Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению
Общая информация
Рубрика издания: Секционные заседания
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Антоненко А.А. Особенности эмоционального и социального интеллекта у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
Фрагмент статьи
Интернет используется все чаще в самых разных сферах жизни. Он стал распространенным у подростков всего мира средством, помогающим в учебе и дающем неограниченные ресурсы для развлечений.
Чтобы улучшить школьную успеваемость и свою конкурентоспособность, подростки используют Интернет. Однако чрезмерное использование приводит и к негативным последствиям (11). Подростки, зависимые от интернета часто страдают от проблем в повседневной жизни, ухудшения школьной успеваемости, тяжелых отношений внутри семьи и перепадов настроения. (9). В связи с этим особое значение приобретает профилактика интернет-зависимого поведения, в частности, своевременное выявление личностных факторов риска формирования интернет-зависимости. (4).
Одним из наименее изученных личностных свойств, влияющих на развитие интернет зависимости, является социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (1). Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ».
<...>
Полный текст
Интернет используется все чаще в самых разных сферах жизни. Он стал распространенным у подростков всего мира средством, помогающим в учебе и дающем неограниченные ресурсы для развлечений.
Чтобы улучшить школьную успеваемость и свою конкурентоспособность, подростки используют Интернет. Однако чрезмерное использование приводит и к негативным последствиям (11). Подростки, зависимые от интернета часто страдают от проблем в повседневной жизни, ухудшения школьной успеваемости, тяжелых отношений внутри семьи и перепадов настроения. (9). В связи с этим особое значение приобретает профилактика интернет-зависимого поведения, в частности, своевременное выявление личностных факторов риска формирования интернет-зависимости. (4).
Одним из наименее изученных личностных свойств, влияющих на развитие интернет зависимости, является социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации (1). Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ».
В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. (13). Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).
Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. К процессам, составляющим социальный интеллект, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.
По мнению Г.Оллпорта, социальный интеллект-это «социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания»(12).
В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Однако автор связывает его более с поведенческим умением, чем с познавательной способностью.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ».
В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения (1).
С целью исследовать особенности эмоциональной и личностной сферы подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению, нами было проведено исследование на учениках московских школ.
В исследовании участвовали 100 подростков.
Для достижения поставленных задачи были использованы методики:
-
Тест на Интернет-зависимость К. Янг (адаптация Буровой Л.)
-
Тест на выявление Интернет-зависимости Чен (Шкала CIAS).
-
Методика исследования социального интеллекта Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой).
-
Анкета участника (с целью сбора социальной информации).
Критерии включения в экспериментальную группу были следующие:
Высокий балл (50-79 для склонных и 80 и выше для достоверно зависимых) по тесту К. Янг.
Наличие как минимум двух критериев зависимого поведения по данным специально созданной анкеты участников исследования.
Исследование проводилось в два этапа. Первый этап-диагностика склонности к Интернет-зависимому поведению, и формирование групп. Второй этап -исследование особенностей эмоционального и социального интеллекта.
По результатам первичной диагностики, включающей методики Янг и анкету участника иследования на выявления Интернет-зависимости, были сформированы две группы-экспериментальная и контрольная.
В экспериментальную группу зависимым от интернета поведением вошли 32 подростка (22 мальчика и 10 девочек), средний возраст 15, 4 лет.
В контрольную группу сравнения численностью 35 человек вошли 23 мальчика и 12 девочек, средний возраст 15.6 лет.
Обсуждение результатов.
Особенности социального интеллекта.
Мы предполагали, что социальный интеллект - то есть способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, - имеет влияние на возникновение зависимости (1),
Таблица средних рангов показателей социального интеллекта
Склонные к зависимому поведению (n=32) |
Контрольная группа(n=35) |
P | |
Субтест 1 | 43,94 | 42,90 | 0,909 |
Субтест 2 | 36,56 | 43,67 | 0,431 |
Субтест 3 | 34,81 | 43,85 | 0,316 |
Субтест 4 | 46,75 | 42,61 | 0,649 |
Субтест 5 | 35,88 | 43,2 | 0,418 |
Средний и низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. Также важно принимать во внимание половые различия. Так, девочки демонстрируют более высокий уровень развития социального интеллекта, чем мальчики, по такому параметру, как "Вербальная экспрессия".
Лица с более высокими оценками обладают чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, - это помогает им правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность) (Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.Ушакова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004).
Мы предполагали, что более низкий социальный интеллект способствует возникновению Интернет-аддикции, так как человек, находящийся онлайн, может сам выбирать - хочет ли он виртуального общения или нет.
Общение в сети Интернет имеет некоторые особенности. Первое, что бросается в глаза – это отсутствие невербальных процессов, соответственно невозможно прочтение мимики, жестов своего Интернет-собеседника; следовательно, затрудняется получение полной информации о содержании и эмоциональной окраске речи собеседника. Смайлики и остальные принятые в Интернет-сообществе обозначения эмоций являются лишь суррогатом общения, которое из-за своей ограниченности не может развиться.
Мы не получили статистически значимых результатов по уровню развития социального интеллекта, однако, если рассматривать различия на уровне тенденций, то мы видим, что группа испытуемых, склонных к Интернет-зависимому поведению, демонстрирует меньшее владение языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык.
В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.
Как говорилось ранее, это может быть вызвано невозможностью невербального общения в сети Интернет, так как оно происходит в основном в виде текстовых сообщений, не передающих эмоциональной окраски сообщения. Популярное общение через веб-камеры тоже не может передать полноту оттенков эмоционального общения из-за несовершенства качества связи.
Также группа испытуемых продемонстрировала тенденцию к худшему распознаванию различных смыслов, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, нежели группа сравнения.
Такие люди часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Однако предстоит выяснить, является это предпосылкой или следствием Интернет-зависимого поведения, так как подростки могут уходить в виртуальную реальность из-за того, что там проще общаться и правильно понимать своего собеседника, - или же мы наблюдаем следствие утраты способности различать оттенки речи – эта способность после продолжительного опыта Интернет-общения, очевидно, перестает развиваться за ненадобностью.
Литература
-
Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения
-
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5.
-
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3.
-
Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков – 2005 –Т.5–№2– стр.20-27.
-
Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Личностно-характерологические и социальные факторы риска формирования склонности к Интернет-зависимости у подростков.// Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Под ред. А.Е. Войскунского – 2009 – стр. 199-211
-
Радионова М.С., Спиркина Т.С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Ред.-сост. А.Е. Войскунский – 2009 – стр.113-137.
-
Егоров А.Ю. Нехимические аддикции - СПб.: Речь, 2007, 190с.
-
Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития /Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009
-
Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Личностно-характерологические и социальные факторы риска формирования склонности к интернет-зависимости у подростков// Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития /Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009-стр. 199-211
-
Подборка различных материалов по эмоциональному интеллекту: основные модели эмоционального интеллекта, цитаты об EQ http://www.eqspb.ru/eq.htm
-
Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития /Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009
-
Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.Ушакова. . М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
-
Савенков А.И. Концепция социального интеллекта.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 9866
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12