Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности 1220

Бац Н.Н.
аспирант МГППИ, специалист Центра трудоустройства факультета психологии образования МГППИ, Москва, Россия

Маркова Н.Г.
аспирант МГППИ, специалист Центра трудоустройства факультета психологии образования МГППИ, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена изучению взаимоотношению креативности и интеллекта одаренных детей – учащихся физико-математической школы. Авторы опирались на модель одаренности Дж.Рензулли. Полученные данные представляют большой интерес с точки зрения составления общей картины продуктивного творческого мыслительного процесса. Особенно ценны данные о взаимосвязи между двумя компонентами одаренности – уровнем интеллекта и креативности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особенности одаренного ребенка

Психологическая литература предлагает следующие описания личностных особенностей
и характера умственных действий одаренного ребенка.

Ю. З. Гильбух отмечает «необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности; быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативностью памяти; богатство активного словаря; быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций; выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения; владение основными компонентами умения учиться» [2].

Л. Холлингуорт выделяет «неприязнь к школе, особую направленность игровых интересов, нонконформизм, погруженность в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием». Д. Уитмор подчеркивает «стремление к совершенству, ощущение неудовлетворенности, нереалистические идеи, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость» (цит. по [7]).

Характеристики когнитивного развития одаренного ребенка описаны А. И. Савенковым в его работе «Одаренный ребенок, особенности психического развития». Это высокая концентрация внимания, отличная память (за счет категоризации, систематизации и структурирования информации), гибкость мышления, склонность к задачам дивергентного типа, способность к прогнозированию [7].

Ю. З. Гильбухом с соавторами был выявлен ряд следующих регулятивных навыков в умственной деятельности одаренных детей:

  • осуществление по собственной инициативе тщательного анализа поставленной задачи с целью уяснения ее смысла;
  • планирование предстоящих действий;
  • использование при необходимости ограниченного числа манипуляций для осуществления целенаправленных поисковых проб;
  • умение построить четкий образ цели, осознать критерии качества будущего продукта;
  • неуклонное подчинение выполняемых действий этим ориентирам;
  • непрерывный контроль за ходом познавательного процесса.
Литература
  1. Богоявленская Д. Б. Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
  2. Гильбух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии.1990. № 4.
  3. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  4. Одаренные дети. М., 1991.
  5. Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
  6. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3.
  7. Савенков А. И. Одаренный ребенок, особенности психического развития // Магистр. 1997. № 5
  8. Юркевич B. C. Другая одаренность // Семья и школа. 1995. № 9.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика