Психологи рассказали об опыте реализации школьного театра для подростков
6 июня 2024 при поддержке «Точки кипения МГППУ» состоялась встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях» на тему – «Театр как технология обучения и развития: опыт работы с подростками». Свыше 90 человек более чем из 30 городов России и других государств проявили интерес к встрече. Среди них участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Барнаула, Белгорода, Воронежа, Гурьевска, Йошкар-Олы, Казани, Калуги, Кемерово, Кисловодска, Константиновска, Липецка, Никольска, Новоайдара, Новосибирска, Пятигорска, Саранска, Северска, Симферополя, Смоленска, Сыктывкара, Тулы, Шадринска, Ярославля, а также Алматы (Казахстан).
Спикеры встречи – руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, кандидат психологических наук Ольга Витальевна Рубцова и научный сотрудник этого же центра Татьяна Анатольевна Поскакалова – рассказали о пятилетнем опыте реализации школьного театра для подростков.
По мнению специалистов, актуальными для подросткового возраста являются те формы организации обучения, в которых подросток может осуществлять «пробующие действия», принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия. Театр может стать площадкой для экспериментирования с ролями, позициями, отношениями.
Участники встречи познакомились с видеоматериалами о научно-исследовательском проекте «Мультимедиа-театр», фрагментами театральных постановок, интервью и мультфильмом, созданным подростками. Было наглядно показано, что в рамках модели «Мультимедиа-театр» делается акцент не столько на драматической стороне театральной постановки, сколько на процессе ее подготовки, участники которого вовлечены в различные виды деятельности (выбор темы и сюжета, написание сценария, распределения ролей, подготовка костюмов и декораций и др). Отдельно было рассказано о мультимедиа-контенте, создаваемом в ходе работе над постановками. Слушатели узнали, что за пять лет действия проекта исследователями было проведено свыше 175 сессий, в которых в общей сложности приняло участие в апробации более 270 подростков. Спикеры рассказали о существенных улучшениях различных показателей (коммуникативных навыков, организаторских способностей, способностей к целеполаганию, школьной мотивации; снижение уровня буллинга, конфликтов и мн.др.) в группах подростков, участвующих в экспериментах.
Выступление спикеров вызвало живой интерес у слушателей, которые задавали разнообразные вопросы: о выборе репертуара для школьного спектакля, о встраивании театральной деятельности в сетку занятий школьников, о том, где проходят репетиции и спектакли; что делать, если несколько человек претендует на одну и туже роль.
Модератором встречи выступил Евгений Феликсович Шведовский (МГППУ).
Видеозапись встречи размещена на YouTube канале портала психологических изданий PsyJournals.ru и ВК канале «Точка кипения МГППУ»
Ранее мы публиковали анонс мероприятия.
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2024–2025 гг. здесь.