Психологи рассказали о новых диагностических методиках оценки настойчивости и реагирования на неопределенности подростков

37
Иллюстрация к новости

16 октября 2024 года при поддержке «Точки кипения МГППУ» состоялась пятая  встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях». Тема встречи – «Нужна ли подросткам настойчивость и как они реагируют на неопределённость».

Интерес к теме был достаточно широким географически – свыше 80 человек зарегистрировались в качестве участников. Среди них участники из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Барнаула, Белгорода, Вологды, Иваново, Ижевска, Калининграда, Краснодара, Михайловска, Новокузнецка, Петрозаводска, Смоленска, Ставрополя, Туапсе, Ульяновска, Уфы, Чебоксар, Челябинска, Ярославля и других городов, а также из Алматы (Казахстан) и Минска (Беларусь). Помимо участия в вебинарной части встречи, прямую трансляцию встречи в моменте смотрели свыше 40 человек.

Слушателям были представлены две стороны одной проблемы – как настойчивость и умение реагировать на неопределенность могут быть связаны у подростков и, как это влияет на их благополучие.

По первой части темы выступила кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA  Наталия Павловна Радчикова, которая рассказала о разработке, апробации и адаптации методики «Шкала реагирования на неопределенность». Она пояснила, что методика состоит из трех субшкал  («Эмоциональное реагирование на неопределенность», «Когнитивное реагирование на неопределенность», «Готовность к переменам и неопределенности»). И обосновала, как методика надежно определяет индивидуальные различия в совладании с неопределенностью и хорошо коррелирует с физиологическими показателями стресса (частота сердцебиений, артериальное давление).

Рассказ о методике вызвал ряд вопросов у слушателей. Так, одна из участниц встречи, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) МГППУ, Галина Леонидовна Козунова, подняла  вопрос о том: почему планирование – это когнитивная реакция на нетерпимость к неопределенности. Казалось бы, когнитивная реакция – это не планирование возможных трудностей, а наоборот, избегание ситуации вообще. Галина Леонидовна рассказала о проведенных центром исследованиях взрослых людей с аутизмом, которым свойственна очень высокая нетерпимость к неопределенности именно перспективная, но она выражается не в планировании контроля, а наоборот, в избегании потенциально стрессовых ситуаций. Мария Антоновна Одинцова пояснила, что «в нашем опроснике когнитивная реакция на неопределенность предполагает прояснение ситуации и ее понимание; когнитивная реакция на неопределенность основана на понимании и прояснении ситуации».

Вторая часть темы была раскрыта кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения  Марией Антоновной Одинцовой. Она представила опыт разработки, апробации и адаптации «Шкалы настойчивости». Методика состоит из трех субшкал – «Настойчивость в достижении целей»,  «Настойчивость в преодолении трудностей»  и «Неуместная настойчивость».

Обе эти совершенно новые диагностические методики были апробированы и адаптированы на больших выборках подростков.

Обсуждая итоги встречи, модератор  Евгений Феликсович Шведовский  (МГППУ) задал спикерам ряд вопросов, в частности: насколько важно учитывать при подобных исследованиях социально-экономические факторы и нестабильность подросткового возраста, а также обсудил со спикерами вопросы, связанные с интерпретацией статистических данных (размер эффекта и др.).

В ходе встречи участники обсудили широкий спектр вопросов: «для чего возможно использовать этот опросник помимо исследовательских целей?», «Как проводилось различие между "очень" и "не очень" стрессогенной трудной жизненной ситуации у подростков?». Было высказано пожелание, чтобы исследование настойчивости было расширено и продолжено среди подростков с ОВЗ, а самая оживленная дискуссия развернулась вокруг понимания, что же такое настойчивость.

Данные исследований будут опубликованы в ближайших выпусках журналов:

Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Козырева Н.В., Сорокова М.Г. Шкала реагирования на неопределенность: адаптация на белорусской выборке // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. (в печати)

Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала настойчивости для подростков: разработка и апробация нового инструмента // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6. (в печати)

Презентация выступления Н.П. Радчиковой

Презентация выступления М.А. Одинцовой

Посмотреть видеозапись встречи  можно на видеоканалах портала психологических изданий PsyJournals:

Календарь следующих вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» здесь.