Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Антоненко А.А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Интернет используется все чаще в самых разных сферах жизни. Он стал распространенным у подростков всего мира средством, помогающим в учебе и дающем неограниченные ресурсы для развлечений.

Чтобы улучшить школьную успеваемость и свою конкурентоспособность, подростки используют Интернет. Однако чрезмерное использование приводит и к негативным последствиям (11). Подростки, зависимые от интернета часто страдают от проблем в повседневной жизни, ухудшения школьной успеваемости, тяжелых отношений внутри семьи и перепадов настроения. (9). В связи с этим особое значение приобретает профилактика интернет-зависимого поведения, в частности, своевременное выявление личностных факторов риска формирования интернет-зависимости. (4).

Одним из наименее изученных личностных свойств, влияющих на развитие интернет зависимости, является социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (1). Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ».

<...>

Полный текст

Интернет используется все чаще в самых разных сферах жизни. Он стал распространенным у подростков всего мира средством, помогающим в учебе и дающем неограниченные ресурсы для развлечений.

Чтобы улучшить школьную успеваемость и свою конкурентоспособность, подростки используют Интернет. Однако чрезмерное использование приводит и к негативным последствиям (11). Подростки, зависимые от интернета часто страдают от проблем в повседневной жизни, ухудшения школьной успеваемости, тяжелых отношений внутри семьи и перепадов настроения. (9). В связи с этим особое значение приобретает профилактика интернет-зависимого поведения, в частности, своевременное выявление личностных факторов риска формирования интернет-зависимости. (4).

Одним из наименее изученных личностных свойств, влияющих на развитие интернет зависимости, является социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (1). Социальный интеллект  обеспечивает понимание поступков  и действий, речи, а также невербального  поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает  как когнитивная составляющая коммуникативных  способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ».

В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. (13). Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).

Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. К процессам, составляющим социальный интеллект, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.

По мнению Г.Оллпорта, социальный интеллект-это «социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания»(12).

В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Однако автор связывает его более с поведенческим умением, чем с познавательной способностью.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ».

В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения (1).

С целью исследовать особенности эмоциональной и личностной сферы подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению, нами было проведено исследование на учениках московских школ.

В исследовании участвовали 100 подростков.

Для достижения поставленных задачи были использованы методики:

  1. Тест на Интернет-зависимость К. Янг (адаптация Буровой Л.)
  2. Тест на выявление Интернет-зависимости Чен (Шкала CIAS).
  3. Методика исследования социального интеллекта Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой). 
  4. Анкета участника (с целью сбора социальной информации).

Критерии включения в экспериментальную группу были следующие:

Высокий балл (50-79 для склонных и 80 и выше для достоверно зависимых) по тесту К. Янг.

Наличие как минимум двух критериев зависимого поведения по данным специально созданной анкеты участников исследования.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап-диагностика склонности к Интернет-зависимому поведению, и формирование групп. Второй этап -исследование особенностей эмоционального и социального интеллекта.

По результатам первичной диагностики, включающей методики Янг и анкету участника иследования на выявления Интернет-зависимости, были сформированы две группы-экспериментальная и контрольная.

В экспериментальную группу зависимым от интернета поведением вошли 32 подростка (22 мальчика и 10 девочек), средний возраст 15, 4 лет. 

В контрольную группу сравнения численностью 35 человек вошли 23 мальчика и 12 девочек, средний возраст 15.6 лет.

Обсуждение результатов.

Особенности социального интеллекта.

Мы предполагали, что социальный интеллект - то есть способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов,  - имеет влияние на возникновение зависимости (1),

Таблица средних рангов показателей социального интеллекта

Склонные к зависимому поведению (n=32)

Контрольная группа(n=35)

P
Субтест 1 43,94 42,90 0,909
Субтест 2 36,56 43,67 0,431
Субтест 3 34,81 43,85 0,316
Субтест 4 46,75 42,61 0,649
Субтест 5 35,88 43,2 0,418

Средний и низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. Также важно принимать во внимание половые различия. Так, девочки демонстрируют более высокий уровень развития социального интеллекта, чем мальчики, по такому параметру, как "Вербальная экспрессия".

Лица с более высокими оценками обладают чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, - это помогает им правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность) (Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.Ушакова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004).

Мы предполагали, что более низкий социальный интеллект способствует возникновению Интернет-аддикции, так как человек, находящийся онлайн, может сам выбирать - хочет ли он виртуального общения или нет.

Общение в сети Интернет имеет некоторые особенности. Первое, что бросается в глаза – это отсутствие невербальных процессов, соответственно невозможно прочтение мимики, жестов своего Интернет-собеседника; следовательно, затрудняется получение полной информации о содержании и эмоциональной окраске  речи собеседника. Смайлики и остальные принятые в Интернет-сообществе обозначения эмоций являются лишь суррогатом общения, которое из-за своей ограниченности не может развиться.

Мы не получили статистически значимых результатов по уровню развития социального интеллекта, однако, если рассматривать различия на уровне тенденций, то мы видим, что группа  испытуемых, склонных к Интернет-зависимому поведению, демонстрирует меньшее владение языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык.

В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Как говорилось ранее, это может быть вызвано невозможностью невербального общения в сети Интернет, так как оно происходит в основном в виде текстовых сообщений, не передающих эмоциональной окраски сообщения. Популярное общение через веб-камеры тоже не может передать полноту оттенков эмоционального общения из-за несовершенства качества связи.

Также группа испытуемых продемонстрировала тенденцию к худшему распознаванию различных смыслов, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, нежели группа сравнения.

Такие люди часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Однако предстоит выяснить, является это предпосылкой или следствием Интернет-зависимого поведения, так как подростки могут уходить в виртуальную реальность из-за того, что там проще общаться и правильно понимать своего собеседника, - или же мы наблюдаем следствие утраты способности различать оттенки речи – эта способность после продолжительного опыта Интернет-общения, очевидно, перестает развиваться за ненадобностью.

Литература

  1. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения
  2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5.
  3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3.
  4. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков – 2005 –Т.5–№2– стр.20-27.
  5. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Личностно-характерологические и социальные факторы риска формирования склонности к Интернет-зависимости у подростков.// Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Под ред. А.Е. Войскунского – 2009 – стр. 199-211
  6. Радионова М.С., Спиркина Т.С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Ред.-сост. А.Е. Войскунский – 2009 – стр.113-137.
  7. Егоров А.Ю. Нехимические аддикции - СПб.: Речь, 2007, 190с.
  8. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития /Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009
  9. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Личностно-характерологические и социальные факторы риска формирования склонности к интернет-зависимости у подростков// Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития /Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009-стр. 199-211
  10. Подборка различных материалов по эмоциональному интеллекту: основные модели эмоционального интеллекта, цитаты об EQ http://www.eqspb.ru/eq.htm
  11. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития /Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009
  12. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.Ушакова. . М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  13. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта.

Информация об авторах

Антоненко Анна Анатольевна, аспирант МГМСУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 9850
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3