Об организации внеучебной работы по профилактике зависимостей а ГОУ ВПО «УРГПУ»

Аннотация

Проблема воспитания у российского студента осознания ценности здоровья и здорового образа жизни остается одной из важнейших задач в образовательной среде. В УрГПУ профилактика аддиктивного поведения студентов носит комплексный системный характер и направлена на формирование психологической устойчивости личности для противостояния негативному влиянию среды в ситуации выбора.

Общая информация

Ключевые слова: студенческая среда, аддиктивное поведение, профилактика зависимостей

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Каневская Т.М. Об организации внеучебной работы по профилактике зависимостей а ГОУ ВПО «УРГПУ» // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

В настоящее время со стороны государства уделяется большое значение вопросам здоровья и внедрению инновационных технологий здоровьесбережения. В то же время, проблема воспитания у российского студента осознания ценности здоровья и здорового образа жизни остается одной из важнейших задач в образовательной среде. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента (на основании исследования ценностной сферы студентов УрГПУ), ценность «здоровье» находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.

Приоритетным направлением профилактической работы была и остается первичная профилактика, особенно в студенческой среде, как основном интеллектуальном потенциале модернизации России, провозглашенной Президентом Российской Федерации.

<...>

Полный текст

В настоящее время со стороны государства уделяется большое значение вопросам здоровья и внедрению инновационных технологий здоровьесбережения. В то же время, проблема  воспитания  у  российского студента осознания ценности здоровья и здорового образа жизни остается одной из важнейших задач в образовательной среде. В иерархии потребностей, лежащих в основе поведения студента (на основании исследования ценностной сферы студентов УрГПУ), ценность «здоровье» находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на приоритет ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.

Приоритетным направлением профилактической работы была и остается первичная профилактика, особенно в студенческой среде, как основном интеллектуальном потенциале модернизации России, провозглашенной Президентом Российской Федерации.

В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) профилактика зависимостей носит комплексный характер, направленный на своевременное предупреждение причин зависимости задолго до их возникновения. В УрГПУ  разработана и успешно реализуется комплексная система мер по профилактике зависимостей. Первичная профилактика зависимостей имеет основную цель - предотвратить возникновение нарушения или  болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития личности. Использование комплексной программы внеучебной работы со студентами по активизации личностного потенциала позволяет перейти от разрозненных воспитательных мероприятий к социокультурной среде, не приемлющей наркоманию, алкоголизм и другие виды зависимостей.

В нашем университете принимаются профилактические меры, направленные на осознание каждым студентом личной ответственности за свое духовное и физическое здоровье.

Процесс формирования ценностного отношения  к здоровью и ведению здорового образа жизни у студентов мы рассматриваем, как комплекс профилактических методов и педагогических задач.

В УрГПУ создана Программа комплексной профилактики зависимостей, социально-значимых заболеваний и формирования ценностного отношения к здоровью в образовательной среде Уральского государственного педагогического университета.

Цель программы:

Комплексная профилактика зависимостей и формирование ценностного отношения к здоровью и ведение здорового образа жизни в образовательной среде УрГПУ.

Задачи программы:

  1. Активизация работы по профилактике зависимостей, социально-значимых заболеваний в образовательном пространстве университета.
  2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в системах различного уровня отношений между субъектами образовательного процесса («студент-студент», «преподаватель-студент», «преподаватель-преподаватель» и т.д.).
  3. Объединение усилий учебных и структурных подразделений, а также общественных объединений работников и обучающихся УрГПУ для решения проблем профилактики зависимостей и формирования ценностного отношения к индивидуальному здоровью и ЗОЖ.

Приняты Программы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни и профилактики ВИЧ инфекции / СПИД.

Под руководством проректора по социальной и воспитательной работе Середы В.А. организовано эффективное сотрудничество управления по ВР (начальник Управления воспитательной работы С.Ю Боровиков), кафедры анатомии, физиологии и валеологии (зав. каф. С.Н. Малафеева), лаборатории ЗОЖ, отдела психолого-педагогического сопровождения студентов (начальник отдела Т.М. Каневская) с внешними структурами и организациями по реализации программ здоровьесбережения детей и молодежи. В целях оптимизации и осуществления совместной деятельности  по формированию здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья у обучающихся и работников, профилактике ВИЧ – инфекции и других социально значимых заболеваний Уральским государственным педагогическим университетом заключены договора о взаимодействии с партнерами:

  •  ГУЗ СО «Свердловский областной центр по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции»;
  • «Свердловским областным центром планирования семьи и репродукции»;
  • ГБУЗ Свердловской области «Областной наркологический  диспансер»;
  • ГУЗ Свердловской области «Станция переливания крови №2 Сангвис»;
  • Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области.

В сотрудничестве со ГУЗ СО «Свердловским областным центром по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции» создаются и обучаются волонтерские студенческие отряды по пропаганде ЗОЖ и профилактике ВИЧ-инфекции.

В Уральском государственном педагогическом университете с 2003 года функционирует Лаборатория здорового образа жизни. Цель деятельности лаборатории: формирование личностных ресурсов студентов на доминирование ценностей ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья и жизни; внедрение в образовательную среду инновационных интерактивных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих изменение отношения к своему здоровью и формирование мотивации на ЗОЖ.

В учебных корпусах и общежитиях оформлены и регулярно обновляются стенды по здоровому образу жизни и профилактике зависимостей. Отдельное внимание уделяется вопросам профилактики в рамках реализации программы адаптации студентов младших курсов, проживающих в общежитиях, входящих в группу риска.

Важное место в профилактической работе зависимостей занимает психологическая профилактика. Это направление курируется отделом психолого-педагогического сопровождения студентов. Профилактика направлена формирование у студентов психологической устойчивости: приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды; умение противостоять манипуляциям, направленным на употребление наркотиков и других ПАВ, минимизацию проявлений рискованного поведения.

Опираясь на результаты научных и социологических исследований, данные официальной статистики, которые свидетельствуют, что Свердловская область относится к одной из самых неблагополучных территорий России, например, 1место по абсолютному числу ВИЧ-инфицированных среди 89 регионов РФ (по материалам областной научно-практической конференции «Основные подходы к профилактике ВИЧ-инфекции в Свердловской области от 21.04.2010 г),  отдел психолого-педагогического сопровождения студентоввыделил работу по профилактике зависимостей в студенческой среде на 2010/2011 уч.г. как приоритетное направление в деятельности отдела (утверждено общим планом работы университета). 

Начиная с первых дней 2010/2011 учебного года, при поддержке Министерства по физической культуре и спорту Свердловской области, мы реализуем для студентов УрГПУ социально-психологический проект «Профилактика зависимостей в студенческой среде». Подчеркнем, что с целью развития доминанты здорового образа жизни у студентов УрГПУ, на базе отдела психолого-педагогического сопровождения студентов сформирована волонтерская группа (студенческое психолого-педагогическое общество «Независимые»), работающая в направлении профилактики зависимостей.

Специалистами отдела разработаны памятки для студентов и для волонтеров, работающих в направлении профилактики зависимостей.

В 2010/2011 учебном году охват индивидуальной работой составил около 1000 первокурсников, охват общей просветительской работой – около 5 000 студентов 1-5 курсов.

Цели проекта: профилактика зависимостей в студенческой среде; формирование психологической устойчивости личности к употреблению ПАВ; создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.

Задачи:

  • развитие у участников  проекта ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) – решающий фактор сохранения здоровья.
  • просвещение и информирование студентов в области социально-значимых заболеваний;
  • освоение и раскрытие участниками программы собственных ресурсов личности и здоровья;
  • развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь;
  • выработка положительных эмоций, способствующих психическому благополучию – основы всех аспектов жизнедеятельности и здоровья.

Цели первичной профилактики достигнуты. По анкетам обратной связи все студентов отметили полезность и информативность занятий; создана атмосфера доверия и сотрудничества. Ответы студентов: «Запомнились ролики, фильм про ВИЧ. Изменилось отношение к таким людям», « …запомнилось, что СПИД– это не ВИЧ», «…не курю, а после этого тем более не буду курить» и т.д. «После занятий больше узнала о себе и о других»; «…узнала ближе своих одногруппников, наверное, за целый год бы не удалось так сдружиться», «чувствую себя уверенней», «Запомнилось и понравилось как эффективно выходить из конфликтных ситуаций,  чувствовать себя личностью», «у нас хорошая и дружная группа, а после тренингов стали еще сплоченней» и т.д.

Студенты-первокурсники выражают благодарность за проведенные  тренинги, семинары, специалистам и волонтерам - членам Студенческого психолого-педагогического общества «Независимые» (проект реализован по принципу «Равный обучает равного»).

Волонтеры (члены СППО «Независимые») готовы реализовать  профилактические мероприятия с подростками, передавая полученные ими на занятиях актуальные знания по профилактике и свой положительный опыт, что позволит нам выезжать с программой по профилактике зависимостей в образовательные учреждения города Екатеринбурга.

Мы считаем, что разработанную программу (проект) необходимо реализовать, не только в студенческой среде, но и в школах, а так же и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, поскольку именно в данных учреждениях мероприятия по профилактике зависимостей и формированию мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью проводятся в недостаточном количестве. А это, в свою очередь, способствует повышению попадания выпускников этих учреждений в «группу риска». Подобные занятия, формируя осознанность поведения в ситуации выбора, способствуют выработке психологической устойчивости у данной группы детей и подростков и их здоровьесбережению.

Так же следует особо уделить внимание тому, что мы провели исследование среди первокурсников на выявление психологических особенностей личности (на выявление склонности к аддиктивному (зависимому) поведению). В исследовании приняло участие 176 студентов из всех (19) учебных подразделений УрГПУ. Дальнейшие наши шаги: определение «группы риска», разработка специальной программы семинаров-тренингов, апробация программы и экспериментальная проверка эффективности программы.

В 2010 году УрГПУ является победителем областного конкурса программ по профилактике наркомании среди высших учебных заведений Свердловской области (проект «Профилактика зависимостей в студенческой среде» реализован при поддержке Министерства по физической культуре и спорту Свердловской области, координатор проекта Т.М. Каневская).

Отметим, что все профилактические мероприятия проводятся согласно разработанным планам воспитательной работы университета и планам учебных подразделений.

Мы считаем, что социально-психологические мероприятия в ВУЗе должны быть направлены на активизацию просветительской работы, развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков; воспитание психически здоровой личности, способной справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающейся в приеме ПАВ.

Профилактическая работа по формированию здорового образа жизни проводится в УрГПУ под руководством Координационного совета по профилактике зависимостей, являющегося организатором соответствующей работы всех заинтересованных вузовских структур (председатель, начальник Управления воспитательной работы С.Ю. Боровиков).

Таким образом, профилактика зависимостей в студенческой среде УрГПУ носит комплексный системный характер, направлена на своевременное предупреждение причин зависимости за долго до их возникновения.

Информация об авторах

Каневская Татьяна Михайловна, ассистент кафедры общей психологии Института психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»,, Екатеринбург, Россия, e-mail: kanevskayat@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3859
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3