Концептуальные основы построения в сфере образования системы профилактики зависимого поведения

Общая информация

Рубрика издания: Пленарное заседание

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Аршинова В.В. Концептуальные основы построения в сфере образования системы профилактики зависимого поведения // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Реализуемая в США и Европейских странах государственная политика в области профилактики аддиктивного поведения опирается на системный подход и постоянное инновационное и информационное обновление своих ресурсов. Ведущим научным направлением в области профилактики и реабилитации аддиктивного поведения являются гуманитарные и социальные, естественные и технические науки, такие как: психология и педагогика, социология и экономика, медицина и биология, физика и математика, информатика и телекоммуникации. В профилактическую деятельность этих стран активно привлекается духовно-нравственное просвещение, предлагаемое ведущими конфессиями. Достижения мирового научного сообщества активно трансформируются в инновационные предложения для использования их в практических профилактических целях. Эта тенденция прослеживается при анализе научной литературы в мировых электронных информационных ресурсах.

<...>

Полный текст

Реализуемая в США и Европейских странах государственная политика в области профилактики аддиктивного поведения опирается на системный подход и постоянное инновационное  и информационное обновление своих ресурсов. Ведущим научным направлением в области профилактики  и реабилитации аддиктивного поведения являются гуманитарные и социальные, естественные  и технические науки, такие как: психология и педагогика, социология и экономика, медицина и биология, физика и математика, информатика и телекоммуникации. В профилактическую деятельность этих стран активно привлекается духовно-нравственное просвещение, предлагаемое ведущими конфессиями. Достижения мирового научного сообщества активно трансформируются в инновационные предложения для использования их в практических профилактических целях.  Эта тенденция прослеживается  при анализе научной литературы в мировых электронных информационных ресурсах.

Сфера образования этих стран является лидером в разработке и реализации мер профилактики, основные средства которой направляются на первичную профилактику девиантного, в том числе аддиктивного, поведения среди детей и подростков и их семей. Сфера образования также активно проводит вторичную и третичную профилактику в данной области. При этом сфере медицинского обеспечения отводится ведущая роль в реабилитации, коррекции и восстановлении лиц, страдающих девиациями, в том числе аддиктивным поведением. В этой работе значительная роль отводится религиозным и общественным организациям.

Для целенаправленной и научно обоснованной работы в  области профилактики и реабилитации девиантного поведения в США и Европейских странах созданы и активно развиваются межведомственные научно-исследовательские институты и центры социальной и духовной практики. Они разрабатывают нормативы и стандарты проводимых мероприятий  среди различных возрастных групп и культурных сообществ населения, в соответствии с видом девиантного поведения, которое является риском преждевременной смерти.

Проводимые и разрабатываемые методы в области профилактики и реабилитации девиантного поведения создаются  не хаотично, а в определенной системе взаимодействия внутри- и между различными социальными сферами. Не формализованные такой системой  ситуации разрешаются с привлечением органов правопорядка и судопроизводства, которые на основе законодательства этих стран в принудительном режиме назначают те или иные профилактические или реабилитационные мероприятия.

В этих странах ведется постоянный мониторинг ситуации девиантного поведения населения и оказания ему профилактических и реабилитационных услуг, как инструмент генерации единого информационного пространства в масштабах всего общества. Результаты мониторинга позволяют увидеть целостную картину профилактической и реабилитационной деятельности и прогнозировать социальный формат сбережения, расширения и развития здорового образа жизни общества. Однако для каждого участника  профилактического  и реабилитационного пространства существует своя степень доступности к информации мониторинга, которая заранее предопределена статусом субъекта в системе профилактического и реабилитационного взаимодействия.

Контролирующую роль в формировании целостного профилактического информационного пространства играют общественные и религиозные организации. С их помощью ведется непрестанный надзор за выполнением законодательных актов, социокультурных, нравственных и конфессионально обусловленных традиций народов, проживающих в этих странах. Общественные, религиозные и научные организации являются активными участниками и держателями профилактических средств массовой информации, что обеспечивает актуальность и адресность всей целенаправленной профилактической и реабилитационной работы в стране.

Материально-финансовое обеспечение системы профилактики и реабилитации девиантного поведения носит комплексный характер, в нем участвуют государственные органы, территориальные администрации, предприятия, общественные и религиозные организации, а также граждане страны. Средства формируются из страховых взносов от каждого участника профилактического и реабилитационного процесса. Страхование выстроено таким образом, что для каждого субъекта профилактической и реабилитационной работы поддерживается постоянная привлекательность и  социальная престижность участия в данном виде страхования.  Данный вид страхования выстроен на принципах свободы от  синдрома «выработанной беспомощности», которым страдают многие мировые виды обязательного государственного страхования: пенсионного обеспечения, социальной защиты, и др.

Финансовые средства страхования позволяют обеспечивать  мероприятия в различных социальных сферах, проводящих обязательную работу по профилактике и реабилитации среди различных слоев населения. Эти средства, прежде всего, направлены в сферу образования для  разноплановой работы, проводимой с детьми, подростками и молодежью.  Финансовые ресурсы страхования являются основными средствами для поддержки благотворительных, общественных и религиозных фондов и организаций, ведущих адресную работу с населением и предоставляющих финансовое и материальное обеспечение социальной активности граждан,  направленной на сохранение, расширение и развитие здоровья. Полученные средства от страхования участвуют в перераспределении финансовых потоков: от производства товаров и услуг деструктивного характера  - в развитие индустрии здоровья этих стран. Также средства от страхования направляются на подготовку кадрового состава, развитие научных направлений, инновационной инфраструктуры, информатизации и телекоммуникации и развитие самой системы профилактики и реабилитации девиантного, в том числе и аддиктивного поведения. Они по определению не включают в себя обеспечение мероприятий, проводимых государственными органами правопорядка и судопроизводства.

Управление системой  профилактики и реабилитации девиантного поведения  в США и Европейских странах находится в подчинении высших и местных эшелонов власти, сохраняя относительную территориальную и культурную автономию и самостоятельность. Алгоритм управления системой  профилактики и реабилитации девиантного поведения  выстроен на законах регулирования воспроизводства и развития нематериальных ресурсов, таких как: «здоровье», «норма», «благополучие», «качество жизни», «духовное развитие». Одним из ведущих системных факторов, объединяющим  все усилия государства и общества по профилактике и реабилитации в единую  сеть, служит такой психологический и социологический конструкт, как «жизнестойкость». Жизнестойкость человека рассматривается как ресурсная система человека, позволяющая ему выживать и позитивно развиваться в кризисных ситуациях, и которую необходимо формировать в соответствии с возрастом, предрасположенностью и средовыми условиями.

Сравнение сложившейся отечественной ситуации в области реабилитации и профилактики аддиктивного поведения с современными требованиями к системам профилактической и реабилитационной работы указывает на необходимость реализации срочных широкомасштабных мер по оздоровлению нации.  Это сравнение выявляет слабости отечественного подхода и сильные стороны западных стран в области профилактики и реабилитации, несмотря на то, что на поверхности нам открывается и становится прозрачной лишь часть деятельности данной системы. Большая ее часть скрыта и не предназначена для широкого обсуждения, являясь, скорее всего значимым элементом государственной безопасности этих стран.

Системное осмысление имеющейся научно-практической информации о данной системе позволяет предложить выход, учитывающий социокультурный и духовно-нравственный контекст нашего общества и применимый в различных территориальных образованиях России. Это означает нашу готовность предложить на рассмотрение конструктивное решение профилактической  деятельности  в сфере образования по предотвращению аддиктивного поведения детей и молодежи на уровне Москвы, как субъекта Российской Федерации.

Разработанная авторским коллективом «Концепция становления в сфере образования системы профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи города Москвы» - далее Концепция – 2010, отражает стратегическое научно-обоснованное представление о построении профилактического пространства в городе Москве.

Концепция – 2010 выстроена с учетом отечественного опыта и практических результатов в области профилактики аддиктивного поведения, а также с позиции современных требований к превентивным мерам.

Центральная проблема предшествующей Концепции РФ 2000 г.[1] была связана с ростом химической зависимости среди детей и молодежи. Профилактика рассматривалась в контексте реабилитации, когда единственным критерием успешности профилактической работы являлось наличие или отсутствие самой болезни  (зависимости от психоактивных веществ) или  стремления к потреблению психоактивных веществ. При этом другие формы зависимостей (компьютерная, пищевая, игровая и др.) оставались вне поля зрения специалистов. Вся ответственность возлагалась на врача-нарколога или медицинского работника, как на основных специалистов, занимающихся лечением наркозависимых.

Такой подход противоречит самой сути профилактической работы, так как в центр профилактического вмешательства должна ставиться не болезнь, а факторы здоровья, «нормы», благополучия, качества жизни,  ради сохранения которых и проводится профилактика.

Сужение в межведомственном взаимодействии рамок понимания профилактического вмешательства и его целей привело к сегодняшнему кризису профилактической работы и росту числа лиц, страдающих аддиктивным поведением.

Предлагаемая современная Концепция – 2010   делает попытку решения проблемы, связанной с отсутствием в сфере образования психологических, педагогических и социальных основ для построения системной модели профилактического вмешательства, предупреждающей зависимое поведение у подрастающего поколения.

Новизна Концепции – 2010 заключается в том, что она разработана на основе системного подхода, на который интегрированы психолого-педагогические, воспитательные, социальные, в том числе и медицинские практики профилактического вмешательства в сфере образования.

Ядром Концепции – 2010 предлагается рассматривать феномен «устойчивого развития личности», который лежит в основе воспроизводства внутренних ресурсов развития и саморегуляции, способствует становлению социально-позитивного опыта в преодолении жизненных трудностей, стрессовых и кризисных ситуаций, вырабатывает «психологический иммунитет» против зависимого поведения.  Новая расстановка акцентов подразумевает, что результатом профилактической работы становится формирование у подрастающего поколения ответственного стиля жизни и профилактического поведения, ведущих к стратегиям здоровьесбережения. Исходя из значимости, феномен «устойчивого развития личности» становится основой современного профилактического вмешательства, направленного на предотвращение зависимого поведения.

В Концепции – 2010  предлагается модель профилактической системы, которая строится на четырех измерениях: научном подходе, профессионализме, стандартизации, финансовом механизме самообеспечения. Она предполагает разработку единой долгосрочной научной платформы профилактического вмешательства с учетом возрастных и социокультурных особенностей профилактируемых. Междисциплинарный научный подход становится основой для разработки понятийного аппарата, показателей результативности и эффективности программ психолого-педагогической, воспитательной, социальной, в том числе  и медицинской, практики.

Научный подход, предлагаемый Концепцией – 2010,  дает возможность выстроить стандарты профилактической деятельности и механизмы их обеспечения через применение инструментов признания и подготовку кадрового состава нового поколения специалистов в области превентологии и аддиктоглогии.

Как показывает мировая практика, в области профилактической деятельности, благодаря апробации и внедрению научных разработок, все виды и формы профилактического вмешательства приобретают принципиально иное качество, которое позволяет применить к ним инструменты признания: сертификации, аккредитации и др. Инструменты признания, взятые на вооружение общественными профессиональными сообществами, станут результатом действия менеджмента качеством профилактической деятельности. Современный уровень качества профилактических услуг будет обеспечивать сеть психолого-социальных служб образовательных учреждений, центров психолого-медико-социального сопровождения, при координации научных подразделений ведущих вузов Москвы.

В свою очередь, критерии соответствия сертификации и аккредитации потребуют подготовку специалистов в области реабилитации и  профилактики зависимостей на высоком профессиональном уровне и поддержания современного уровня качества профилактической деятельности. Профессиональная подготовка кадров будет осуществляться в зависимости от квалификационного уровня специалистов по специально разработанным программам повышения квалификации и переподготовки, а также в  рамках получения второго высшего образования, присвоения магистерских и научных степеней.

Финансирование мероприятий, предложенных в Концепции – 2010, может быть обеспечено за счет консолидированных  средств[2] страхования жизни детей, подростков и молодежи, что позволит выстроить необходимый объем и качество профилактических  психотерапевтических, психологических, воспитательных и социальных вмешательств.

Таким образом, созданная система профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи в сфере образования города Москвы позволит родителям и обществу эффективно управлять необходимым каждому ребенку адресным профилактическим вмешательством, которое совместно с духовно-нравственным воспитанием станет залогом становления благополучия  и высокого качества жизни для подрастающего поколения.

Предложенная «Концепция становления в сфере образования системы профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи города Москвы»  выстраивает новую парадигму знаний и практики в области профилактики зависимого поведения. Ее ключевые  положения дают основание для успешной реализации отечественной профилактической работы  на качественно новом уровне, соответствующем современной мировой практике. Концептуальный подход позволяет рассматривать  профилактическое вмешательство в области зависимого поведения не только с точки зрения моделирования системы  профилактики, но как основу для воспитания.

Построение системы профилактики в сфере образования по предлагаемому концептуальному алгоритму позволяют оптимально и в кратчайшие сроки консолидировать усилия, начать активную подготовку и переподготовку кадров нового поколения для профилактической деятельности.

Предложенные в Концепции финансово-экономические механизмы позволят обеспечить непрерывный рост и оснащение профилактической деятельности современными средствами.

Научное сопровождение всей профилактической деятельности становится базисом для развития психолого-педагогических, воспитательных и социальных практик и совершенствования профессионального роста специалистов нового поколения – превентологов и аддиктологов.

Предлагаемые законодательные принципы построения профилактической деятельности обеспечивают  достижении поставленных целей. Результаты по неуклонному и стойкому снижению зависимого поведения среди подрастающего поколения  реальны вследствие централизации системного фактора – устойчивого развития личности на всех уровнях и в формах профилактической работы и достижения так называемого системного эффекта. Другими словами, централизация системного фактора достигается, с одной стороны, через организацию работ в учреждении образования, в семье, индивидуально и в группе, направленную на формирование устойчивого развития личности, с другой стороны, мониторинг системных мероприятий осуществляется в параллельном сопоставлении показателей, относящихся к зависимому поведению и центральному системному фактору. Одновременно с этим каждый компонент системы профилактики и все компоненты  вместе направлены на формирование центрального системного фактора, что позволяет качественно, эффективно и в достаточно короткие сроки провести организацию профилактического пространства, обеспечить привлечение профилактических ресурсов, формирование объектов и механизмов профилактики.

Реализация основных направлений Концепции создает фундамент для возрождения первородного ценностно-смыслового ориентира отечественного образования - формирование и развитие духовно-нравственного потенциала  детей, молодежи и семьи в соответствии с высшими стремлениями человечества,  а профилактическая и реабилитационная работа, направленная на предотвращение аддиктивного поведения, гармонично встраивается  в современную систему отечественного образования, организуя ее целостность, сохраняя и обогащая ее лучшие культурные традиции.



[1] Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде //Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, А.М. Басов, Л.А. Котельникова, п/ред. Г.Н. Тростанецкой/ М. 2000 – 74с.

[2] Консолидированные средства формируются через накопительные страховые взносы для каждого ребенка - жителя города Москвы,  от администрации, территориальных предприятий, системы образования, родителей. Оптимизацию предлагаемого механизма  можно осуществить соединив страховые средства с фондами обеспечивающими существующую социальную карту школьника.

Информация об авторах

Аршинова Виктория Викторовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории медико-психологической реабилитации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: varsheenova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4466
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2