27 сентября — День воспитателя

349
Иллюстрация к новости

27 сентября в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников, праздник, учрежденный в 2004 году и получивший официальный государственный статус в 2016 году. Этот день приурочен к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге в 1863 году.

История дошкольной педагогики в России насчитывает более 160 лет. Государственная система дошкольного образования начала формироваться после «Декларации по дошкольному воспитанию» в 1917 году, провозгласившей бесплатность и доступность дошкольного образования. В 1918 году был открыт педагогический факультет с дошкольным отделением при Московском университете.

Количество дошкольных учреждений росло, и к 1940 году было охвачено более двух миллионов воспитанников. В 1930-е годы были разработаны первые программы и уставы для детских садов, а также введены ведомственные детские сады.

После Великой Отечественной войны система продолжила развиваться, появились ясли-сады, и в 1964 году была создана единая комплексная программа воспитания. В период реформ 1980-х годов была разработана «Концепция дошкольного воспитания», определившая гуманизацию, развивающий характер образования, дифференциацию и деидеологизацию как основные принципы дошкольного образования. Важным шагом стало принятие в 1992 году первой «Программы воспитания в детском саду», заложившей основу для дальнейшей модернизации системы. В 2000-е годы в России система дошкольного образования реформировалась с целью модернизации и повышения доступности. Основные направления: расширение образовательных программ, преодоление дефицита мест, внедрение новых форм (семейные группы, частные сады), ориентация на индивидуальные потребности ребенка.

В 2010-е годы развитие дошкольного образования в России было связано с принятием ФГОС дошкольного образования (2013 г.). Основными принципами стали вариативность и комплексность, а также гуманистический характер взаимодействия взрослых с детьми. Усилия были направлены на реализацию образовательных программ, соответствующих специфическим формам деятельности детей дошкольного возраста, а также на обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

В истории отечественной дошкольной психологии и педагогики есть множество ярких имен, чьи труды сформировали современные представления о развитии и обучении детей. Среди них особое место занимают Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков и Л.Ф. Обухова.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую теорию, подчеркивая важность социального взаимодействия и зоны ближайшего развития (ЗБР) в обучении.

Д.Б. Эльконин изучал игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте, формирующую личность и воображение.

Н.Н. Поддьяков исследовал детское экспериментирование как способ познания мира и развития познавательной активности.

Л.Ф. Обухова изучала когнитивное развитие детей, разработала концепцию стадий психического развития.

Дошкольное образование требует внимания специалистов разных областей (воспитателей, педагогов, психологов, врачей). Эффективность образования зависит от множества факторов, в том числе от научно-методической поддержки.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) более 20 лет издаёт научные журналы по тематике психологии и образования, обеспечивая преемственность психологических знаний и совершенствование образовательных практик: «Психологическая наука и образование», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник практической психологии образования». Все журналы находятся в свободном доступе на Портале психологических изданий PsyJournals.ru.