В «Беседке журнала Современная зарубежная психология» обсудили исследования феномена профессионального стресса

46

В рамках цикла вебинаров «Беседка журнала» обсудили исследования феномена профессионального стресса у медиков, педагогов и представителей других помогающих профессий, а также отличия жизнестойкости от жизнеспособности. Выступали авторы статей тематического выпуски журнала Современная зарубежная психология. Слушатели вебинара — представители образовательных, медицинских, социальных и правоохранительных учреждений из разных городов России активно участвовали в обсуждении представленных статей, задавали вопросы спикерам.

Видеозапись вебинара

Холмогорова Алла Борисовна, тематический редактор выпуска, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, подчеркнула, что нам важно избежать опасности психологизации проблемы профессионального стресса и выгорания. Наряду с психологическими факторами и важностью развития способности к саморегуляции и эмпатии надо обратить внимание на социальный аспект — условия труда, которые должны быть благоприятны для сохранения психического и физического здоровья.

Сергиенко Елена Алексеевна, тематический редактор выпуска, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), анонсировала две статьи, авторов которых не было среди спикеров вебинара:

1. Статья Карягиной Татьяны Дмитриевны и Рощиной Светланы Юрьевны «Эмпатия и ее роль в профессиональном выгорании». В ней разбирались три различных гипотезы о связи эмпатии с выгоранием. Рассматривалась модель профессионального выгорания К. Маслак (включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личностных достижений), а также концепция рабочих требований М. Шауфели и концепция профессионального качества жизни Б. Стамма. Большинство исследований проведено на медицинских работниках. Рассматривались когнитивная и аффективная эмпатии (и их корреляция с эмоциональным истощением), эмпатия разных уровней, знаков (положительная и отрицательная), а также факторы, предотвращающие эмоциональное выгорание (оптимизм, профессиональная компетентность).

2. Статья Кочеткова Никиты Владимировича с соавторами «Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей». В ней был проведен анализ зарубежных исследований выгорания учителей, и выделено три типа факторов: социально-психологические (условия работы); организационные (бюрократизм, отсутствие возможности обучения, возможность принятия самостоятельных решений, неблагоприятный климат); индивидуальные (пол, возраст, черты характера, коллективная самоэффективность (насколько коллективизм свойственен культуре). В итоге предложены методы снижения профессионального выгорания (практика осознанности стресса, метод КПТ, создание благоприятного климата, баланс между семьей и профессиональной деятельностью, получение знаний о выгорании в ВУЗе).

Елена Алексеевна сделала вывод, что проблема профессионального выгорания — междисциплинарная.

Купченко Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, рассказала о своей статье «Факторы профессионального стресса у мед. персонала в условиях covid-19». В результате пандемии, согласно исследованиям американских авторов, у медработников наблюдались признаки стресса: депрессия, тревога, ПТСР, мысли о самоубийстве. Автор приводит 4 группы факторов профессионального стресса у медиков, которые традиционно выделяют современные ученые. 1) Социально-демографические. 2) Условия труда медика (пандемия создала дополнительную нагрузку на специалиста: нехватка кадров, тяжелая защитная одежда, отсутствие четких алгоритмов действий, боязнь заражения, сопротивление населения профилактике). 3) Факторы профессиональной идентичности. 4) Личностные факторы. В статье даны рекомендации по предупреждению выгорания.

Статья «Влияние факторов риска и защиты на профессиональную жизнеспособность специалистов помогающих профессий» была представлена двумя авторами.

Махнач Александр Валентинович, доктор психологических наук, заместитель директора по научной работе Института психологии Российской академии наук, отметил, что жизнеспособность профессионала — узкая, плохо исследованная тема, к которой пришли в результате изучения стресса. Важно, что знак поменялся от отрицательного к положительному: подход к профессионалу с позиций его сильных сторон дает больше потенциала для его развития, чем фиксация на факторах риска.

Плющева Ольга Александровна, кандидат психологических наук, психолог, сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ, говорила о том, что часто путают понятия жизнеспособности и жизнестойкости. Жизнеспособность — более широкое понятие. Человек не только преодолевает неблагоприятные факторы, но и развивается посредством этого, сохраняет предыдущие навыки и приумножает их. В статье перечислены зарубежные методики измерения профессиональной жизнеспособности (отечественных мало и они созданы недавно). Названы программы повышения профессиональной жизнеспособности (в основном в области медицины), а также перспективы её изучения.

Осинцева Анна Александровна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета (ФГБОУ ВО НГТУ), представила статью «Профессиональная жизнеспособность специалистов помогающих профессий: обзор отечественных и зарубежных исследований» — теоретический анализ представлений о жизнеспособности в зарубежной и отечественной психологии. В зарубежной психологии жизнеспособность рассматривается в основном как ресурс и связана с инструментами самопомощи, в отечественной — как свойство личности, основа адаптации через смысловую регуляцию. Жизнеспособность основана на внутренних ресурсах и защитных факторах, которые бывают как внутренние, так и внешние (факторы среды и отношений). Важно, чтобы еще в процессе обучения в ВУЗе студенты научились самоорганизации, эффективным стратегиям взаимодействия (и с коллегами, и с будущими реципиентами).

Материалы по теме мероприятия:

  1. Современная зарубежная психология [Электронный ресурс] / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 12. № 2. М.: МГППУ, 2023. 151 с.
  2. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей [Электронный ресурс] / Н.В. Кочетков, Т.Ю. Маринова, В.А. Орлов, М.Н. Расходчикова, Н.А. Хаймовская // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 43–52. DOI:10.17759/jmfp.2023120204
  3. Карягина Т.Д., Рощина С.Ю. Эмпатия и выгорание у представителей помогающих профессий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 30–42. DOI:10.17759/jmfp.2023120203
  4. Купченко В.Е. Факторы профессионального стресса у медицинского персонала в условиях COVID-19 [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. C. 53–63. DOI:10.17759/jmfp.2023120205
  5. Махнач А.В., Плющева О.А. Влияние факторов риска и защиты на профессиональную жизнеспособность специалистов помогающих профессий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. C. 8–21. DOI:10.17759/jmfp.2023120201
  6. Осинцева А.А., Капустина В.А. Профессиональная жизнеспособность специалистов помогающих профессий: обзор отечественных и зарубежный исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. C. 22–29. DOI:10.17759/jmfp.2023120202