Профилактика аддиктивного поведения в условиях государственного образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Волохатова В.М., Микрюкова Ю.М. Профилактика аддиктивного поведения в условиях государственного образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Ежегодно около 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Важный аспект подготовки ребенка–сироты к жизни в социуме – воспитание его полноценной гармоничной личностью, обладающей психическим и нравственным здоровьем, свободной от всех видов зависимостей.

В условиях сиротского учреждения профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам, а также компьютерной зависимости.

При разработке комплекса мер была проведена диагностическая работа, направленная на изучение особенностей воспитанников сиротского учреждения. По результатам диагностики были сформулированы следующие задачи:

  1. Развитие рефлексивного компонента личности ребенка-сироты.
  2. Эмоциональное развитие воспитанников
  3. Развитие мотивационной сферы

<...>

Полный текст

Ежегодно около 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Важный аспект подготовки ребенка–сироты к жизни в социуме – воспитание его полноценной гармоничной личностью, обладающей психическим и нравственным здоровьем, свободной от всех видов зависимостей.

В условиях сиротского учреждения профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам, а также компьютерной зависимости.

При разработке комплекса мер была проведена диагностическая работа, направленная на изучение особенностей воспитанников сиротского учреждения. По результатам диагностики были сформулированы  следующие задачи:

  1. Развитие рефлексивного компонента личности ребенка-сироты.
  2. Эмоциональное развитие воспитанников
  3. Развитие мотивационной сферы

Основные направления профилактики аддиктивного поведения сирот - это:

  • своевременное выявление воспитанников «группы риска»
  • формирование в детском сообществе негативного отношения к табакокурению, наркомании, алкоголизации и связанным с ней потенциальным правонарушениям;
  • пропаганда и реклама здорового образа жизни, обучение воспитанников навыкам противодействия фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков, табака, алкоголя;
  • психолого-педагогическая и медицинская диагностика зависимого поведения и своевременное выявление лиц, склонных к аддиктивному поведению;
  • повышение уровня осведомленности воспитанников о негативных последствиях употребления наркотиков, табака и алкоголя;
  • изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации психопрофилактики аддиктивного поведения;
  • создание психологически благоприятных условий для проживания воспитанников;
  • популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. И та и другая программа включает в себя три основные задачи:

  1. развитие личностной компетенции (обучение навыкам эффективного общения, принятия решений, выработка жизненной позиции);
  2. выработка и развитие навыков противостояния различным факторам риска;
  3. формирование навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов.

Основными направлениями профилактики аддиктивного поведения в условиях образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у подростков выступают:

  • обеспечение здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
  • использование современных педагогических технологий, направленных на создание благоприятных условий для личностного роста;
  • реализации собственных возможностей и развития у подростка - сироты социальной компетентности и функциональной грамотности, позволяющих ему интегрироваться в социум; установление связей и осуществление взаимодействия со всеми институтами социального воспитания, в том числе с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Работа начинается педагогом–психологом с дошкольной группы воспитанников. Цикл занятий направлен на пропаганду здорового образа жизни.

Вторичная профилактика - Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, а также дети с отягощенным анамнезом. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества (как правило, вновь поступившие воспитанники подросткового возраста) и индвидуальная коррекционная работа с детьми.

Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Данной категории в условиях нашего образовательного учреждения нет.

Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:

  1. Групповая работа. (тренинг поведения, личностный тренинг).
  2. Дискуссии, беседы, индивидуальные и групповые консультации
  3. Мозговые штурмы.
  4. Ролевые игры.

Предполагаемые результаты

  1. Уменьшение факторов риска возникновения аддиктивного поведения воспитанников;
  2. Формирование мотивации на здоровый образ жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий, личностных ресурсов у детей и подростков;
  3. Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

Литература

  1. Змановская Е. В. Девиантология: /Психология отклоняющегося поведени: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  2. Коробкина З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 192с.
  3. Подхватилин Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. - М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 2003. - 144с. - /Психология для всех/.
  5. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176 с.
  6. Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения. //Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 98-106.

Информация об авторах

Волохатова В.М., Директор ГОУ санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 17, 23, Россия

Микрюкова Ю.М., Педагог–психолог Высшей аттестационной категории ГОУ санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 23, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5936
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6