Исследования современной инфосферы в журнале «Культурно-историческая психология»

123

15–17 ноября 2022 г. на базе Новосибирского государственного педагогического университета прошел Международный Конгресс «Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно–историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках». «Стратегическим партнером» выступил Московский государственный психолого-педагогический университет.

Новый, 3-й, номер журнала «Культурно-историческая психология» можно рассматривать как своеобразное «продолжение» Конгресса. Именно как продолжение, а не как публикацию его материалов – они вышли отдельным сборником (см.:  «Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно–историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках. Международный Конгресс, 15 – 17 ноября 2022 г. Под ред. Т. Э. Сизиковой, Г. С. Чеснаковой, Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирск: НГПУ, 2022).  Редакция обратилась к ряду спикеров Конгресса – психологов и педагогов из России, Испании, Бразилии, Сербии подготовить отдельные тексты в развитие тех тем и сюжетов, которые обсуждались в их докладах.

Тема номера - «Исследования современной инфосферы с позиций культурно-исторической психологии». Введение самого термин «инфосфера» (1970) обычно связывают с именем американского экономиста, социолога и поэта Кеннета Боулдинга. Обозначаемый им феномен возник в культуре и истории задолго до изобретения IT, как и та реальность, которую принято называть «смешанной» (Mixed realityMR) или «гибридной» и который «собирает» MR в нечто целое. Авторы, по сути дела, демонстрируют, как возможно психологическое проникновение в природу этого феномена средствами подхода, основы которого были заложены 100 лет назад Л.С. Выготским. Выготский был современником пионеров кибернетики Норберта Винера, Джона фон Неймана, Карла Людвига фон Берталанфи, Уильяма Деминга. В СССР прямое отношение к поискам в этой сфере имели уже ранние работы физиологов Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, выполненные при жизни Выготского, а А.А. Богданов во многом упредил в своей «Тектологии» первые шаги кибернетики примерно на 10-20 лет. Парадокс в том, что Выготский, взглянув на человека в оптике сложнейшей системы опосредствований культурного свойства и происхождения, осмыслив человеческое развитие как овладение этой системой не как колоссальным набором средств, а самим собой, сам того не ведая, нашел психологический ключ и к пониманию природы дигитального мира, и к МR в целом. Уже «двойная стимуляция» - простейшая модель устройства MR и инфосферы. Неслучайно «методика Выготского – Сахарова» (в том числе, и она) вдохновила Дж. Брунера на поиск ключевых идей, ставших затем базовыми для современной когнитивной психологии и всего семейства cognitive science, без которой немыслимо развитие computеr science. Как неслучайно и то, что ученик Л.С. Выготского А.Р. Лурия оказал мощное, общепризнанное, влияние как на семейство cognitive science, так и – и косвенно - на computеr science. В конце 60-х – начале 70-х гг. «информационным подходом» увлекся другой ученик Выготского, друг А.Р. Лурии А.Н. Леонтьев в связи с анализом проблемы моделирования психического образа. Увлекся настолько, что Лурия шутливо заметил ему: «Быть тебе битым за свои биты» (из рассказа В.П. Зинченко). Многоопытный и умудренный Александр Романович в диалоге с К. Прибрамом, П.К. Анохиным и Н.А.Бернштейном уже смог предварительно оценить, насколько будет надежен мостик между психологией и computer science, по которому сегодня ходят туристические толпы дилетантов, не ведая о прочности конструкции.

Термин «Искусственный Интеллект» еще 50 лет назад вызывал объяснимую настороженность, а то и отторжение, у философов, психологов, даже математиков. Особенно, когда его рассматривали как замену естественному интеллекту, а не как замещение ряда его функций, которые можно «переделигировать» машине, освободив естественный интеллект для творчества, в том числе, новых форм ИИ. А «освобождение» - произвольный акт, по Выготскому – необходимо для усиления. Человек познается и познает себя через свои «сильные стороны», сконцентрированные в «сущностных силах», «высших психических функциях» и т.д.  Через них же становятся понятными и слабости человеческие. Эволюционный переход «от слабости к силе» - банальная эмпирическая картинка для школьных учебников. Поэтому закономерно, что на пике развития «силы», в частности инструментальной силы ИИ обнажаются новые «слабости человека» и его «естественного интеллекта». Смысл отстает от достижений, рефлексия заднего ума не сразу способна оценить, что сделал «передний» в бешенной технологической гонке, где просто не было времени передохнуть и подумать. Осмыслить – «работа смысла» нетороплива, по своей сути, потому мы «не догоняем» самих себя в собственных достижениях, чем-то напоминая одаренных детей (в номере вы найдете и статью об одаренности под углом интересующей нас темы). 

При этом упущено было главное. По Выготскому, система опоредствований – прежде всего, система социальных связей людей через культуру, которые объединяют в новую общность миллионы, миллиарды тех из них, кто даже не подозревает о существовании друг друга. Как отмечает Б.Д. Эльконин (и тут он нащупывает нащупывает основной посыл Выготского), опосредствование – в первую очередь, посредничество, все остальное – его проекции. Такие, например, как Интернет. Сжатый в «цифре» человеческий мир, его пространство и время – это сжатая, свернутая общность, не менее живая, чем те люди, которые держат в руках девайсы, нажимают на кнопки клавиатуры, кликают мышкой и т.д. Если она не узнается на мониторе как alter ego человека, то происходит обратное – разобщение. И в сетях мы наблюдаем цифровые следы размноженного одиночества, которое существует до и  без всяких IT.

Авторы номера ищут пути, пытаются выстроить (теоретически, экспериментально, практически), на которых «цифровые следы» могут привести людей друг другу и, прежде всего, к самим себе, найдя в инфосфере источник силы для этого.

И еще одно очень важное обстоятельство. Номер увидит свет в преддверии 85-летия выдающегося исследователя развития Людмилы Филипповны Обуховой, которое она могла бы (должна бы!) была отметить 22 июля 2023 года. Мы уверены, что она вошла бы в число авторов этого номера, украсив его своей статьей. Людмила Филипповна – это Школа внутри Школы: научная, педагогическая, а где-то «материнская» - в отношении  не только учеников, но всей детской психологии. На страницах номера мы вспомним Людмилу Филипповну. Наша память о ней – это любовь. И вдохновение на дальнейшие исследования самого главного в человеке — желания и способности развиваться вместе с другими, порождения смысла в развитии.  Все это, в силу наших возможностей, мы стремимся передать тем, кто идет уже за нами. 

Все статьи выпуска опубликованы в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru