Профилактика аддиктивного поведения в условиях государственного образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Общая информация
Рубрика издания: Секционные заседания
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Волохатова В.М., Микрюкова Ю.М. Профилактика аддиктивного поведения в условиях государственного образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
Фрагмент статьи
Ежегодно около 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Важный аспект подготовки ребенка–сироты к жизни в социуме – воспитание его полноценной гармоничной личностью, обладающей психическим и нравственным здоровьем, свободной от всех видов зависимостей.
В условиях сиротского учреждения профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам, а также компьютерной зависимости.
При разработке комплекса мер была проведена диагностическая работа, направленная на изучение особенностей воспитанников сиротского учреждения. По результатам диагностики были сформулированы следующие задачи:
-
Развитие рефлексивного компонента личности ребенка-сироты.
-
Эмоциональное развитие воспитанников
-
Развитие мотивационной сферы
<...>
Полный текст
Ежегодно около 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Важный аспект подготовки ребенка–сироты к жизни в социуме – воспитание его полноценной гармоничной личностью, обладающей психическим и нравственным здоровьем, свободной от всех видов зависимостей.
В условиях сиротского учреждения профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам, а также компьютерной зависимости.
При разработке комплекса мер была проведена диагностическая работа, направленная на изучение особенностей воспитанников сиротского учреждения. По результатам диагностики были сформулированы следующие задачи:
-
Развитие рефлексивного компонента личности ребенка-сироты.
-
Эмоциональное развитие воспитанников
-
Развитие мотивационной сферы
Основные направления профилактики аддиктивного поведения сирот - это:
-
своевременное выявление воспитанников «группы риска»
-
формирование в детском сообществе негативного отношения к табакокурению, наркомании, алкоголизации и связанным с ней потенциальным правонарушениям;
-
пропаганда и реклама здорового образа жизни, обучение воспитанников навыкам противодействия фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков, табака, алкоголя;
-
психолого-педагогическая и медицинская диагностика зависимого поведения и своевременное выявление лиц, склонных к аддиктивному поведению;
-
повышение уровня осведомленности воспитанников о негативных последствиях употребления наркотиков, табака и алкоголя;
-
изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации психопрофилактики аддиктивного поведения;
-
создание психологически благоприятных условий для проживания воспитанников;
-
популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. И та и другая программа включает в себя три основные задачи:
-
развитие личностной компетенции (обучение навыкам эффективного общения, принятия решений, выработка жизненной позиции);
-
выработка и развитие навыков противостояния различным факторам риска;
-
формирование навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов.
Основными направлениями профилактики аддиктивного поведения в условиях образовательного учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у подростков выступают:
-
обеспечение здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
-
использование современных педагогических технологий, направленных на создание благоприятных условий для личностного роста;
-
реализации собственных возможностей и развития у подростка - сироты социальной компетентности и функциональной грамотности, позволяющих ему интегрироваться в социум; установление связей и осуществление взаимодействия со всеми институтами социального воспитания, в том числе с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика - комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Работа начинается педагогом–психологом с дошкольной группы воспитанников. Цикл занятий направлен на пропаганду здорового образа жизни.
Вторичная профилактика - Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, а также дети с отягощенным анамнезом. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества (как правило, вновь поступившие воспитанники подросткового возраста) и индвидуальная коррекционная работа с детьми.
Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Данной категории в условиях нашего образовательного учреждения нет.
Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:
-
Групповая работа. (тренинг поведения, личностный тренинг).
-
Дискуссии, беседы, индивидуальные и групповые консультации
-
Мозговые штурмы.
-
Ролевые игры.
Предполагаемые результаты
-
Уменьшение факторов риска возникновения аддиктивного поведения воспитанников;
-
Формирование мотивации на здоровый образ жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий, личностных ресурсов у детей и подростков;
-
Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Литература
-
Змановская Е. В. Девиантология: /Психология отклоняющегося поведени: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
-
Коробкина З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 192с.
-
Подхватилин Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
-
Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. - М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 2003. - 144с. - /Психология для всех/.
-
Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176 с.
-
Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения. //Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 98-106.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5938
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8