Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды П.Я. Гальперина

294
Иллюстрация к новости

В издательской серии «Труды выдающихся ученых МГУ» вышло в свет наиболее полное собрание публикаций и выступлений Петра Яковлевича Гальперина. Издание знакомит с учением П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности как функции психики, представлениями о ее развитии в фило-, антропо- и онтогенезе, теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий, концепцией разных типов ориентировочной деятельности. Особый интерес представляет планомерно-поэтапное формирование как метод исследования психических процессов, творческого мышления и проблемы соотношения обучения и развития.

В начале 2023 года в издательстве МГППУ вышло в свет издание «Психология П.Я. Гальперина и ее культурно-исторический анализ», автора В.И. Олешкевич с предисловием В.К. Зарецкого. А в конце 2022 года монография «Основы общей (генетической) психологии. Теория П.Я. Гальперина и формирующий эксперимент», под редакцией Г.В. Бурменской, И.В. Шаповаленко, А.А. Шведовской. 

Приводим предисловие к изданию научного редактора и составителя, кандидата психологических наук Галины Васильевны Бурменской.

Предисловие

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» — эта поэтическая метафора в полной мере применима к научному наследию П.Я. Гальперина (1902–1988) — выдающегося отечественного психолога, 120‐летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Представляемый читателям объёмный том избранных трудов ученого — «Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды» — наиболее полное собрание его публикаций. Объединение работ под одной обложкой дает читателям возможность целостно, всесторонне, а главное, в новой временной перспективе познакомиться с творческим наследием ученого — его признанным вкладом в теорию, методологию и понятийный базис психологии, что, несомненно, открывает пути для дальнейших научных поисков.

В этом смысле издание трудов П.Я. Гальперина, научная и преподавательская деятельность которого тесно связана с Московским государственным университетом, — важная веха как в сохранении достижений отечественной психологии, так и в ее развитии. 

В книгу избранных трудов П.Я. Гальперина вошла его фундаментальная монография «Введение в психологию» (первое издание в 1976 г.), а также статьи и тезисы разных лет, в том числе тексты, первоисточники которых труднодоступны (или вовсе недоступны) сегодняшнему читателю. Для полноты представления творческого пути П.Я. Гальперина наряду с его главными опубликованными произведениями помещены также некоторые рукописи и стенограммы наиболее значимых выступлений, что объясняет очевидные стилистические различия материалов книги.

Хронологически публикации охватывают полувековой период (с 1935 г.), а в тематическом плане они разбиты на пять разделов. В первом, названном «Предыстория», представлены ранние работы П. Я. Гальперина, менее других известные читателям.

Следующие четыре раздела дают представление о системе общепсихологических взглядов П.Я. Гальперина и теории планомерно‐поэтапного формирования умственных действий и понятий. Созданная П.Я. Гальпериным система охватывает широкий круг вопросов о происхождении, функции и формировании конкретных форм и видов психической деятельности человека. Хотя деление на разделы довольно условно, по сути, в наследии Гальперина можно выделить четыре инновационных и взаимосвязанных подхода: (1) учение об ориентировочной деятельности как предмете психологии и ее эволюции в фило‐ и антропогенезе; (2) теория и метод планомерно‐поэтапного формирования умственных действий и понятий; (3) учение о формирующей стратегии исследования проблемы обучения и развития; (4) учение о психических функциях и процессах как видах ориентировочной деятельности. Тексты внутри каждого из названных разделов расположены в хронологическом порядке, что позволяет проследить последовательную эволюцию взглядов ученого и познакомиться с результатами конкретных экспериментальных исследований. 

Постановка проблем, поднимаемых в работах П.Я. Гальперина, и пути их решения на основе теории и метода планомерно‐поэтапного формирования умственных действий и понятий поражают своей актуальностью. Это касается и разработки принципов построения развивающего обучения, и определения содержания учебных предметов, и программ формирования базовых понятий в математике, грамматике и иных дисциплинах. Чему и как учить ребенка, чтобы учебная деятельность не сводилась к малоэффективной передаче суммы знаний, а рождала у учащихся внутренний интерес и превращалась в умение учиться, творчески мыслить, а в конечном счете — и в подлинное саморазвитие, — вот та сверхзадача, осмыслением и поиском решения которой проникнуты многие статьи и выступления П.Я. Гальперина. Внимательный читатель найдёт в них множество перспективных идей методологического, общетеоретического и прикладного характера, знакомство с которыми необходимо новым поколениям психологов, вплотную столкнувшимся с кризисом современной системы образования. 

В публикуемом томе немало текстов, хорошо передающих остроту дискуссий среди отечественных психологов, которые вызывали идеи П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности как предмете психологии, о формирующем методе исследования, проблеме интериоризации, теории деятельности и других крупных вопросах. Ценные смысловые акценты относительно борьбы идей и постепенной кристаллизации учения П.Я. Гальперина можно найти на страницах двух его интервью, помещенных в шестом разделе книги. Там же представлены статьи о Гальперине как педагоге и создателе научной школы, а также биографический очерк его научного и жизненного пути. В заключение публикуется наиболее полный список его основных трудов. 

По понятным причинам в настоящее издание не могли войти многочисленные работы учеников и последователей проф. П.Я. Гальперина, внесших свой вклад в создание этой научной школы. В какой‐то мере данный пробел помогут восполнить ссылки в работах самого Петра Яковлевича, а также специальный раздел в библиографии, где указаны публикации, анализирующие вклад П.Я. Гальперина в психологическую науку и педагогическую практику. Предметный указатель поможет читателям ориентироваться в весьма объемном содержании книги, облегчая поиск интересующих тем, вопросов и терминов.

Хочется надеяться, что выходящая в 120‐летний юбилей со дня рождения П.Я. Гальперина книга вдохновит новые поколения психологов на поиски решения тех «вечных» проблем психологической науки и практики, которым посвятил свое творчество этот крупный отечественный учёный. 

Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин. — Москва : Издательство Московского университета, 2023. — 842, [6] с. : ил. — (Труды выдающихся ученых МГУ).