.2021 Литература
Статьи по теме
Литература | Михайлова М.В. Психология развития | Бережковская Е.Л., Кравцов Л.Г. Взаимодействие средней школы и университета как условие самоопределения у старшеклассников Сиднева А.Н., Плотникова В.А., Соловьева Ю., Люцко Л.Н. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|