О конференции ФИДЕ «Шахматы в образовании»

122

Аннотация

Команда в составе сотрудников Шахматного клуба «Вертикаль», профессора МГППУ, учителя шахмат школы №5 и психолога Детского психоневрологического интерната г. Москвы приняли активное участие в работе Международной научно-практической конференции ФИДЕ «Шахматы в образовании». Это короткий репортаж о конференции.

Общая информация

Рубрика издания: События и даты

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300210

Для цитаты: Зарецкий В.К., Глухова О.В. О конференции ФИДЕ «Шахматы в образовании» // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 2. С. 163–166. DOI: 10.17759/cpp.2022300210

Полный текст

На площадках шахматного форума 25—26 июня состоялся обмен опытом и лучшими практиками, обсуждение новых инициатив, а также рассмотрение ресурсных возможностей для создания и продвижения успешных шахматных проектов.

Цель прошедшей конференции — обсуждение проблематики введения шахмат в систему образования детей дошкольного и школьного возраста.

Официальными языками конференции были английский и русский. Доклады сопровождались синхронным переводом.

На пленарном заседании выступили представители ФИДЕ, экс-чемпион мира по шахматам, организаторы конференции. Аркадий Владимирович Дворкович, президент ФИДЕ, в своем докладе остановился на актуальности темы обучения детей игре в шахматы для специалистов системы образования многих стран мира. Владимир Борисович Крамник, экс-чемпион мира по шахматам, выступил с докладом о пользе шахмат для общего развития нынешнего поколения детей, у которых есть проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания, умением планировать и умением достойно проигрывать, извлекая уроки из поражений. Србуи Рафиковна Геворкян, ректор Армянского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, говорила о том, что мы находимся на критическом уровне развития общества, когда наблюдается дефицит диалогичности и дружелюбности мышления. Чтобы двигаться вперед, мы должны осознать, что мы — единая человеческая семья и сообщество единой Земли с общей судьбой. Шахматы могут выступать тем инструментом, с помощью которого можно было бы объединить интересы детского и взрослого населения многих стран мира. Смбат Гарегинович Лпутян, председатель комиссии ФИДЕ «Шахматы в образовании», президент Армянской шахматной академии, выразил надежду на то, что в работе на секциях конференции у участников появится возможность для продуктивного обмена лучшими практиками и установления профессиональных деловых контактов.

На 5 секциях было заслушано более 40 докладов. Тематика секций отражала фундаментальные и прикладные направления по широкому спектру знаний в области организации шахматного образования.

Участники конференции из 59 стран мира вели диалог о том, что шахматы целесообразно использовать в качестве инструмента устойчивого развития, так как, по словам российского психолога Н.Г. Алексеева, «шахматы самим Богом созданы для развития способности действовать в уме» (1979).

Работа конференции была организована по секциям: методология преподавания шахмат в школе; социальные и психологические аспекты шахмат; шахматы в инклюзивном образовании, подготовка педагогов по шахматам, гендерно-эмоциональное образование в шахматах. Конференцию открывал доклад «Методология преподавания шахмат по технологии рефлексивно-деятельностного подхода в школах в целях общего развития учащихся» (авторы В.К. Зарецкий, О.В. Глухова, А.М. Гилязов). Докладчики представили результаты опыта организации и исследования построения занятий шахматами с учащимися младших классов по технологии, способствующей личностному и когнитивному развитию детей, основанной на идеях культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский). Отметив целесообразность и эффективность применения средств рефлексивно-деятельностного подхода к преподаванию шахмат в аспекте их развивающего потенциала, авторы представили Многовекторную модель зоны ближайшего развития ребенка, описывающей связь «шагов», которые делает ребенок в обучении, в освоении шахматного материала, и «шагов», которые он делает при это в своем развитии. Наибольший эффект шахмат достигается при включении механизма саморазвития.

Экспертом по вопросам создания эффективной развивающей среды на уроках шахмат выступила М.Ю. Муксимова, учитель шахмат школы № 5 с докладом «Технология построения урока шахмат на принципах рефлексивно-деятельностного подхода». В докладе представлена оригинальная схема построения урока, в котором создаются условия для движения каждого ребенка в своей зоне ближайшего развития.

Доклады участников вызвали огромный интерес, и научные вопросы активно обсуждались после завершения работы секций на круглых столах. После завершения работы секции на круглом столе нашим докладчиками были заданы вопросы о том, как можно технически организовать идею переноса сформированных способов решения трудных задач на материале шахмат на другие виды учебной деятельности, а также, как организован процесс подготовки педагогов по шахматам в Саткинском муниципальном районе. И доклады, и ответы на вопросы российских участников этой секции вызвали большой интерес и положительный отклик.

Вопросы инклюзивного образования и применения шахмат в качестве одного из ресурсов реабилитации проживающих в психоневрологических интернатах обсуждались коллегами из разных стран мира особенно оживленно после доклада «Когнитивно-личностное развитие в процессе занятий шахматами с помощью средств рефлексивно-деятельностного подхода» А.А. Сидоренко (г. Москва), участника сообщества педагогов по шахматам, реализующих технологии рефлексивно-деятельностного подхода. Она — активный участник мероприятий, проводимых Шахматного Клуба «Вертикаль» с целью популяризации идеи обучения детей игре в шахматы для общего развития. Вопросы А.А. Сидоренко профессиональным сообществом были заданы сложные и интересные: «Доклад построен на концепции теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Г. Алексеев). Происходит ли в ходе Ваших занятий формирование дивергентного мышления, как структурного компонента интеллекта? Изучаете ли Вы когнитивный диссонанс в игре? В дискуссию по этим вопросам включился В.К. Зарецкий, профессор МГППУ и автор РДП, подчеркнув роль рефлексии в когнитивном и личностном развитии ребенка: «Если у ученика недостаточно развито дивергентное мышление, то мы помогаем ему найти способы, овладение которыми поможет ему повысить уровень дивергентного мышления, в опоре на рефлексию».

Участниками была подчеркнута важность тематики конференции, в результате которой они получили отличную возможность обменяться с коллегами мнениями, педагогическими технологиями, обогатить свой методический инструментарий.

В итоговом выступлении одного из организаторов международной шахматной конференции ФИДЕ, секретаря комиссии ФИДЕ «Шахматы в образовании» Джерри Нэша прозвучали такие слова: «Для XXI-го века, когда цифровой и кибернетический мир движется к Мета-вселенной, а большинство людей не имеют привилегий и борются с бедностью и болезнями, чтобы получить образование как свое основное право по рождению, в этом контексте мне нужны ваши идеи и комментарии о том, как мы можем использовать шахматы как правильный инструмент для борьбы с этими трудностями человечества».

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Глухова Оксана Владимировна, психолог, Шахматный клуб «Вертикаль», руководитель шахматных образовательных проектов, Шахматного клуба «Вертикаль», школьный инструктор ФИДE, член Международного общества культурно-исторических деятельностных исследований (ИСКАР), Челябинск, Россия, e-mail: ksuu@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 381
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 122
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1