Диагностику интеллектуального развития детей 6—8 лет обсудили на дискуссионной площадке

62
Иллюстрация к новости

12 ноября на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся вебинар «Успешность в школе: диагностика интеллектуального развития детей 6—8 лет».

Вначале выступила Наталья Борисовна Шумакова. Она заметила, что в настоящее время при поступлении ребенка в первый класс используется множество диагностических процедур, но часто они носят умозрительный характер. Некоторые методики стандартизировались очень давно, а какие-то и вовсе не прошли процедуру стандартизации,  встает вопрос о правильности их интерпретации. Поэтому существует потребность в научно-обоснованных методах выявления потенциала интеллектуального развития ребенка в период подготовки к школе и начала обучения.

Задача практических психологов образования в том, чтобы помочь определить достигнутый уровень развития и грамотно подойти к вопросу о том, какой уровень обучения подойдет тому или иному ученику. Но трудоемкость некоторых методик, по мнению Натальи Борисовны, тормозит их применение. Если говорить о массовом скрининге, то такие тесты малопригодны. Поэтому авторы пришли выводу, что необходима экспресс-диагностика.

За основу новой методики была взята разработка Елены Игоревны Щеблановой с соавторами «Метод экспресс диагностики интеллектуальных способностей» (МЭДИС). Тест был переработан с учетом более широкого возрастного диапазона (от 6 до 8 лет) и возможности его использования в виде компьютерной диагностики. Доработаны 4 субтеста и добавлен новый оригинальный 5 субтест. В результате был спроектирован  «Тест интеллектуальных способностей первоклассников» (ТИСП). 

В процессе вебинара Наталья Борисовна подробно рассказала о субтестах, процедуре проведения диагностики и ее, местами неожиданных результатах.

Далее выступила Татьяна Николаевна Тихомирова. По ее словам, необходимо проводить исследования, в том числе лонгитюдные, но основная проблема не только ученых, но и практических психологов в нехватке инструментария. Она положительно отметила работу коллег, так как важны скрининговые методы, которые могли бы работать со всем классом и достоверно и надежно определять уровень познавательного развития ребенка. С другой стороны, в тестировании такого рода кроется опасность «навешивания ярлыков», когда не учитывается зона ближайшего развития и многие другие аспекты. «Надо понимать, что ни один тест не дает 100% прогностическую уверенность, поэтому важно грамотное применение и понимание подводных камней. Необходимо соблюдать принцип «не навреди»» — заметила Наталья Борисовна Шумакова.

В конце вебинара, как обычно, состоялась дискуссия со зрителями.

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025—2026 гг. здесь.

Публикация спикеров по теме вебинара:

  1. Шумакова, Н.Б., Щебланова, Е.И., Кошелева, Ю.П., Сорокова, М.Г. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-8 лет: стандартизация методики «Тест интеллектуальных способностей первоклассников» // Психолого-педагогические исследования. — 2025. — № 17(3). — С. 23–41.