Консультативная психология и психотерапия
2022. Том 30. № 4. С. 97–123
doi:10.17759/cpp.2022300406
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Методология исследования влияния психологических характеристик учеников при обучении шахматам
Аннотация
Цель. Работа направлена на выявление влияния индивидуальных психологических характеристик школьников, изучавших предмет шахматы в школе, на результаты образовательного шахматного теста. Методы и выборка. Использовались методика свободного рисунка «Мой шахматный урок», а также была применена методика оценки шахматных знаний и навыков с помощью разработанного шахматного теста, который составлялся командой, состоящей из опытных специалистов в области шахматного образования, психологов, социологов и профессиональных шахматистов на основе школьной программы обучения шахматам. Представлены материалы эмпирического исследования на выборке детей школьников из всех регионов Республики Армения (N=383). Результаты и выводы. Сопоставление обзора предыдущих исследований и эмпирических данных указывает на обусловленность шахматных навыков индивидуально–психологическими характеристиками детей такими, как интроверсия, интуиция, интеллект, рефлексивность и др. Шахматные навыки также обусловлены психологическими ресурсами и полом школьников. Полученные результаты подчеркивают необходимость учета индивидуальных–психологических характеристик как при составлении учебной программы, так и в процессе преподавания шахмат, как общеобразовательного предмета в школе.
Общая информация
Ключевые слова: интроверсия, экстраверсия, интеллект, интуиция, рефлексивность, шахматы
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300406
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерство образования, науки, культуры и спорта РА Государственный Комитет по науке (ГКН МОНКС РА) в рамках научного проекта № 10–5/I–1–2001\22.
Получена: 06.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Саркисян В.Ж., Манукян С.А., Испирян М.М., Геворкян Л.Л., Хачатрян Э.А. Методология исследования влияния психологических характеристик учеников при обучении шахматам // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. С. 97–123. DOI: 10.17759/cpp.2022300406
Полный текст
Введение
Метод
Типология К.Г. Юнга |
Типология Г.Д. Рида |
мыслящий тип экстраверт |
перечислительный тип |
мыслящий тип интроверт |
органический тип |
чувствующий тип экстраверт |
декоративный тип |
чувствующий тип интроверт |
воображаемый тип |
ощущающий тип экстраверт |
эмпатический тип |
ощущающий тип интроверт |
гаптический тип |
интуитивный тип экстраверт |
ритмический тип |
интуитивный тип интроверт |
структурный тип |
Результаты исследования
Рис. 2. Распределение количества элементов на рисунках
Название категории |
Наличие элемента в рисунке |
N |
Mean |
Std. Deviation |
Std. Error Mean |
Фигура человека – искаженная |
Присутсвует |
117 |
4,0872 |
2,16499 |
0,20015 |
Отсутсвует |
266 |
4,6019 |
2,22189 |
0,13623 |
|
множество деталей |
Присутсвует |
76 |
5,0170 |
1,97880 |
0,22698 |
Отсутсвует |
307 |
4,3029 |
2,24973 |
0,12840 |
|
эстетически завершенный рисунок |
Присутсвует |
178 |
4,7085 |
2,08590 |
0,15634 |
Отсутсвует |
205 |
4,2155 |
2,30113 |
0,16072 |
|
декоративный рисунок |
Присутсвует |
6 |
5,0755 |
1,98748 |
0,81139 |
Отсутсвует |
376 |
4,4251 |
2,21424 |
0,11419 |
|
воображаемый рисунок |
Присутсвует |
4 |
3,4720 |
2,54702 |
1,27351 |
Отсутсвует |
379 |
4,4549 |
2,21240 |
0,11364 |
|
ритмический рисунок |
Присутсвует |
37 |
3,9273 |
2,47494 |
0,40688 |
Отсутсвует |
346 |
4,5000 |
2,18162 |
0,11728 |
|
перечисляющий рисунок |
Присутсвует |
15 |
4,8391 |
2,56297 |
0,66176 |
Отсутсвует |
368 |
4,4286 |
2,20175 |
0,11477 |
|
структурный рисунок |
Присутсвует |
276 |
4,6105 |
2,16029 |
0,13003 |
Отсутсвует |
107 |
4,0169 |
2,30451 |
0,22279 |
|
органический рисунок |
Присутсвует |
12 |
3,2590 |
1,92219 |
0,55489 |
Отсутсвует |
371 |
4,4830 |
2,21508 |
0,11500 |
|
гаптический рисунок |
Присутсвует |
23 |
3,5097 |
1,79692 |
0,37468 |
Отсутсвует |
360 |
4,5044 |
2,22737 |
0,11739 |
|
подчеркнутый рисунок |
Присутсвует |
20 |
4,8530 |
2,09500 |
0,46846 |
Отсутсвует |
362 |
4,4237 |
2,22442 |
0,11691 |
|
рисунок человека без лба |
Присутсвует |
42 |
3,4071 |
1,90410 |
0,29381 |
Отсутсвует |
341 |
4,5724 |
2,21895 |
0,12016 |
|
пол ученика |
мужской |
241 |
4,4670 |
2,21123 |
0,14244 |
женский |
237 |
4,0878 |
2,21234 |
0,14371 |
|
|
Levene's Test for Equality of Variances |
t |
df |
Sig. (2–tailed) |
t–test for Equality of Means |
95% Confidence Interval of the Difference |
||||
Mean Diff. |
Std. Error Dif. |
||||||||||
F |
Sig |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Lower |
Upper |
|
Искаженная фигура человека |
Equal variances assumed |
0,097 |
0,756 |
–2,104 |
381 |
0,036 |
–0,51468 |
0,24458 |
–0,99558 |
–0,03379 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–2,126 |
227,046 |
0,035 |
–0,51468 |
0,24212 |
–0,99177 |
–0,03760 |
||
Множест. деталей |
Equal variances assumed |
2,251 |
0,134 |
2,534 |
381 |
0,012 |
0,71406 |
0,28175 |
0,16009 |
1,26803 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
2,738 |
127,479 |
0,007 |
0,71406 |
0,26078 |
0,19803 |
1,23008 |
||
Завершенный рисунок |
Equal variances assumed |
2,671 |
0,103 |
2,183 |
381 |
0,030 |
0,49294 |
0,22578 |
0,04901 |
0,93686 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
2,198 |
380,284 |
0,029 |
0,49294 |
0,22422 |
0,05207 |
0,93380 |
||
декоративный рисунок |
Equal variances assumed |
0,499 |
0,480 |
0,715 |
380 |
0,475 |
0,65039 |
0,90998 |
–1,13883 |
2,43961 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
0,794 |
5,200 |
0,462 |
0,65039 |
0,81938 |
–1,43176 |
2,73254 |
||
воображаемый рисунок |
Equal variances assumed |
0,002 |
0,965 |
–0,883 |
381 |
0,378 |
–0,98290 |
1,11345 |
–3,17217 |
1,20637 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–0,769 |
3,048 |
0,497 |
–0,98290 |
1,27857 |
–5,01590 |
3,05010 |
||
ритмический рисунок |
Equal variances assumed |
1,161 |
0,282 |
–1,497 |
381 |
0,135 |
–0,57266 |
0,38243 |
–1,32459 |
0,17927 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–1,352 |
42,201 |
0,183 |
–0,57266 |
0,42344 |
–1,42708 |
0,28176 |
||
перечисляющий рисунок |
Equal variances assumed |
1,031 |
0,311 |
0,703 |
381 |
0,482 |
0,41058 |
0,58373 |
–0,73716 |
1,55831 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
0,611 |
14,854 |
0,550 |
0,41058 |
0,67163 |
–1,02220 |
1,84336 |
||
структурный рисунок |
Equal variances assumed |
0,755 |
0,386 |
2,368 |
381 |
0,018 |
0,59361 |
0,25069 |
0,10070 |
1,08653 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
2,301 |
182,367 |
0,023 |
0,59361 |
0,25796 |
0,08465 |
1,10258 |
||
органический рисунок |
Equal variances assumed |
0,772 |
0,380 |
–1,891 |
381 |
0,059 |
–1,22398 |
0,64738 |
–2,49686 |
0,04890 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–2,160 |
11,965 |
0,052 |
–1,22398 |
0,56668 |
–2,45908 |
0,01111 |
||
гаптический рисунок |
Equal variances assumed |
1,408 |
0,236 |
–2,098 |
381 |
0,037 |
–0,99462 |
0,47419 |
–1,92699 |
–0,06226 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–2,533 |
26,516 |
0,018 |
–0,99462 |
0,39264 |
–1,80095 |
–0,18830 |
||
подчеркнутый рисунок |
Equal variances assumed |
0,677 |
0,411 |
0,843 |
380 |
0,400 |
0,42926 |
0,50951 |
–0,57254 |
1,43107 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
0,889 |
21,436 |
0,384 |
0,42926 |
0,48283 |
–0,57359 |
1,43211 |
||
рисунок человека без лба |
Equal variances assumed |
2,309 |
0,129 |
–3,258 |
381 |
0,001 |
–1,16528 |
0,35768 |
–1,86855 |
–0,46200 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–3,671 |
55,675 |
0,001 |
–1,16528 |
0,31743 |
–1,80125 |
–0,52930 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пол ученика |
Equal variances assumed |
0,126 |
0,723 |
1,874 |
476 |
0,062 |
0,37922 |
0,20234 |
–0,01836 |
0,77681 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
1,874 |
475,858 |
0,062 |
0,37922 |
0,20234 |
–0,01836 |
0,77681 |
Group Statistics гаптический рисунок |
||||||
Пол ученика |
|
|
N |
Mean |
Std. Deviation |
Std. Error Mean |
Муж.
|
Количество правильно решенных задач |
Отсутствует |
184 |
4.6928 |
2.18475 |
0.16106 |
Присутствует |
13 |
3.6715 |
1.70202 |
0.47206 |
||
Жен.
|
Количество правильно решенных задач |
Отсутствует |
176 |
4.3074 |
2.26050 |
0.17039 |
Присутствует |
10 |
3.2995 |
1.98583 |
0.62797 |
Пол ученика |
|
t |
df |
Sig. (2–tailed) |
Mean Difference |
Std. Error Difference |
95% Confidence Interval of the Difference |
|
|||
|
|
|
|
|
Lower |
Upper |
|||||
муж.
|
|
Equal variances assumed |
1.146 |
0.286 |
1.649 |
195 |
0.101 |
1.02129 |
0.61935 |
–0.20020 |
2.24278 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
2.048 |
14.943 |
0.059 |
1.02129 |
0.49878 |
–0.04218 |
2.08476 |
|
жен.
|
|
Equal variances assumed |
0.110 |
0.741 |
1.379 |
184 |
0.169 |
1.00791 |
0.73075 |
–0.43381 |
2.44964 |
Equal variances not assumed |
|
|
1.549 |
10.371 |
0.151 |
1.00791 |
0.65068 |
–0.43489 |
2.45072 |
Group Statistics структурный рисунок |
||||||
Пол ученика |
|
|
N |
Mean |
Std. Deviation |
Std. Error Mean |
Муж.
|
Количество правильно решенных задач |
Отсутствует |
60 |
4.3127 |
2.16803 |
0.27989 |
Присутствует |
137 |
4.7623 |
2.16108 |
0.18463 |
||
Жен.
|
Количество правильно решенных задач |
Отсутствует |
47 |
3.6392 |
2.43911 |
0.35578 |
Присутствует |
139 |
4.4608 |
2.15681 |
0.18294 |
Пол ученика |
|
|
|
|
|
|
|
||||
t |
df |
Sig. (2–tailed) |
Mean Difference |
Std. Error Difference |
95% Confidence Interval of the Difference |
|
|||||
|
|
|
|
|
Lower |
Upper |
|||||
муж.
|
|
Equal variances assumed |
0.072 |
0.789 |
–1.343 |
195 |
0.181 |
–0.44958 |
0.33488 |
–1.11004 |
0.21087 |
|
Equal variances not assumed |
|
|
–1.341 |
112.296 |
0.183 |
–0.44958 |
0.33530 |
–1.11393 |
0.21476 |
|
жен.
|
|
Equal variances assumed |
1.234 |
0.268 |
–2.183 |
184 |
0.030 |
–0.82166 |
0.37640 |
–1.56427 |
–0.07904 |
Equal variances not assumed |
|
|
–2.054 |
71.865 |
0.044 |
–0.82166 |
0.40006 |
–1.61918 |
–0.02413 |
Название показателя в рисунке |
Sig. (2–tailed) |
Психологическое содержание показателя |
Гаптический рисунок – Интровертированный ощущающий тип |
0,037 |
Обычно люди с такими характеристиками отличаются странностью, субъективностью поступков [9]. |
Структурный рисунок – Интровертированный интуитивный тип |
0,018 |
Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Углубление интуиции часто влечет за собой удаление от осязаемой действительности [9]. |
Органический рисунок – Интровертированный мыслительный тип |
0,059 |
Мышление людей данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства [9]. |
Трансформировання фигура человека на рисунке |
0,036 |
Отсутствие внутреннего контроля отрицательно влияет на результаты шахматного образовательного теста [8; 9]. |
Эстетически законченный рисунок |
0,030 |
Данный тип рисунков в психологической литературе обычно интерпретируется как показатель работоспособности, воли, запаса ресурсов. |
Детализированный рисунок |
0,012 |
Выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка + мотивация, заинтересованность |
Рисунок человека без лба |
0,001 |
Проблемы умственного развития [8; 9]. |
Пол |
0,062 |
На статистически значимом уровне мальчики лучше решали задачи шахматного теста, чем девочки. |
Выводы
[1] Термин «образовательные шахматы» призван различить цели спортивных шахмат, которые направлены на достижение детьми высоких результатов, и преподавание шахмат в школе, направленное не на спортивные достижение, а на достижение целей развития и повышения академической успеваемости детей за счет развивающего ресурса шахмат. В России эта идея преподавания шахмат в школе выражена формулой «шахматы для общего развития».
[2] В данной статье мы фокусировали внимание преимущественно на категориях и элементах, с помощью которых были выявлены статистически значимые результаты.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: 1982. 433 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 621
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 197
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1