Цифровизация и благополучие детства в новом выпуске «Психологическая наука и образование»

186

Опубликован новый выпуск журнала «Психологическая наука и образование» (№6-2022). Темами выпуска стали «Цифровизация детства: Развитие, обучение, социализация», тематические редакторы д.психол.н. Сорокова М.Г., к.психол.н. Рубцова О.В. и «Благополучие детства», тематическим редактором которого стала д.психол.н.  Семья Г.В.

Цифровая трансформация образования – мощный международный тренд и одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Высшие учебные заведения все чаще обращаются к новым цифровым способам улучшения качества образования, повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс и управления ресурсами знаний. Ускоренная цифровизация образовательного процесса рассматривается как все шире открывающееся окно возможностей. Вместе с тем, процессы цифровой трансформации в общем образовании протекают, как представляется, достаточно драматично, выявляя ряд проблем, требующих инновационных подходов к их решению. Так, например,  в реализации смешанных и дистанционных форматов обучения ключевыми вызовами для обучающихся  являются проблемы саморегуляции и использования новых технологий обучения. Со стороны образовательных учреждений основной проблемой выступает обеспечение поддержки преподавателей в процессе обучения. Тематика отношения обучающихся и педагогов высшего и общего образования к разным форматам обучения в настоящее время очень популярна в психолого-педагогических исследованиях. В целом можно говорить о том, что и во всем мире, и в России применяется широкое многообразие цифровых инструментов и программного обеспечения для сферы образования – как высшего, так и общего. Эти инструменты позволяют обеспечить в онлайн-среде не только интенсивное взаимодействие педагогов и обучающихся, включая  совместную работу над интересными проектами, но и организацию самостоятельной работы школьников и студентов с привлечением цифровых ресурсов и сервисов, а также мониторинг и оценку образовательных результатов и многое другое. В связи с чем, на первый план выходит систематическая и интенсивная работа по овладению уже известным инструментарием, по разработке новых педагогических подходов на основе цифровых технологий, геймифицированных цифровых психодиагностических инструментов, а также повышение квалификации учителей и профессорско-преподавательского состава путем развития их цифровых компетенций и навыков, организация такой работы совместно с руководством образовательных учреждений и органами управления образованием. В настоящемй выпускеподборке журнала представлен ряд современных исследований, отражающих очерченный круг проблем в их различных аспектах, а также предлагающих варианты их конструктивного решения.

В выпуске журнала опубликовано специальное тематическое приложение – «Благополучие детства», выход которого связан с презентацией научных исследований, выполненных в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета. Тематика работ определялась содержанием мероприятий, реализуемых в рамках Десятилетия детства, и утверждаемых Правительством Российской Федерации. Главное в полученых в исследованиях результатах – они сразу пойдут в практику.

Все статьи выпуска читайте в открытом доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.