Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10505Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Консультативная психология и психотерапия - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ

ВАК

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи 151

|

Самохвалова А.Г.
доктор психологических наук, директор Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4401-053X
e-mail: samohvalova@kmtn.ru

Шипова Н.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0741-1297
e-mail: ronia_777@mail.ru

Тихомирова Е.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО «КГУ»), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3844-4622
e-mail: tichomirowa82@mail.ru

Вишневская О.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО «КГУ»), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1591-0077
e-mail: o_vishnevskaya@ksu.edu.ru

Аннотация

Актуальность. В научном дискурсе подчеркивается важнейшая роль психологического благополучия личности как ресурса развития, совладания с трудными жизненными ситуациями (N.T. Deichert, N. Krause, F.A. Huppert, Л.А. Головей, Л.В. Миллер, Е.Б. Лактионова и др.). Однако до сих пор не предприняты попытки создания типологии психологического благополучия студенческой молодежи, не определены мишени индивидуально ориентированной психологической помощи в зависимости от типологических особенностей благополучия студентов. Цель. В статье представлена типология психологического благополучия, выявленная с помощью факторного анализа эмпирических данных, полученных на студенческой выборке, и соотносимая с авторской моделью данного феномена. Материалы и методы. В исследовании (N=300) приняли участие респонденты в возрасте от 17 до 23 лет (M=19,64; SD=2,61). Методический дизайн включал: Методику цветовых метафор И.Л. Соломина; Шкалу субъективного счастья С. Любомирски, Х. Леппер, в адаптации Д.А. Леонтьева; Шкалу психологического благополучия Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского; Шкалу удовлетворенности жизнью E.Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, S. Griffin в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д.А. Леонтьева; Экспресс-методику «Инновационность и адаптивность» M. Babic, Е. College, E. Davis, R. Cunningham. Результаты. Описаны четыре типа психологического благополучия, различающиеся между собой по уровню активности и направленности субъекта, специфике социального взаимодействия и включенности в деятельность, индексу благополучия, счастья и удовлетворенности жизнью, ценности определенных сфер жизни. Приводятся мишени психологической помощи, основанные на изучении и развитии сильных сторон личности как ресурса ее благополучия.

Ключевые слова: психологическое благополучие , студенческий возраст, счастье, удовлетворенность жизнью, смысложизненные ориентации, психологическая помощь

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20-513-05005\20.

Получена: 26.06.2021

Принята в печать: 01.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ faktory-i-usloviya-infantilizatsii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 25.06.2021).
  2. Головей Л.А., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Савенышева С.С., Муртазина И.Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 4. С. 826.
  3. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. № 2. С. 98105.
  4. Ефимова Г.З.Cоциальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2014. № (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-infantilizm-studencheskoy-molodezhi-kak-faktor-protivodeystviya-modernizatsii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 25.06.2021).
  5. Лактионова Е.Б., Матюшина М.Г. Взаимосвязь субъективного благополучия и стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. 2015. С. 52—57.
  6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56—65.
  7. Миллер Л.В.Психологическое благополучие студентов в отдаленный период времени после психотравмирующего события [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. 2014. № 1. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/1/Miller.phtml (дата обращения: 25.06.2021).
  8. Нартова-Бочавер С.К. Жизненная среда человека: источник трудностей и ресурс психического здоровья // Человек работающий: междисциплинарный подход в психологии здоровья / ред. К.А. Бочавер, А.Б. Данилов. М.: ИММ- Пресс: Перо, 2018. С. 281—322.
  9. Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2020. № 3. C. 37—59. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s1814-95450000617-1-1-ru-211/ (дата обращения: 19.06.2021).
  10. Самохвалова А.Г., Асриян Э.В. Методологические подходы к исследованию психологического благополучия российских и армянских студентов // Актуальная психология. Научный вестник. 2021. № 2 (9). С. 292—302.
  11. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Том 27, № 2. С. 32—38.
  12. Тихомирова Е. В., Самохвалова А. Г., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 88—96.
  13. Федотова Е.Е.Субъективное благополучие студентов и его факторы: теоретический анализ // Вестник Омского университета. 2020. № 3. С. 63— 69. DOI:https://doi.org/ 10.24147/2410-6364.2020.3.63-69
  14. Фомина О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Том 5. №2 (18). DOI: https:10.18500/2304-9790-2016-5-2-168-173
  15. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.
  16. Beiter R, Nash R., McCrady M., Rhoades D., Linscomb M., Clarahan M., Sammut S. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students // J Affect Disord. 2015. № 3. P. 90—96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054
  17. Deasy C., Coughlan B., Pironom J., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry // PLOS ONE. 2014. Vol. 9 (12). DOI: https:10.1371/journal. pone.0115193
  18. Deichert N. T., Fekete E. M., Craven M. Gratitude enhances the beneficial effects of social support on psychological well-being // The Journal of Positive Psychology. 2019. P. 168—177. DOI: 10.1080/17439760.2019.1689425
  19. Di Consiglio M., Fabrizi G., Conversi D., La Torre G., Pascucci T., Lombardo C., Violani C., Couyoumdjian, A. Effectiveness of NoiBene: A Web-based programme to promote psychological well-being and prevent psychological distress in university students // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2021. Vol. 13. P. 317—340. DOI: 10.1111/aphw.12251
  20. Erschens R., Herrmann-Werner A., Keifenheim K.E., Loda T., Bugaj T.J., Nikendei C., Lammerding-Köppel M., Zipfel S. Differential determination of perceived stress in medical students and high-school graduates due to private and training-related stressors // PLoS One. 2018. Vol. 13 (1). DOI: 10.1371/journal.pone.0191831
  21. Fava A.G., Ruini C. Development and characteristics of a well-being enhancing psychotherapeutic strategy: well-being therapy // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2003. Vol. 34. P. 45—63.
  22. Freire C., Ferradás M., Regueiro B., Rodríguez S., Valle A., Núñez J. Coping Strategies and Self-Efficacy in University Students: A Person-Centered Approach // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 841—860. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00841
  23. Green L.S., Oades L.G., Grant A. Cognitive-behavioral, solution-focused life-coaching: enhancing goal striving, well-being, and hope // Journal of Positive Psychology. 2006. № 2. P. 142—144.
  24. Gustems-Carnicer J., Calderón C., Calderón-Garrido D. Stress, coping strategies and academic achievement in teacher education students // European Journal of Teacher Education. 2019. № 42 (3). P. 375—390. DOI:10.1080/02619768.2019.15 76629
  25. Huppert F.A. Psychological Well-being: Evidence Regarding its Causes and Consequences // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2009. № 1. P. 137— 164. DOI: 10.1111/j.1758-0854.2009.01008.x
  26. Kim J.E., Saw A., Zane N. The influence of psychological symptoms on mental health literacy of college students // American Journal of Orthopsychiatry. 2015. Vol. 85 (6). P. 620—630. DOI: 10.1037/ort0000074
  27. Krause N., Pargament K.I., Hill P.C. Humility, stressful life events, and psychological well-being: Findings from the landmark spirituality and health survey // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol.11. P. 499—510. DOI: 10.1080/17439760.2015.1127991
  28. Park N., Peterson C. It’s not just the economy: The psychological well-being of an electorate also matters for election outcomes // The Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 14. P. 127—132. DOI: 10.1080/17439760.2017.1350743
  29. Popovic N. Should Education Have Happiness Lessons? // The Oxford Handbook of Happiness / Еds. S.A. David, I. Boniwell, A.C. Ayers. Oxford: Oxford University. 2014. P. 551—562.
  30. Seligman M.E. Positive Psychology, Positive Prevention, and Positive Therapy // Handbook of Positive Psychology / Еds. C.R. Snyder, S.J. Lopez. New York: Oxford University. 2002. P. 3—7.
  31. Sin N.L., Lyubomirsky S. Enhancing well-being and alleviating depressive symptoms with positive psychology interventions: A practice-friendly meta-analysis // Journal of Clinical Psychology. 2009. Vol. 65. P. 467—487.
  32. Tam C.C., Li X., Benotsch E.G., Lin D. A Resilience-Based Intervention Programme to Enhance Psychological Well-Being and Protective Factors for Rural-to-Urban Migrant Children in China // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2020. Vol. 12. P. 53—76. DOI: 10.1111/aphw.12173
  33. Waters L. A Review of School-Based Positive Psychology Interventions // Australian Journal of Educational and Developmental Psychology. 2011. Vol. 2. P. 75—90.
  34. Weber J., Skodda S., Muth T., Angerer P., Loerbroks A.Stressors and resources related to academic studies and improvements suggested by medical students: a qualitative study // BMC Medical Education. 2019. № 19 (1): 312. DOI:10.1186/s12909-019- 1747-z
  35. Yavuz H. Stress coping strategies of university students // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2020. Vol. 15. P. 1202—1217. DOI: 10.18844/cjes.v15i5.5171
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика