Рефлексивный компонент интегративной модели доверия-недоверия при состоянии зависимости

Аннотация

Представлен системный подход к изучению феноменологии состояния зависимости. Приводятся теоретические обоснования рассмотрения рефлексивности как компонента модели доверия-недоверия. По результатам эмпирического исследования авторы делают вывод об опосредующей роли рефлексивности по отношению к системе доверия-недоверия, а также описывают видоспецифические и общие особенности деструкции взаимосвязи системы доверия-недоверия и рефлексивности при состоянии зависимости.

Общая информация

Ключевые слова: состояние зависимости, рефлексивность, доверие к себе, доверие к миру, доверие к людям

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Копылова П.В. Рефлексивный компонент интегративной модели доверия-недоверия при состоянии зависимости // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

В настоящее время всё большее внимание уделяется системному подходу к изучению зависимости. Наряду с необходимостью развития клинико-биологического представления о состоянии зависимости, особое значение приобретает изучение индивидуально-личностных факторов возникновения зависимости, что является основой для создания лечебно-реабилитационных программ.

В отечественной психологии рефлексивность в системе свойств личности человека описывается как интегративное, «всепроникающее» свойство (Карпов, 2003), а также как центральный феномен человеческой субъективности (Слободчиков, Исаев, 1995).

Феномен доверия есть рефлексивный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить отношения с окружающим миром и людьми (Скрипкина, 2000).

Основываясь на научных положениях об интегративном характере рефлексивности в системе личностных свойств человека, и ее взаимосвязи с феноменом доверия, мы допускаем, что, проецируясь на систему доверия-недоверия, рефлексивность опосредует особенности функционирования и структуру данной системы в ее видоспецифических образованиях (доверие к себе, доверие к миру, доверие к другим людям).

<...>

Полный текст

В настоящее время всё большее внимание уделяется системному подходу к изучению зависимости. Наряду с необходимостью развития клинико-биологического представления о состоянии зависимости, особое значение приобретает изучение индивидуально-личностных факторов возникновения зависимости, что является основой для создания лечебно-реабилитационных программ.

В отечественной психологии рефлексивность в системе свойств личности человека описывается как интегративное, «всепроникающее» свойство (Карпов, 2003), а также как центральный феномен человеческой субъективности (Слободчиков, Исаев, 1995).

Феномен доверия есть рефлексивный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить отношения с окружающим миром и людьми (Скрипкина, 2000).

Основываясь на научных положениях об интегративном характере рефлексивности в системе личностных свойств человека, и ее взаимосвязи с феноменом доверия, мы допускаем, что, проецируясь на систему доверия-недоверия, рефлексивность опосредует особенности функционирования и структуру данной системы в ее видоспецифических образованиях (доверие к себе, доверие к миру, доверие к другим людям).

В исследованиях состояния зависимости, как общий феномен этого состояния, отмечается снижение уровня рефлексивности. Сниженный уровень рефлексивности у людей с зависимостью проявляется в трудностях осознания и категоризации аффективных переживаний (Даулинг, 2000), чувственно-телесной рассогласованности (Лисецкий, Литягина, 2008), потере границ собственной личности (Менделевич, 2007).

Цель данного исследования: изучить рефлексивный компонент интегративной модели доверия-недоверия при физической (игровая зависимость) и химической (алкоголизм) зависимостях.

Объект исследования: состояния доверия-недоверия к себе, людям, миру у людей с физической (игровая зависимость) и химической (алкоголизм) зависимостями.

Предмет исследования: взаимосвязь рефлексивности и компонентов системы доверия-недоверия у людей с физической (игровая зависимость) и химической (алкоголизм) зависимостями.

Исследование осуществлялось на базе Областного наркологического диспансера Курской обл. и психоневрологического диспансера г. Курска. Общий объем выборки испытуемых с зависимостью составил 64 человека (все испытуемые - мужчины в возрасте от 27 до 55 лет). Были выделены три экспериментальные группы: испытуемые с алкоголизмом, не имевшие опыта психотического эпизода (22 человек); испытуемые с алкоголизмом, имевшие опыт психотического эпизода (24 человека); испытуемые с игровой зависимостью (18 человек). Контрольную группу составили 20 мужчин в возрасте от 26 до 56 лет без проявлений зависимого состояния (по данным медицинских карт).

В качестве диагностического инструментария использовались: методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии»; методика Купрейченко А. Б. «Доверия-недоверия личности к миру, другим людям, себе» (Купрейченко, 2008). При статистической обработке данных были применены критерий U Манна-Уитни и критерий S Спирмена.

Результаты исследования подтверждают характерное для зависимости снижение показателей уровня рефлексивности. При попарном сравнении были выявлены значимые различия между показателями контрольной группой (отсутствие зависимости) и показателями группы испытуемых с алкоголизмом, имевших психотический эпизод (U= 118,00), а также между показателями контрольной группой и показателями группы испытуемых с игровой зависимостью (U=66,00). По данным описательной статистики, распределение средних значений уровня рефлексивности в исследуемых группах отражает следующую тенденцию: максимальное значение в группе с отсутствием зависимости (Хср=115,90), затем следует группа с алкоголизмом без психотического эпизода (Хср=115,18), наиболее низкие показатели были получены в группе с алкоголизмом с психотическим эпизодом (Хср=106,33), и в группе с игровой зависимостью (Хср=103,83).

Результаты корреляционного анализа по испытуемым с отсутствием зависимости были выявлены значимые взаимосвязи между показателями «рефлексия» и «доверие к себе» (0,87), а также «рефлексия» и «доверие к людям» (0,81), «доверие к себе» и «доверие к людям» (0,71), «доверие к людям» и «доверие к миру» (0,63). Полученные результаты подтверждает предположение об опосредующей роли рефлексивности по отношению к состояниям доверия-недоверия. Опосредуя степень доверия человека к себе, рефлексивность, таким образом, формирует характер доверия человека к миру (Рис.1).

Для физической зависимости (игровая зависимость) была выявлена значимая взаимосвязь обратной направленности для показателей «рефлексия» и «недоверие к миру» (-0,94) и «доверие к миру» и «недоверие к людям» (-0,67). Наличие в качестве объекта зависимости игры, в данном случае переводит рефлексивность в область преимущественно интеропсихической направленности (мир, другие люди), при этом взаимосвязь рефлексивности и доверия к себе разрушаются (Рис.2).

В группе испытуемых с химической зависимостью (алкоголизм без опыта психотического эпизода) значимые взаимосвязи выявлены между показателями «рефлексия» и «доверие к миру» (0,71) и «рефлексия» и «недоверие к миру» (-0,75). Как и в группе испытуемых с физической зависимостью, мы наблюдаем разрушение взаимосвязи между рефлексивностью и доверием к себе (не выявлены значимые корреляции между показателями «рефлексия» и «доверие к себе»). При этом, в отличие от физической зависимости, рефлексивность при алкоголизме характеризуется только лишь объектной направленностью (доверие-недоверие к миру) при отсутствии субъектной направленности (доверие-недоверие к людям). Выявленная тенденция объясняется более сильным патогенным влиянием алкоголя, как объекта зависимости, по сравнению с игрой (Рис.3).

Для группы испытуемых с химической зависимостью (алкоголизм с психотическим эпизодом) не выявлено значимых взаимосвязей между показателями «рефлексии» и «доверия-недоверия к себе, другим людям, миру», показатели доверия также не коррелируют между собой. Предположительно, длительное воздействие алкоголя, а также опыт психотического эпизода дезорганизуют систему личности в целом, что проявляется в разрушении взаимосвязи рефлексивности с системой доверия-недоверия (Рис.4).

Таким образом, в ходе исследования было подтверждено характерное для состояния зависимости снижение показателя рефлексивности. Данная тенденция проецируется на особенности функционирования системы доверия-недоверия. При отсутствии зависимости, имея высокие показатели, рефлексивность опосредует доверие человека к себе, на основе чего строится характер его доверия к миру.

Выявленная тенденция описана в литературе и феноменологически соответствует норме (Карпов, 2003), (Купрейченко, 2008), (Слободчиков, Исаев, 1995), (Скрипкина, 2007). При состоянии зависимости показатели рефлексивности снижаются, что приводит, в первую очередь, к разрушению ее взаимосвязи с доверием к себе (особенность характерна, как для физической, так и для химической форм зависимости), то есть не является видоспецифической. По мере усиления патологического влияния объекта зависимости (химическая зависимость, алкоголизм без опыта психотического эпизода) происходит разрушение связей рефлексивности и доверия-недоверия к людям, сохраняется лишь взаимосвязь рефлексивности и доверия к миру. Наконец, при алкоголизме с психотическим эпизодом взаимосвязь рефлексивности и компонентов доверия-недоверия распадается.

Литература

  1. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. – М.: Независимая фирма «Класс». 2000.
  2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал, 2003, т.24, №5.
  3. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. Изд.: ИП РАН, 2008.
  4. Лисецкий К. С., Литягина Е. В. Психология и профилактика наркотической зависимости. – Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2008.
  5. Менделевич. В. Д.  Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  7. Скрипкина Т.П. Психология доверия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000.

Информация об авторах

Никишина Вера Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая, кафедра клинической психологии, директор, Институт клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пиро-гова (ФГАОУ «ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2421-3652, e-mail: vbnikishina@mail.ru

Запесоцкая Ирина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий, факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО), ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3535-5779, e-mail: zapesotskaya@mail.ru

Копылова П.В., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3574
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5