Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей

171

Одаренность- это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Одаренность, рабочая концепция/ под ред. Д.Б.Богоявленской.М., 2002).

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Наследственность, влияние среды, собственная активность способствуют развитию одаренности.

Признаки одаренности:

  1. Повышенная активность (некоторым детям требуется меньше времени для сна)
  2. Высокая познавательная активность ( задают много вопросов, разбирают игрушки, часы)
  3. Генерирование новых идей ( придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры)
  4. Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее
  5. Быстрое реагирование на происходящие события
  6. Создание новых необычных стратегий деятельности
  7. Самобытность
  8. Склонность к анализу ситуации
  9. Склонность к выявлению закономерностей
  10. Высокая скорость обучения
  11. Способность к самообучению
  12. Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий
  13. Высокая тербовательность к результатам собственного труда
  14. Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами

Выделяют следующие виды одаренности.

1. По виду деятельности:

  • В практической деятельности – в ремеслах, спортивную и организационную
  • В познавательной деятельности – интеллектуальную
  • В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкаьлную одаренность
  • В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность
  • В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется с создании новых духовных ценностей и служении людям

2. По степени сформированности одаренности

  • актуальная (есть результаты)
  • потенциальная

3. По форме проявления

  • Явная (дочтижения очевидны)
  • Скрытая ( более явными являются трудности)

4. По широте проявлений в различных видах деятельности

  • Общая
  • Специальная

5. По критерию возрастного развития

  • Ранняя одаренность
  • Поздняя одаренность

При кажущемся благополучии многие одаренные дети проявляют высокий уровень тревожности из-за стремления соответствовать ожиданиям взрослых. При завышенной самооценке такие дети берутся за непосильные проблемы, претендуют на роль лидера в учебном коллективе, ориентированы только на успех. Чем одареннее ребенок, чем тоньше унего душа, тем опаснее для него различные эмоциональные потрясения.

Предложенный в статье Лебедевой Д.В. (62) вариант арт-техники можно рассматривать как экспрессивную проективную арт-терапию. Данная программа включает в себя экспресс-диагностику эмоционального состояния ребенка.

Развитие детской умственной одаренности рассматривается в статье Веракса Н.Е. «Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте» (41) в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Под нормативной ситуацией понимается сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на выделенные структурные компоненты умственной одаренности дошкольников: познавательные способности, творческую и познавательную активность.

В зависимости от характера нормативных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая детскую активность и инициативу. В соответствии с ситуацией могут быть выделены три типа правил, регулирующих активность ребенка дошкольного возраста:

  1. запрещающие,
  2. позитивно нормирующие и
  3. нормотворческие.

Образовательная система, которая включает нормативные ситуации, поддерживающие детскую познавательную инициативу, обусловливает эффективное развитие детской одаренности.

Обучение одаренных детей предполагает индивидуализацию учебного процесса, факультативные занятия, организацию уроков по свободному выбору, работу в малых группах, создание на уроках «проблемных ситуации», дифференцированные домашние задания, решение логических задач, решение задач с несколькими ответами, задания на опережение.

Для того, чтобы одаренные дети чувствовали себя комфортнее в школе, а процесс обучения был для них полезнее и интереснее, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Учет возрастных особенностей, предполагающий предъявление требований, адекватных возможностям ребенка
  • Индивидуализация процесса обучения, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка
  • Создание условий для самопознания
  • Опора на «сильное звено», предоставление условий для выражения таланта ребенка в процессе учебной деятельности
  • Создание условий для личностного развития и поддержка познавательной активности, поддержка самостоятельности
  • Использование междисциплинарного подхода на основе интеграции тем из разных областей знаний (76)

Лейтес Н.С. (42) показывает неразрывную взаимосвязь индивидуального и возрастного в признаках умственной одаренности, вводит понятия "возрастные факторы одаренности", "возрастная одаренность". В центре его внимания - трудности диагноза и прогноза.

Хромов В. (50) в своем исследовании рассматривает компоненты компьютерной одаренности: технические компьютерные способности, абстрактно-символьные способности в области программирования, способность входить в особое психологическое состояние, способность иметь глубокую базу знаний и широкий интеллектуальный кругозор, способность к самообучению и самообразованию, мотивация, креативность.

В статье «Школа для особенных» (51) представлена беседа с одним из участников группы по вопросам изучения одаренности Натальей Борисовной Шумаковой. Рассказывается о проблемах одаренных детей и о работе "Школы для одаренных детей", в создании которой принимала участие Н. Шумакова.

Дорофеева Г.А. в статье «Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной Деятельности» (56) приводит результаты анализа отечественных исследований проблемы адаптации первоклассников. В качестве условия, способствующего процессу адаптации к образовательному процессу рассматривается включение в обучение игры.

Рассматривается проблема адаптации "нестандартных" детей к школе (дети с временной задержкой психического развития, дети с психофизическим инфантилизмом, дети с физическими недостатками, одаренные дети). Выделены особенности взаимоотношений первоклассника со взрослым в обучающем пространстве, систематизирован
ряд трудностей, возникающих у детей, сформулированы условия, способствующие адаптации детей к школьному обучению Коваль Т. В. (63) описывает опыт педагогической работы с одаренными детьми с использованием развивающего дискомфорта как метода работы с одаренными школьниками.

В статье Ярцева Д.В. «Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей(68) рассматриваются факторы формирования самооценки, а также источники получения подростком информации о себе и трудности, связанные с отсутствие баланса между личностно-социальным и интеллектуальным взрослением (трудности в общении).

В статье Щеблановой Е.И. (70) приводятся результаты исследования причин неуспешности одаренных школьников. Исследование решало следующие задачи:

1) установить взаимосвязи некоторых психодиагностических показателей и школьной
успеваемости учащихся 5-7 классов;
2) определить когнитивные и мотивационно-личностные особенности учащихся 5-7 классов, успеваемость которых неадекватна высокому уровню их познавательных возможностей

В статье Савенкова А.И. «Детская одаренность как теоретическая проблема» (73) одаренность представлена как сложное многомерное явление. Выявлены три ее характеристики:

  1. мотивация,
  2. креативность
  3. интеллект

Что позволяет понять процесс выявления одаренности и развития потенциала личности.

Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых, перед которыми стоит задача распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их. Книга «Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность» (76) посвящена детям с «двойной исключительностью» - тем, у кого одаренность сочетается с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Авторы рассказывают, как за симптомами СДВГ разглядеть одаренность; как взаимодействовать с дважды исключительными детьми, как их обучать, во что с ними играть, как научиться их ценить и беречь.

Волевая саморегуляция у детей с двойной исключительностью недостаточно сформирована, требуется контроль со стороны взрослых. Эти дети отличаются забывчивостью, но, занимаясь интересующей их деятельностью, могут быть целеустремленными, усидчивыми и ответственными. Но все же чаще это происходит при поддержке взрослых. Дети с двойной исключительностью предпочитают оставаться при своем мнении, готовы действовать самостоятельно, наперекор группе или взрослым.

Стремясь к самостоятельности и независимости, дети с двойной исключительностью хотят всегда сами принимать решения. С этими детьми нужно договариваться. Чем короче период времени, в течение которого ребенок должен контролировать себя, тем легче ему выполнить обещание.

Дети с двойной исключительностью – экспериментаторы, всегда чем-то заняты, что-то пробуют, активны. В процессе диагностики важно рассматривать сильные стороны дважды исключительных детей отдельно от их слабых сторон, не усредняя баллы (76).

Психология одаренности.

Литература по вопросам одаренности

  1. Колисниченко, Н. В.Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности //Журнал прикладной психологии. - М., 2003. - с.26-27.
  2. Лукаш, Елена Юрьевна. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США //Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
  3. Психологические особенности человека: В 2 т./ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев; ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: ЛГУ, 1960 - Т. 2: Способности
  4. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика/ Л.А. Регуш. - Киев: Вища школа, 1997.
  5. Тарасова, Кира Владимировна. Онтогенез музыкальных способностей; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988.
  6. Поиграем - помечтаем: Вообрази себе. - М.: Эйдос, 1994.
  7. Айзенк, Ганс Юрген. Проверьте свои способности. - СПб.: Лань; СПб.: Союз, 1996.
  8. Как определить и развить способности ребенка. - СПб.: РЕСПЕКС,1996.
  9. Одаренные дети: Перевод с английского/ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; - М.: Прогресс, 1991.
  10. Способности и склонности: комплексные исследования/ Под ред.Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика, 1989.
  11. Развитие и диагностика способностей/ Отв.ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991.
  12. Психология общих способностей/ Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999.
  13. Одаренность: дар или испытание/ В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. - М.: Знание, 1990.
  14. Винокурова, Н.К.Магия интелекта или книга о том,когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых/ Н.К. Винокурова, Н.К. Винокурова. - М.: "Эйдос", 1994.
  15. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред.В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990.
  16. Мейснер, Тони. Вундеркинды.Реализованные и нереализованные способности. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
  17. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр./ Отв.ред. С.З. Гончаров. - Свердловск: СИПИ, 1990.
  18. Мнемические способности: развитие и диагностика/ В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 1990.
  19. Видинеев, Николай Васильевич.
    Природа интеллектуальных способностей человека.- М.: Мысль, 1989.
  20. Кадыров Б. Р.Способности и склонности: Психофизиол. исслед. - Ташкент: Фан, 1990.
  21. Шадриков В. Д.Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 1996.
  22. Бине А.Измерение умственных способностей. - СПб.: Союз, 1999.
  23. Винокурова Н. К.Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М.: АСТ-Пресс, 1999.
  24. Способности и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов/ Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д. Ушинского; [Редкол.: Н.П.Воронин (отв.ред.) и др.]. - Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1989.
  25. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ [В.Н. Дружинин, Е.А. Миронов, А.В. Карпов и др.]; Под ред. В.Д. Шадрикова. - Саратов: Саратовский университет, 1989. 
  26. Лук, А.Н. Психология творчества; Акад. наук СССР; Отв. ред. В.А. Лекторский; Академия наук СССР . - М.: Наука, 1978. - 128 с.
  27. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
  28. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. - 143, [1] с.
  29. Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей/Вопросы психологии. - М., 2004. - N2. - С. 119-127.
  30. II Международная конференция по проблемам одаренности/ Д. Б. Богоявленская //Вопросы психологии. - М., 2004. - N3. - С. 120-121
  31. Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США/Вопросы психологии. - М., 2004. - N4. - С. 22-30.
  32. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/ А. Миллер. - 2-е издание. - М.: Академический проект, 2003.
  33. Лосева, Алла Аскольдовна. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.
  34. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия, 1996.
  35. Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности: (Патографические описания жизни и творчества великих людей)/ Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев; Сост. и общ. ред. В.М. Свининникова, Ю.Л. Кириллова. - М.: Новь, 1999.
  36. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000.
  37. Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000.
  38. Кулагина И.Ю.Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие для студ. и преподавателей/ И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 1999.
  39. Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
  40. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000.
  41. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- 2003.- N 6.- С. 17-31.
  42. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы
    психологии.- 2003.- N 4.- С. 13-18.
  43. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- N 6.- С. 27 - 32.
  44. Шахматный талант: Божий дар или наказание?: (К вопросу о
    децентрации в системе дополнительного образования детей) / С.В.
    Барканов // Народное образование.- 2002.- N 9.- С. 30-32.
  45. Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система // Лучшие страницы педагогической прессы.- 2002.- N 6.-
    С. 71-78.
  46. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Прикладная психология и психоанализ.- 2002.- N 4.- С. 60-74.
  47. Ермолова Т. Одаренный ребенок: подарок или наказание судьбы? / Эстетическое воспитание.- 2001.- N 3.- С. 43-46.
  48. Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей / Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.- С. 59-63.
  49. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов
    одаренности / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и
    образование.- 2002.- N 1.- С. 51-58.
  50. Хромов В. Ботаны, асы и хакеры: Специфика детской компьютерной
    одаренности // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 35-37.
  51. Школа для особенных / Наталья Борисовна Шумакова; Беседу
    вел Александр Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 25-30.
  52. Седов А. Биология одаренности / А. Седов, А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 41-50.
  53. Хромова Т. Трудно ли учить вундеркиндов?: Педагогические проблемы работы с одаренными детьми // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 31-34.
  54. Пасевич В.А. Станут ли вундеркинды гроссмейстерами, или как работать с сильнейшими учениками // Открытая школа. – 2002. - № 2. – С. 5-9; Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 4. – С. 29-33.
  55. Казымова Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации // Школа.- 2001.- N 5.- С. 73-77.
  56. Дорофеева Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология.- 2001.- N 3.- С. 75-83.
  57. Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001.- N 4.- С. 30-44.
  58. Психологические предпосылки творческого мышления: По автобиографическим материалам П.А. Флоренского / Алексей Михайлович Матюшкин // Мир психологии.- 2001.- N 1.- С. 128-141.
  59. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б.Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и
    образование.- 2000.- N 4.- С. 5-13.
  60. Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.- 2001.- N 1.- С. 153-156.
  61. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.
  62. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование.-
    2000.- N 1.- С. 115-118.
  63. Коваль Т. В. Одаренный ребенок нуждается в... дискомфорте:
    Практический опыт педагогической работы с одаренными детьми //
    Лицейское и гимназическое образование.- 1999.- N 6.- С. 68-71.
  64. Пуфаль-Струзик И. Препятствия в развитии одаренных учеников в школе
  65. Панов В. Не только дар, но и испытание: [Об одаренных детях] // Директор школы.- 2000.- N 3.- С. 56-62.
  66. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 36-47.
  67. Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.- 1999.- N 9.- С. 183-185.
  68. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей // Прикладная психология.- 1999.- N4.- С. 75-79.
  69. Панов В. Одаренность - что она есть и как с ней быть?: [Об
    особенностях обучения одаренных детей в школе] / Виктор Панов; Подгот. В. Рыбаков // Домашнее воспитание.- 2000.- N 4.- С. 86-89.
  70. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. – 1999. - № 3. – С. 41-51.
  71. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования // Дошкольное воспитание.- 1999.- N 12.- С. 2-14.
  72. Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч.- 1999.- N 6.- С. 70-72.
  73. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.- 2000.- N 1.- С. 94-100.
  74. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми
  75. Фокина Е. А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы
  76. Монина Г., Рузина М. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010